Лидия Сухаревская - советская актриса театра и кино, сценарист. Известна своими разноплановыми ролями женщин со сложными характерами или некоторыми странностями. За творческие заслуги является обладательницей Сталинской премии первой степени и звания Народной артистки СССР. Биография, творческий путь и личная жизнь Лидии Сухаревской - об этом далее в статье.
Ранние годы
Лидия Петровна Сухаревская родилась 17 августа 1909 года в деревне Поповкино, Вологодская губерния. Любопытно, что отца Лидии звали Павлом, однако в начале актерской карьеры она сменила отчество на "Петровну", считая, что "Павловна" напоминает "палкину" и звучит неподобающе для артистки. Когда Лиде исполнилось семь лет, семья переехала в Грязовец. Главными увлечениями девочки были чтение и рукоделие - в 11 лет она пошла в школьный кружок кройки и шитья. Оказалось, что почти все девочки из этого кружка посещали еще и драматический кружок - за компанию с ними пошла туда и Лида, раньше и не думавшая об актерстве. Однако первые же занятия так захватили ее, что шитье и прочее рукоделие были забыты, теперь она видела перед собой только одну цель - сцену.
В 1924 году отец Лиды умер, вместе с матерью и бабушкой она переехала в Ленинград. На летних каникулах 15-летняя Лида подрабатывала на стройке разнорабочей, помощницей в швейном ателье, маникюршей в парикмахерском салоне. В Ленинградской школе девочка тоже пошла в драматический кружок.
Раннее творчество
В 1927 году, после окончания школы, Лидия стала студенткой Первой Государственной актерской студии. Она знала, что оплачивать обучение ее семья не может, и пошла на прослушивание просто из интереса. Но талантливая абитуриентка настолько приглянулась приемной комиссии, что они записали оплату ее обучения на счет хозяйственных расходов. За время обучения начинающая актриса Лидия Сухаревская выходила на сцену в образах леди Анны ("Ричард Третий", Шекспир), Люсиль ("Мещанин во дворянстве", Мольер) и Марии Стюарт в одноименной пьесе Шиллера, уже тогда демонстрируя способность играть совершенно разных героинь.
Окончив студию в 1930 году, Лидия Петровна успела поработать на сценах Агит-театра, ЛенТРАМа и театра Радиокомитета. В 1933-м она получила приглашение в Театр Комедии, где наконец нашла свое место, проработав там целых 11 лет. Первой ролью на сцене Театра Комедии для Лидии Сухаревской стала Таня - в спектакле "Дорога цветов" по пьесе Валентина Катаева.
Дебют в кино
В 1939 году Лидия Сухаревская впервые попробовала свои силы в кинематографе, сыграв комичную дворянскую дочь Беляндрясу Петровну в "Василисе Прекрасной" Александра Роу. Комедийный талант актрисы проявился в этой роли сполна, и в 1941 году ее пригласили на подобную роль "гротескной женщины" - она сыграла буфетчицу Веру в картине "Танкер Дербент", неуклюжую, наивную, одновременно смешную и грустную.
Военные годы
В 1942 году актриса вместе с театром была эвакуирована в Сталинабад (современный Душанбе, Таджикистан). Там она продолжала играть на сцене и сниматься в кино, за что в 1943 году удостоилась звания Заслуженной артистки Таджикской ССР. В этом же году на экраны вышло два фильма с Лидией Сухаревской - "Лермонтов" и "Мы с Урала", снятых студией "Союздетфильм", так же пребывающей в эвакуации в Сталинабаде.
В 1944 году Театр Комедии вернулся из эвакуации, и Лидия Петровна приняла решение покинуть его, так как была беременна. Она успела сняться в картине Михаила Ромма "Человек номер 217" и на некоторое время оставила актерство.
Начало московского творчества
В 1946 году Лидия Сухаревская одновременно вернулась в кино и на сцену. Она переехала в Москву и стала актрисой сразу трех театров - имени Маяковского, Киноактера и Сатиры. В том же году вышел на экраны фильм с ее участием под названием "Сыновья".
К концу сороковых актриса успела сняться в четырех фильмах, одновременно играя в четырех спектаклях театра Киноактера, одном театра Сатиры и еще трех - в Маяковке. Среди выдающихся сценических ролей того времени - Гедда Габлер и Софья Ковалевская в одноименных спектаклях.
Пятидесятые годы ознаменовались для актрисы более плотной работой в кино - в это время она сыграла несколько выдающихся ролей, среди которых Надежда Николаевна Римская-Корсакова в биографическом фильме о композиторе 1952 года, Анна Ивановна в комедии "Она вас любит" (1956), Раиса Петерсон в исторической драме "Поединок" (1957), секретарша Валентина Ивановна в производственной драме "Дожди" (1958).
"Жизнь сначала"
В 1960 году Лидия Петровна решила попробовать свои силы в качестве сценариста и написала пьесу "Несущий в себе", по которой был поставлен спектакль на сцене театра Киноактера. Главную роль Сухаревская писала под себя и, как задумывалось, исполнила ее на сцене. Сюжет пьесы рассказывает о судьбе фронтовых друзей, которым очень сложно восстановиться и начать жить заново после войны. В 1961 году сценарий стал основой для фильма "Жизнь сначала". Как и в спектакле, актриса исполнила в этой картине главную роль. Критики и коллеги высоко оценили писательский талант Лидии Сухаревской, который до этого времени никак не проявлялся. Позже она написала еще два сценария - к спектаклям "Несущий в себе" и "На балу удачи".
Название фильма словно стало девизом для дальнейшего творчества актрисы. В 1963 году она оставила сцены театров Маяковского, Сатиры и Киноактера, перейдя в театр на Малой Бронной. Здесь Лидия Петровна впервые исполнила относительно возрастные роли, такие как Клара Цеханасьян в спектакле "Визит старой дамы" и Мать в одноименной постановке. На этой сцене состоялся и ее режиссерский дебют - совместно с Еленой Якушкиной она поставила биографический спектакль о жизни Эдит Пиаф под названием "На балу удачи", исполнив роль знаменитой певицы.
Позднее творчество
В 1974 году Лидия Сухаревская вернулась в театр Маяковского, где с тех пор играла до конца жизни. В 1975 году состоялась премьера спектакля "Старомодная комедия", в котором актриса исполнила роль Лидии Жербер. Ее исполнение было признано лучшим, несмотря на то, что во втором составе Жербер исполняла великая Алиса Фрейндлих.
В том же году вышла телевизионная версия спектакля, где Сухаревская исполнила ту же роль. Популярность постановки и письма зрителей с просьбами вновь транслировать этот спектакль восстановили потерянный было статус Лидии Петровны в качестве талантливой киноактрисы, и в 1976 году она сыграла главную роль в еще одном телеспектакле - "Как важно быть серьезным" по пьесе Оскара Уайльда.
Последней работой в кино для актрисы стала роль француженки русского происхождения Елизаветы Максимовны в картине 1981 года "Шофер на один рейс". Партнерами Лидии Петровны по съемочной площадке стали Олег Ефремов и Лидия Федосеева-Шукшина.
Личная жизнь
Лидия Петровна вышла замуж за Бориса Тенина, коллегу по сцене в Ленинградском театре Комедии, в 1935 году. Ей было 26 лет, ему 30, для нее это был первый брак, а для Тенина - третий. Но для обоих - первая и последняя любовь, потому что с тех пор супруги никогда не расставались, составив множество знаменитых дуэтов - как на сцене, так и на экране. Вместе они были в эвакуации, вместе приняли решение оставить театр Комедии и переехать в Москву. Были ли дети в личной жизни Лидии Сухаревской и Бориса Тенина? В 1945 году у супругов родился сын Михаил. Больше детей Лидия Сухаревская иметь не могла - сказалась поздняя беременность. Супруги Лидия Петровна и Борис Михайлович на фото ниже.
В 1946 году они вместе стали актерами театра имени Маяковского, где в 1975 году составили свой самый успешный дуэт в постановке "Старомодная комедия". Помимо этого, вместе супруги-актеры появились в спектаклях "Дорога в Нью-Йорк", "Тень" (Ленинградский театр Комедии), "Софья Ковалевская" (театр Киноактера), "Дом, где разбиваются сердца" (театр Сатиры), "Мать", "Золотая карета", "Братская ГЭС", "Визит старой дамы" (театр Маяковского). Также они вместе появились в фильмах "Лермонтов", "За власть советов", "Поединок" и других.
Лидия Петровна и Борис Михайлович прожили в счастливом браке 55 лет - их разлучила смерть Тенина в сентябре 1990 года. Без любимого мужа Сухаревская, остававшаяся достаточно моложавой женщиной даже в восемьдесят лет, как-то вдруг резко состарилась, потускнела и потеряла интерес как к сцене, так и к жизни. Без Бориса она смогла прожить всего лишь год.
Кончина
Актриса ушла из жизни 11 октября 1991 года. Она умерла во сне в своей московской квартире. Так как она ничем не болела, близкие пришли к выводу, что она скончалась от горя и тоски по мужу. Ее похоронили на Ваганьковском кладбище, в одной могиле с Борисом Тениным.
До недавнего времени могила актеров находилась в страшном запустении, что вызвало негативную реакцию поклонников их творчества. Биография сына Сухаревской и Тенина неизвестна, а потому за дело взялись представители дирекции театра имени Маяковского. В 2013 году они поставили новый памятник, почтив память актеров.