Политика, методология и стратегия российского образования уточняют свои исторические ориентиры. Разрабатывается новый Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт (ФГОС). В соответствии с ним, институт образования призван гарантировать социализацию нового поколения, его адекватное вхождение в общество.
Столь императивная постановка стратегических задач вызвала к жизни смену дидактической парадигмы. От целей овладения знаниями, умениями и навыками (ЗУН), господствовавших в педагогике более полувека, задачный акцент перестраивается на принципиально новую парадигму - системно-деятельностную.
К настоящему времени системно-деятельностный подход в начальной школе, практически, реализован. Пришла пора преобразований в основной школе.
Смысловое поле для понимания СДП
Системно-деятельностный подход (СДП) становится средством социализации. Он обеспечивает совместные и осознанные действия субъектов образования в процессе присвоения исторических ценностей и традиций.
Психологический аспект воспитания фокусируется на выращивании личностных смыслов, вынашивании ценностных установок. Пространством их развития, порождения и трансформации является совместная деятельность воспитанников со взрослыми наставниками.
Критерием воспитательного процесса, в отличие от учебного, становится девиз новейшего времени: «Научить смыслу невозможно. Его можно только воспитать».
В новом представлении об образовании возникают новые диалектические противоположности: стандартизация и вариативность.
Вариативный фактор образования – свойство, позволяющее сполна проявиться способностям учеников в группах, а также дающее возможность учитывать индивидуальные качества отдельных учащихся.
Стандартизация образования – это система ограничений вариативности. Цель ограничений - обеспечить равные возможности субъектам образования в учебно-воспитательном процессе.
Специфика СДП при разработке ФГОС
Системно-деятельностный подход диктует ряд положений, которые надо учитывать для разработки ФГОС.
- Индивида можно понять не иначе как наблюдая целенаправленную деятельность, в которую он интегрирован, через которую развивается, действует, посредством которой живёт.
- Взрослый, ребёнок и его сверстники в совместно-разделённой деятельности создают друг для друга и обогащают представление о мире. Именно оно позволяет растущей личности решать жизненные задачи широкого круга.
- Возрастные этапы развития ребёнка характеризуются преобладанием той или иной ведущей деятельности. Она определяет индивидуальные особенности учащихся в зависимости от их возраста.
- Ребёнок может усвоить исторически сформировавшиеся способы человеческого поведения, вырастить в себе способности, усвоить ценности и социальные нормы, прошедшие поверку историей, только если он включён в целенаправленные и систематизированные деятельности.
Планы анализа деятельности в разработке ФГОС
При проектировании ФГОС необходимо конструировать деятельность, которая формирует представление о мире, исходя из четырёх планов последовательно осуществляемого её анализа:
- мотивационно-ценностного плана (МЦП);
- целевого плана (ЦП);
- операционального плана (ОП);
- ресурсного плана (РП)
Системно-деятельностный подход требует учитывать эти планы при разработке примерных программ образования.
Коротко о специфике каждого плана анализа деятельности.
1. Специфика МЦП - он отвечает на вопрос: «Зачем нужна данная деятельность?».
Ответ даёт картину ценностных ориентиров, на которые опирается развивающаяся личность. Проектируя стандарт и примерные программы, необходимо уделить первостепенное внимание мировоззрению личности и мотивации обучения.
Системообразующей характеристикой образовательного стандарта в ходе МЦП анализа становится достижение личностного результата при обучении и воспитании.
2. Специфика ЦП - он отвечает на вопрос: «Каково направление деятельности?»
Ответ даёт картину системы действий, в ходе которых происходит усвоение содержания образования. При проектировании необходимо обратить внимание на совокупное использование универсальных учебных действий (УУД), ведущих к предметно-содержательному результату обучения – целостному фундаментальному образовательному ядру.
3. Специфика ОП - он отвечает на вопрос: «Как совершаются действия?»
Ответ даёт картину, содержащую специализированные способы действия и операции. С их помощью усваиваются умения и навыки, которые гарантируют совершение учебных действий.
В любом учебном предмете, подлежащем усвоению, цель учебного действия – неизменная величина, а набор операций, включая технологию прихода к результату – переменная.
4. Специфика РП - он отвечает на вопрос: «За счёт какого ресурса происходит деятельность?»
Ответ даёт исчерпывающую картину ресурсов, без которых невозможен эффективный ход обучения и воспитания: финансовых, кадровых, нормативно-правовых.
На выбор ресурсов влияют следующие факторы:
- необходимый предметный результат (определяющее условие – цель действия);
- необходимый личностный результат (определяющее условие – мотив деятельности).
Ресурсы, так же как и технологии образования, являются вариативными компонентами в его стандарте.
Компетентность и ЗУН
Системно-деятельностный подход в образовании утверждает, что ЗУН вторичны по отношению к целенаправленным учебным действиям. Они (ЗУН) должны быть порождены, применимы и сохранены, лишь исходя из условий целенаправленной деятельности.
Что же касается качества знаний, то оно также производно от многообразия целенаправленных УУД.
В СДП компетентность личности формируется в следующем порядке: «компетенция - деятельность – компетентность».
Компетентность предстаёт как знание в действии. Она проявляется в способностях к применению усвоенных знаний и навыков для получения эффективных результатов деятельности.
Системно-деятельностный подход воссоединяет в педагогической психологии, методологии и дидактике два фундаментальных исторических подхода: современный актуальный компетентностный подход и более ранний, ныне - вторичный, основанный на ЗУН.