В еврейском Священном Писании, Танахе, упоминаются многие имена Бога, каждому из которых придается значение, в той или иной степени раскрывающее качество, сторону трансцендентной, непознаваемой опытным путем сущности Бога.
Следует заметить, что для верующего человека имя Бога является некоторым символом, внутренним пространством, в котором человек находит безопасность и защиту. Во многих религиях божественные имена приобрели особое значение, в том смысле, что в сакральном представлении они являются основополагающими, определяющими внешнее. Обращаясь в молитве к Богу по имени, человек проявляет в сознании ту его сущность, которая с ним связана. А потому имя для искренне верующего - своего рода мост.
В то же время пренебрежительное отношение и использование имен, которым в религиозном контексте придается сакральное значение, "произнесение имени Господа напрасно" влечет противоположное изменение в сознании человека, закрывает перед ним дорогу к трансцендентному познанию, а потому имеет негативную оценку в понимании религии и веры.
Элохим
Среди имен, которые имеют первостепенное значение, в иудаизме принято выделять семь главных божественных имен. Среди широко встречающихся в Священных Писаниях, в частности в Пятикнижии, - это Адонай, Яхве, Элохим. Этимологию их проследить достаточно сложно, существует множество разных точек зрения. Значительное число религиозно-мистических работ древних и современных авторов посвящено исследованию и всевозможным трактовкам их происхождения и значения.
Так, имя "Элохим" в общем имеет значение "первоисточника, творца творцов", является одним из наиболее употребительных в тексте Танаха. При этом по грамматическим и семантическим нормам и "элохим", и "адонай" в иврите обозначают множественное число. "Элохим" еврейские исследователи трактуют в значении "высшие силы творения" и "творец творцов", чем объясняют такую множественность. Имя Элохим является одним из семи, признанных в иудаизме, главных, тайных имен Бога.
Адонай - имя?
Многие обозначения, которые в русском языке считаются именами, на самом деле являются скорее эпитетами. "Адонай" - это широко распространившееся заимствование еврейского слова "адон", "адони", которое обозначает "Господь", "владыка". Этот эпитет встречается в тексте Танаха довольно часто (примерно 450 раз). В священных текстах, а также во время религиозных обрядов упоминание "Адонай" используется для замены более сокровенных и тайных имен, чтобы избежать их излишнего упоминания и тем сохранить внутреннюю чистоту.
"Адонай" - это более абстрактный, отвлеченный эпитет, в то время как "Элохим" является более конкретным. В русском языке естественным аналогом эпитета "Адонай" является слово "Господь", а потому в славянской Библии это слово не встречается.
Каббала
В представлении же Каббалы, еврейской религиозно-мистической системы, определенное имя Бога соответствует каждой из десяти сфирот - одной из эманаций изначального света Эйн соф - и являет собой некоторую направленность божественного распространения. В каббалистической концепции Адонай - это имя, соответствующее сфире Малхут.
В заключение необходимо отметить, что, очевидно, внутренний религиозный опыт человека не определяется только лишь именами, которыми он наделяет божественное начало. Какими бы глубокомысленными они ни были, первоочередное все же лежит на поверхности - в поступках человека.