Городской рельсовый электротранспорт - это гарант отсутствия пробок и способ легко добраться из одной точки большого населенного пункта в другой. Где-то есть только трамваи, в мегаполисах, как правило, работает еще и метро. А есть такая удивительная штука, как метротрам. Спорим, вы впервые слышите такой термин? Единственный в России метротрам находится в городе Волгограде. Эта ветка стала гибридом трамвайной линии и метрополитена. Его также называют в Волгограде скоростным трамваем. Но как же так вышло? Обо всем по порядку.
Городу нужно метро
После Великой Отечественной войны Волгоград оказался практически полностью разрушен. Но советскому народу все нипочем. И огромный город всего за четверть века вырос заново и стал даже больше. В 70-е годы возникла проблема: мегаполис растянулся вдоль берега Волги почти на 80 километров. И власти задумались о том, что было бы неплохо бывшему Сталинграду обзавестись собственной линией метро. На это требовались колоссальные средства, поэтому инженерам пришлось придумать что-то менее затратное.
Так и родился метротрам - гибрид трамвайной линии и метрополитена. Дело в том, что с северной части города до центра уже ходил трамвай, который пересекался с дорожным полотном всего трижды, а значит, мог ехать довольно быстро. Вот инженеры и решили, что можно сделать подземные станции мелкого заложения, в которые бы просто заезжали обычные "рогатые". Так были выкопаны три первых подземных остановки, причем третья стала одновременно подземной и надземной.
Проблемы строительства
Когда начинали рыть тоннели, столкнулись с такой бедой - у трамваев наземных двери с правой стороны. А по стандартам метрополитена выход из вагонов осуществляется на левую сторону. Поскольку экономили даже на проектной документации, то додумались до просто невероятного - перекрестить тоннели друг над другом. Ведь денег на замену подвижного состава тем более не было.
После открытия первой очереди власти пообещали, что метротрам в итоге переделают в обычное метро. Рабочие вырыли еще три подземных станции, уже без перекрещивания тоннелей, но страна развалилась, проект встал на одном месте. Кстати, остановки скоростного трамвая в Волгограде вне зависимости от их местонахождения отчего-то называют станциями.
СТ
5 ноября 1984 года в путь отправились первые вагоны по маршруту СТ - скоростной трамвай, проще говоря. Скоростные трамваи в Волгограде стали курсировать через четыре района города: Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Центральный и Ворошиловский. На севере вагоны стартовали от тракторного завода, после станции "Центральный парк культуры и отдыха" уходили под землю и следовали до площади Чекистов, где находится разворотное кольцо, расположенное уже на поверхности. Предпоследняя станция маршрута скоростного трамвая в Волгограде "Пионерская" стала особенной - трамваи выезжали на нее из тоннеля на эстакаду над поймой реки Царицы. Эстакада вела до наземной части Ворошиловского района.
СТ-2
Спустя долгих 27 лет была открыта вторая очередь. Регион кое-как сумел закупить десять трамваев с дверьми по обе стороны вагонов. Но этого было бы недостаточно, чтобы обеспечить адекватный интервал между прибытиями на станции. Поэтому решили вновь изощряться - придумали второй маршрут СТ-2. Он следовал от разворотного кольца на станции "Стадион Монолит" в Краснооктябрьском районе, а после "Пионерской" заезжал в новые тоннели без перекрещивания и заканчивался на конечной "Ельшанка" в Советском районе города. Площадь Чекистов маршрут СТ-2 игнорировал.
Проекты на бумаге
В 2014 году власти заговорили о строительстве третьей, четвертой и даже пятой очередей скоростного трамвая в Волгограде. Планировали пустить ветки от тракторного завода до микрорайона Спартановка, что на северной окраине города, от "Комсомольской" до аэропорта через жилые массивы Семь Ветров и Жилгородок, и от "Ельшанки" до Волгоградского государственного университета ВолГУ. Но из-за отсутствия финансирования и смены губернатора задумки не были даже спроектированы на бумаге, а остались лишь в виде идей и презентаций инженеров.
Станции скоростного трамвая
9 июля 2018 года линии скоростного трамвая в Волгограде соединили в одну в рамках маршрута СТ-2. Это стало возможным благодаря тому, что подвижной состав пополнился модернизированными трамваями с дверьми по обе стороны, которые региону безвозмездно отправили из Москвы. К тому же новый губернатор нашел в бюджете миллионы на покупку тридцати новых трамваев с двусторонним расположением дверей.
Маршрут СТ оставили, но он ходит с 7:00 до 19:00 и на линию выходят одиночные вагоны. Единая линия позволила добираться с самой северной станции до конечной в Советском районе, то есть объединила пять районов длинного города и 21 остановочный пункт, включая шесть подземных станций.
Расписание скоростного трамвая в Волгограде довольно удобное: составы приходят на платформы каждые 3-5 минут с 5:49 до 23:08. Стоимость проезда составляет 25 рублей. Общая протяженность единственной ветки составляет 17,3 километра. От конечной до конечной можно доехать примерно за сорок минут.
На картинке выше показано, как выглядит схема скоростного трамвая в Волгограде. Уникальный волгоградский метротрам ежегодно перевозит миллионы пассажиров и является своеобразной достопримечательностью. Его станции расположены у самых главных объектов города - заводов ВГТЗ, "Баррикады", "Красный Октябрь", многих учебных заведений и даже у подножия великого Мамаева кургана. Маршрут скоростного трамвая был включен в топ самых интересных на свете по версии журнала "Форбс".