Приемы анализа: классификация, методы и способы, область применения

Начнем с общего понятия. Анализ – древнее греческое слово, обозначающее расчленение предмета или явления на составляющие элементы для их детального изучения. К примеру, когда ребенок откручивает кукле голову, чтобы посмотреть, что у нее пищит внутри, он занимается анализом ее устройства. Привычное словосочетание «спектральный анализ» также изучает состав объектов, но уже без откручивания головы, а с помощью специального приема – изучения спектров излучения материи.

Определение

Изучать с помощью анализа можно практически все. Мы остановимся на экономическом анализе, который по своей сути полностью соответствует первоначальному греческому значению.

Основные приемы экономического анализа

Экономический анализ – это исследование хозяйственной деятельности предприятия через изучение отдельных показателей. Иными словами, это расчленение одного целого на элементы. Изучается все: причины изменения таких показателей, взаимосвязь между ними и иными явлениями и т. д.

На сегодняшний день в финансово-аналитической сфере бизнеса собралась великолепная коллекция приемов экономического анализа. Методов много, они различаются по целям, способам их группировки, математической природе и так далее. Изучать их чрезвычайно интересно, а грамотно применять – настоящее интеллектуальное удовольствие.

Что и зачем анализируется

Главная сфера интересов экономического анализа – текущая деятельность предприятия с исследованием его имущественного и финансового состояния. В сферу такого исследования могут входить производственные и логистические составляющие, функционирование отдельных подразделений и прочее. Набор показателей зависит исключительно от задач конкретного исследования, хотя общая цель у любого экономического анализа всегда одна: поиск резервов и дополнительных ресурсов для повышения эффективности бизнеса.

Не все согласны, что приемы анализа в экономике являются наукой, хотя во многих источниках очень популярно выражение «теория экономического анализа». Методы и технологии его проведения отлично описаны, опробованы и структурированы, что делает предмет экономического анализа полноценной учебной дисциплиной.

Методика и приемы экономического анализа

Как все началось

Это была постепенная трансформация счетовода в черных нарукавниках с деревянными счетами на столе в финансового аналитика с заоблачным окладом и серебристым ноутбуком в руках. Бухгалтерский учет был в течение долгого времени главным источником информации о финансовом и общем экономическом состоянии предприятия. Этот учет состоял из отдельных показателей. Бухгалтеров с давних времен интересовало все: откуда взялись деньги, что с резервами, что угрожает стабильности и так далее. В их распоряжении имелись два могучих помощника в анализе: математика и статистика.

Удивительно, но до сих пор в большинстве компаний доля информационного вклада со стороны бухгалтерского учета в общий анализ составляет примерно 70 %.

В современных форматах экономического анализа изучаются все стороны хозяйственной деятельности компаний. Прогресс в развитии способов сбора и обработки информации огромный. Без предварительного экономического анализа сегодня никто не начнет каких-либо реформ, нововведений или новых направлений бизнеса. Грамотный анализ сегодня – это неотъемлемая часть эффективного и развивающегося бизнеса.

Классификация приемов экономического анализа

Все виды и приемы аналитических исследований деятельности компании делятся на две группы анализа:

  1. Управленческий.
  2. Финансовый.

Такое деление методов и приемов экономического анализа обусловлено разницей в содержании и задачах, поставленными перед исследованием.

Перед обзором основных видов нужно заметить, что в последнее время разделение аналитических методов в бизнесе становится все более условным. Однако для понимания и компетентного выбора методов в своей работе лучше изучать приемы анализа традиционным путем: метод за методом.

Статистические приемы экономического анализа

Финансовая аналитика

Финансовый анализ подразделяется на два подвида исследований:

  • Внешний финансовый анализ проводится исключительно для оценки общей финансовой ситуации в компании, включая ее ликвидность, платежеспособность и другие показатели. Такого рода проверки проводятся банками, аудиторскими фирмами, налоговыми инспекциями – всеми, кому это поручат заинтересованные или уполномоченные организации.
  • Внутренний финансовый анализ может проводиться с самыми разными задачами. Несмотря на то что такое исследование выполняется собственными силами, оно намного жестче и критичнее, чем все внешние проверки. Методики и приемы экономического анализа для внутреннего пользования позволяют контролировать рентабельность и прибыль в динамике, отслеживать эффективность использования собственных и заемных средств, определять портфельную стоимость компании с фиксацией точек ее изменения и так далее. Показатели разнообразные и весьма серьезные. Такие приемы анализа всегда направлены на поиск управленческих решений по оптимизации работы и улучшения финансового пейзажа компании. Поэтому разница между внутренним финансовым и управленческим анализом выглядит иногда размытой.

Управленческая аналитика

Управленческий анализ предназначен только для внутреннего пользования. Сфера вопросов и показателей в данном случае чрезвычайно широкая, она может меняться по необходимости. При данном виде исследования в сборе информации и ее анализе принимают участие почти все структурные подразделения компании. Часто речь идет о технических или производственных показателях, требующих изучения. Сюда же могут относиться разного рода «ресурсные» вопросы: эффективность использования основных фондов, человеческих ресурсов, расходных материалов. Важнейшей частью управленческого анализа являются показатели, связанные с реализацией товаров или услуг: их объем, себестоимость, изменения в клиентских предпочтениях. Методика и приемы экономического анализа для управленческих решений могут быть самыми разнообразными, здесь нет лимитов на формат исследований.

Способы анализа по функциям и задачам

Рассмотрим разные методы анализа состояния компании.

1. Маркетинговый

Один из самых распространенных приемов анализа для оценки различных рынков: расходных материалов и сырья для производства, сбыта, конкурентов, клиентских групп и т. д.

2. Инвестиционный

Один из самых серьезных и полновесных видов исследования, который многими экспертами расценивается, как вполне самостоятельный элемент теории инвестирования, хотя по своей сути он является близким «родственником» внутреннего финансового анализа. Цель в данном методе предельно проста: оценить объект для принятия решения об инвестировании. Отсюда и широкий охват показателей с подробнейшей детализацией и отслеживанием изменений этих показателей в динамике.

Приемы экономического анализа

3. Функционально-стоимостный

Отличный вариант системного исследования, когда нужна информация о конкретном процессе, продукте, подразделении или уровне управления. Обычно задачей является поиск минимизации затрат в том или ином секторе хозяйствования.

Виды анализа по охвату деятельности

Широко используется комплексный или полный вид анализа, который включает в себя все аспекты деятельности компании.

Есть еще и тематический анализ, который рассматривает отдельные элементы. Это может быть, к примеру, анализ причин высокой текучести человеческих ресурсов в компании.

К подобным критериям можно отнести и разнообразие объектов изучения. Анализ может относиться к микроэкономическим исследованиям отдельных хозяйственных единиц: цеха, склада, ремонтной базы, завода и т. д.

Макроэкономический анализ занимается отдельными отраслями промышленности, экономикой регионов или комплексными межотраслевыми исследованиями.

Экономический анализ по времени его проведения

Исследования могут проводиться за разный промежуток времени деятельности компании. Выделяют следующие виды экономического анализа:

  • Предварительный. Особенно полезен при разработке бизнес-плана или любого другого нового проекта. Задача такого анализа обычно состоит в том, чтобы выяснить, способна ли компания или ее подразделение справиться с планируемыми объемами и изменениями.
  • Текущий. Часто напоминает классические оперативные сводки, которые кладутся каждое утро на стол руководителю. На сегодняшний день они могут быть не на столе, а на экране монитора, но суть остается прежней: по заданным параметрам готовится оперативный отчет для мониторинга хозяйственной деятельности в динамике.
  • Итоговый. Чрезвычайно полезная информация, которой некоторые руководители пренебрегают. Это ретроспективное исследование прошедших периодов может помочь сделать ценнейшие выводы для будущих стратегий и оптимизации работы компании.
  • Перспективный. Занимается в большей степени не предсказыванием будущего, а точным просчетом ожидаемых результатов в планируемом периоде времени. Профессиональный перспективный анализ должен играть решающую роль в планах будущего развития бизнеса.

Анализ количества и качества

Классификация методов и приемов экономического анализа включает два вида исследований, которые можно было бы обозначить как "математический" и "лирический". Оба отлично укладываются в понятие «единство противоположностей».

Факторный (количественный) анализ

Самый популярный среди финансистов и бухгалтеров метод позволяет получить информацию на основе сопоставления количественных показателей. Здесь используются как абсолютные величины, так и относительные. Этот вид анализа предполагает различного вида сравнения: со средними показателями, с лучшими, худшими, с прошлыми. В таких случаях очень популярны статистические приемы экономического анализа. На многих предприятиях используются и традиционные бухгалтерские методы в виде двойной и балансовой записи.

Цепные подстановки, математические группировки, индексация, интегральные формулы – все это относится к приемам анализа «математической» подгруппы.

Классификация методов приемов экономического анализа

Качественный анализ

Здесь предполагаются в большей степени сравнительные характеристики и экспертные оценки экономических процессов и явлений. В данной методике больше «лирики»: это могут быть даже деловые игры или мозговой штурм, разработка сценариев и иные приемы фасилитации экспертных групп. Главное – правильно сопоставить массив полученной информации и оформить в виде стройного резюме. Качественный анализ лучше проводить опытным профессионалам, чтобы не реализовался риск деформации информации из-за субъективности мнений отдельных экспертов.

Вариативность методик экономического анализа

Мы рассмотрели множество видов исследования экономического положения компаний. Кроме того, есть экспресс-анализ.

В данном случае название говорит само за себя. В некоторых срочных ситуациях не нужно использовать основные приемы и методы экономического анализа в виде фундаментальных исследований полного массива показателей. Если при проведении, например, тендера вам нужна достоверная информация о контрагенте, будет вполне достаточно экспресс-диагностики финансового состояния компании при помощи анализа выборочных ключевых показателей.

Основные приемы и методы экономического анализа

В отдельных случаях применяется маржинальный метод.

Это уже прием и способ экономического анализа с математическим моделированием, целью которого является поиск и определение оптимального варианта какой-либо проблемы. Маржинальный метод связан с расчетом точки безубыточности. Главным показателем служит маржинальный доход, который необходимо всеми силами делать выше, так как от него зависит величина и скорость получения прибыли. Чисто математически маржинальный доход – это разница между выручкой от продаж без учета налогов и затратами переменного характера.

Следует упомянуть также динамический и статический способы исследования.

По сути эти методы противоположны друг другу. Если статический анализ включает в себя неизменные показатели деятельности, то динамический занимается контролем и мониторингом блока показателей по ходу их изменений с течением времени. Отчетный период может быть любым – от месяца до десятилетия. Главное – отследить динамику изменений с их ключевыми факторами. Это могут быть, например, темпы роста общих издержек либо динамика поступления выручки от продаж продукции.

Критерий - оперативность

Оперативный экономический анализ может применяться на любом уровне управления или функционального подразделения. Его главное достоинство – своевременность проводимого исследования и максимальная временная приближенность к процессам хозяйственной деятельности. Это не экспресс-анализ, где исследуется минимально необходимое число показателей. Оперативный анализ может проводиться с охватом большого числа показателей. В большинстве случаев задачи данного приема анализа заключаются в поиске причин неудач или провалов для немедленных решений по их устранению.

Приемы анализа

Итоги – самое важное

Итоговый экономический анализ - это самый полный и подробный вид экономического исследования работы компании. Он относится к основным приемам экономического анализа и готовится по результатам различных отчетов предприятия. Такое исследование дает итоговую оценку деятельности компании за конкретный период (чаще всего за год). Данный вид анализа является точнейшим камертоном в настройке компании на повышение качества работы в будущем. Это можно сделать лишь при честном и самом объективном изучении всех действий с особым фокусом на моментах, которые можно оптимизировать или улучшить.

Никто не скажет, сколько современных методов экономического анализа существует на сегодняшний день. Потому что это одна из самых изменчивых сфер экономики бизнеса. Выбор способа исследования и оценки реального положения вещей зависит от многих факторов. Но есть одно общее непреложное правило: проводить экономический анализ постоянно и самым серьезным образом.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 5
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.