Политический режим современной России похож на делегативную демократию в ее идеальном варианте. Социальная направленность его вполне четкая. На самом деле политический режим России представляет собой не управляемую демократию, а авторитарную с либеральными «замашками». И судя по опросам, граждан страны вполне устраивает такая версия. Три человека из десяти согласны, чтобы В. В. Путин пожизненно оставался на главном посту. Рейтинг его поддержки не опускается ниже 80%. Видя такое отношение к себе, В. Путин дал понять, что, даже уйдя с поста президента, он будет принимать участие в управлении государством. Так и случилось. При более слабом президенте он стал премьер-министром, чтобы через положенное время снова вернуться к прежней должности. Сторонники авторитаризма считают, что правление В. Путина подтверждает, что у этого режима есть будущее. Рыночный авторитаризм, созданный им, идет по пути Китая, на примере которого можно видеть, как управляемая модернизация ведет к постоянному ежегодному экономическому приросту в размере 10% и более.
Политический режим в России не привел к значительным изменениям институтов политической системы, однако ресурсы стали сконцентрированы, а власть централизованной. Уже она, а не олигархи, взяла в свои руки управление самыми крупными телеканалами. А это значит, что все политические решения теперь понятно и четко формулируются и доводятся до граждан страны. Распространилось влияние Кремля и на Интернет и печатные СМИ.
Политический режим в России также привел к ограничению автономии власти в регионах. Теперь бывшие офицеры КГБ и генералы стоят во главе семи крупных округов, созданных В. В. Путиным. Преобразования, к которым привел нынешний политический режим в России, коснулись и Совета Федерации – верхней палаты Федерального Собрания. Отныне его состав формируется при участии президента. Он отменил избрание губернаторов путем голосования и сам вносит те кандидатуры на пост главы исполнительной власти, которые были утверждены Законодательными собраниями регионов. То есть губернаторов с 2005 года стали не избирать, а назначать. Это сделало более эффективной систему управления, а деятельность руководителей в регионах прозрачной и подотчетной.
Также политический режим в России продолжает способствовать постепенному ослаблению независимости парламента. Для сравнения: если во время парламентских выборов в конце 2003 года он контролировал губернаторов в регионах и такие ресурсы, как телеканалы, чтобы партия «Единая Россия» получила большинство голосов, то теперь ее союзники занимают в нем более половины мест. Правда с уходом из политики партий СПС и «Яблоко» исчезла и политическая конкуренция, стало слабее проявление демократии.
Однако стоит признать, что теперешний политический режим полностью соответствует требованиям времени. Государство укрепило свои возможности и позиции и тем самым смогло удовлетворить основные запросы граждан. Например, ощутимы его действия в сфере образования, в обустройстве дорог, в выплате задолженности пенсионерам и бюджетникам. Естественно, что оно не должно останавливаться, и продолжать успешно действовать в сфере здравоохранения, общественной безопасности, бороться с коррупцией, гарантировать потребителям защиту прав. Если сравнивать со спадом в 90-х годах, то рост экономики во время пребывания В. В. Путина у власти повысился почти на 7%. Также наблюдается тенденция превышения доходов в бюджет над расходами.
Конечно, огромную роль на рост экономики в России оказало повышение цен на газ и нефть. Но эти ресурсы не бесконечны, поэтому дальнейшее развитие страны зависит от инновационной экономики.