С детства мы учимся составлять слова в предложения. Сначала получаются простые, потом и сложные. В школе детям рассказывают, из чего состоят предложения, в каком порядке расставляются слова и знаки препинания. Но предложения формируются не просто так, а всегда для какой-то цели, т. е. предложение имеет цель высказывания. Чем различаются предложения по цели высказывания? Как их видеть и различать? В этом поможет разобраться данная статья.
Что такое цель высказывания в русском языке?
С детства ребенок учится составлять слова в предложениях, постепенно усложняя их, но каждое предложение всегда несет определенный смысл.
Это либо просьба, либо вопрос, либо просто рассказ о чем-то произошедшем. Что такое цель высказывания в русском языке? По сути, это то, ради чего составляется то или иное предложение.
Виды
Поскольку выражения составляются с определенной целью и для достижения какого-либо результата, то предложения делятся на виды по цели высказывания. Хотя в теоретическом плане это и может показаться сложным, дети усваивают все на практике за весьма короткое время, даже если им никто не объясняет правила.
Первый вид – повествовательные предложения, второй – вопросительные и третий – побудительные. Чем они отличаются и как их использовать?
Повествовательные предложения
Повествовательные предложения констатируют какие-либо факты. Можно сказать, что такой вид предложений по цели высказывания помогает рассказать о различных событиях, явлениях.
С помощью повествовательных предложений можно рассказать, как прошел день, поделиться планами, впечатлениями и т. д. Но разбираться с тем, что такое цель высказывания, лучше на конкретных примерах:
- Сегодня был замечательный день. Мы сходили в кино, купили мороженое и погуляли в парке. Надеюсь, что следующие выходные будут такими же замечательными.
В данном примере просто рассказывается о том, как прошел день т. е. сообщаются определенные факты.
Побудительные предложения
Побудительные предложения используются тогда, когда нужно о чем-то попросить, призвать к чему-то, приказать и т. д.
Т. е. побудить другого человека к какому-либо действию. Примеры:
- Позвони мне, как узнаешь свежие новости.
- Заходи в гости, обсудим все.
Из данных примеров видно, что говорящий призывает своего слушателя к определенным действиям: позвонить, зайти в гости. То есть побуждает что-либо совершить.
Вопросительные предложения
Скорее всего, значение данного вида предложений становится ясно из названия. Вопросительные предложения используются, когда нужно получить определенную информацию.
Стоит отметить, что вопрос может быть и риторическим, т. е. не требовать ответа и использоваться лишь как средство выразительности. Примеры вопросительных предложений:
- Как дела?
- Что нового?
- Хочешь завтра вечером прогуляться?
Предложения по эмоциональной окраске
Разобравшись с тем, что такое цель высказывания, следует перейти и к интонации. Когда ребенок учится составлять предложения, он так же усваивает и интонацию, с которой следует их произносить. Интонация – это то, как звучит наш голос. Повышается его громкость или понижается, выделяются слова, акцентируются или произносятся нейтрально. Можно взять одно предложение и прочитать его совершенно по-разному. Зачастую от смены интонации зависит и смысл предложения. По интонации предложения делятся на две большие группы: восклицательные и невосклицательные.
Восклицательные
Восклицательные предложения отличаются тем, что произносятся они с особым чувством, сильными эмоциями. Часто в восклицательных предложениях используются наречия, междометия и местоимения для усиления эмоциональной окрашенности. Сравните:
- Да, красиво.
- Ах, какая красота! Просто невероятно!
Первое предложение можно прочитать нейтрально, одной интонацией. Читая другие, уже хочется повысить голос, вложить в него больше чувств и эмоций, чтобы передать это восхищение. Восклицательными могут быть и повествовательные предложения, и побудительные, и вопросительные.
Невосклицательные
Если, произнося восклицательные предложения вслух, нужно вкладывать в голос определенную силу и эмоции, то невосклицательные предложения должны звучать довольно спокойно и нейтрально. В этом типе предложений отсутствует очевидная эмоциональная окрашенность:
- Книга интересная, я быстро ее прочитал.
Интонация
Также стоит помянуть, что интонация и цель высказывания – такие явления, которые очень тесно связаны и влияют друг на друга. В русском языке отсутствует четкий порядок слов. Мы можем переставлять слова, менять их местами, но смысл предложения будет все равно понятен. Поэтому и вопросительное предложение можно прочитать как повествовательное, но что тогда их отличает? Интонация! Именно с помощью интонации в устной речи слушатель может отличить, задан ему вопрос, обращаются к нему или это просто сообщение какой-либо информации. Сравните:
- Ты же звонил мне сегодня. (Утверждение, факт).
- Ты же звонил мне сегодня? (Вопрос, требующий ответа).
Совершенно ясно, что такие предложения по цели высказывания абсолютно разные, хотя и состоят из одинаковых слов. Они будут читаться по-разному, и акцент будет падать на разные слова.
Таким образом, интонация – это чередование повышения и понижения голоса, выделение каких-либо слов с помощью интонационного ударения, определенный ритм, паузы. Без разных интонаций речь будет безликой, а смысл предложений непонятным. Интонация не только украшает речь, но и помогает передать смысл предложений.
Даже обычную похвалу «молодец» можно прочитать совсем по-разному. Например:
- Молодец! Здорово получилось!
Это можно произнести с искренней радостью за чьи-то успехи. Это будет прямой смысл. А можно прочитать с долей иронии, имея в виду совсем не успехи, а их отсутствие:
- Молодец! Здорово получилось!
Интонация играет значительную роль в иронии, потому что чаще всего без определенных изменений в голосе иронию очень сложно уловить.
Интонация не всегда ровная. Она может повышаться или понижаться. Повествовательные предложения чаще имеют восходяще-нисходящую интонацию. К середине интонация повышается, а к концу предложения понижается. В вопросительных предложениях интонация может быть совершенно разной, все будет зависеть лишь от того, на какое слово подает логическое ударение, т. е. на каком слове сделан акцент. В побудительных предложениях чаще всего интонация повышается в конце. Особенно если побудительным предложением выражена не просто просьба, а приказ.
Знаки препинания в разных типах предложений
Разобравшись с тем, что такое цель высказывания и интонация и как они влияют друг на друга, можно перейти к особенностям расстановки знаков препинания.
Цель высказывания и интонация определяют, какой знак препинания будет стоять в конце предложения. В повествовательных и побудительных предложениях с отсутствующей яркой эмоциональной окраской в конце ставится точка. Такие предложения читаются с ровной и спокойной интонацией, без резкого повышения и понижения голоса. Восклицательный знак может стоять в конце повествовательных, побудительных и даже вопросительных предложений. В первых двух случаях в конце предложения ставится один восклицательный знак, а само предложение приобретает определенную эмоциональную окраску. В третьем случае, поскольку по цели высказывания предложение вопросительное, то и вопросительный знак будет считаться главным, и будет стоять на первом месте, а уже за ним следует восклицательный, добавляя вопросу определенный эмоциональный оттенок.
Знаки препинания могут стоять не только в конце, но и в середине предложения. Например, можно встретить восклицательный знак, заключенный в скобки и стоящий в середине предложения. В этом случае он выделяет какое-либо слово, показывает его значимость, делает на нем акцент, поэтому и прочитать такое предложение необходимо с соответствующей интонацией, выделяя отмеченное слово. В скобках в середине предложения также может находиться и вопросительный знак. В этом случае он ставит под сомнение какое-то слово. При чтении это также нужно отмечать.
Итак, все виды сложных и простых предложений по цели высказывания могут быть повествовательными, побудительными и вопросительными. По эмоциональной окраске – восклицательными и невосклицательными. И также предложения отличаются интонацией. Какой тип выбрать, будет зависеть от того, с какой целью составляется текст и какое впечатление он должен провести на слушателя или читателя. На письме особенности интонации отмечаются знаками препинания, которые могут стоять как в конце предложения, так и в середине.