Как рассматривать переходность глагола

Вопросы переходности глаголов для многих непонятны. Тема "Переходность глагола" одна из самых сложных в школьной программе. Отведенного времени на изучение не хватает, и поэтому не складывается полная картина в определении переходных и непереходных глаголов. Дети часто просто не умеют определять данную категорию. В нашей статье мы рассмотрим более подробно переходность и непереходность глаголов.

Итак, категория глаголов, способная выразить отношения между субъектом, совершающим действие, и объектом, принимающим это действие, указывает на переходность глагола. Суть всего состоит в следующем: надо определить переходит это действие на предмет или не переходит. Отсюда и прямые названия: переходные непереходные глаголы.

Собственно, глаголы переходные – это действие, переходящее на предмет. Они всегда сочетаются с именами существительными в винительном падеже и другими словами, такие глаголы управляют винительным падежом. При определенных условиях вместо винительного падежа может быть родительный. Это происходит в случае, если присутствует полное отрицание действия (не выучил урока, не принес хлеба) или действие применимо не полностью, а частично (выпил чаю, принес хлеба). Обобщая сказанное, делаем вывод: переходность глагола – это когда он:

а) сочетается с местоимением или именем существительным в винительном падеже, при этом предлог отсутствует (купить билет, есть бутерброд, посмотреть этот (фильм) и так далее);

б) сочетается с местоимением или именем существительным в родительном падеже.

Следует обратить внимание на то, что главным условием переходности глагола является наличие существительного, обозначающего какой-либо объект и стоящего в винительном падеже без предлога, или при конкретных условиях в родительном падеже. В противном случае, глагол будет непереходным. Например, пробежал час. Глагол пробежал не является переходным, потому что существительное час – это не объект действия. Или жить неделю. Все то же самое, глагол непереходный, так как существительное неделя не может испытывать на себе указанное действие.

Одной из грамматических особенностей категории переходности указывается наличие личных форм страдательного залога (газета читается мною, в школьной программе это не изучается) и наличие причастных форм страдательного залога (читаемая мамой газета).

Теперь о глаголах непереходных. Это обозначение действия, не переходящего на конкретный объект, а только его затрагивающее. При этом непереходные глаголы не имеют прямого дополнения. Другими словами, они не управляют указанными выше падежами и не имеют формы страдательного залога (белеет парус, купаться в море, отказаться от воды и так далее).

Многие лингвисты отмечают, что четко определенной границы между переходностью и непереходностью глаголов не существует. Эта способность глагола выявляется в его семантике. И часто бывает, что эти два вида взаимодействуют друг с другом: переходить дорогу, идти по дороге. В преимуществе данного признака – грамматическая принадлежность.

Исходя из семантики, категория переходность глагола делится на группы. Так, глаголы переходные, чаще всего обозначают:

- создание объектов (вымышленных или существующих): сочинять, создавать, пить;

- разрушение объектов: убить, уничтожить;

- изменение объекта: переделать, перестроить;

- перемещение объекта: переложить, двинуть;

- значение эмоциональности: уважать, любить, ненавидеть;

- значение ощущения и восприятия объекта: чувствовать, видеть, слышать.

Среди семантических групп непереходных глаголов можно назвать несколько основных:

- положение в пространстве: бежать, стоять, лежать;

- признак объекта: белеть, вянуть, цвести;

- занятость объекта: работать, бездельничать, играть.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.