С самого начала своей карьеры американский актер Джон Казале считался одной из главных звезд Голливуда, начиная с его роли обреченного, слабохарактерного и не слишком умного Фредо Корлеоне в фильме Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец» и его продолжении 1974 года. Казале решил продолжать заниматься актерством, несмотря на то что ему поставили страшный диагноз - рак легких. Именно он стал причиной смерти Джона Казале, а самой последней лентой с его участием была оскароносная военная драма "Охотник на оленей". Театральный продюсер Джозеф Папп называл Казале удивительно интеллектуальным, необыкновенным человеком и прекрасным, преданным артистом.
Биография Джона Холланда Казале
Будущий актер родился в Ревире, штат Массачусетс. Его мать Сесилия Холланд была американкой ирландского происхождения, в то время как его отец, Джон Казале-старший, имел итальянские корни. У Казале была старшая сестра Кэтрин (28 мая 1931 года - 2 февраля 2000 года) и младший брат Стивен (родился в 1937 году). Он учился в средней школе Бакстон в Уильямстауне, штат Массачусетс, где присоединился к актерскому клубу. Он изучал актерское мастерство в колледже Оберлина в Огайо, позже перейдя в Бостонский университет, где учился у Питера Касса.
Театральный период
После окончания школы Казале работал водителем такси, а позже начал театральную карьеру в Charles Playhouse, участвуя в постановках таких пьес, как "Отель Парадизо" и "Наш город" в 1959 году. Критик Жан Пьер Франкенхуис, рецензируя игру Казале в роли Джорджа Гиббса в "Нашем городе", уже тогда отметил его очень мощную и экспрессивную технику.
Джон Казале переехал в Нью-Йорк и подрабатывал фотографом, находясь в постоянном поиске актерских вакансий. Но долгое время терпел неудачи и не мог выбиться на большой экран.
Какое-то время Джон Казале работал в Standard Oil, где встретился с Аль Пачино - таким же целеустремленным актером. В 1966 году они играли в пьесе Израиля Хоровитца "Индийцам нужен Бронкс" в Театральном центре имени Юджина О'Нила в Уотерфорде, штат Коннектикут. Они активно играли в театре до 1968 года и даже выиграли награды Obie. В том же году Казале выиграл еще одну аналогичную премию за роль Долана в "Линии" Хоровитца.
Начало карьеры в кино
В 1968 году Джон Казале блеснул актерским мастерством в своей единственной телевизионной роли, сыграв Тома Эндрюса в эпизоде The Peep Freak в полицейской драме N.Y.P.D.
В 1969 году Казале присоединился к театральной компании "Лонг-Уорф", где играл в течение следующих трех сезонов в ряде постановок, таких как «Тартюф», «Люди в стране», «Кожа наших зубов» и «Ледяной меч».
Казале вновь сыграл в «Линии» в постановке 1971 года в Театре Лилий (ныне Театр Люсиль Лортель). Его коллегами были Ричард Дрейфус в роли Стивена, Барнард Хьюз (Арналл), Джон Рэндольф (Флеминг) и Энн Веджворт в роли Молли. Во время работы над этой постановкой Джон был замечен художником по костюмам Фредом Роусом, который затем предложил его режиссеру Фрэнсису Форду Копполе на роль Фредо Корлеоне в «Крестном отце» (1972).
Появление в "Крестном отце" и большая слава
"Крестный отец" был для Джона Казале дебютом в большом кино. Марлон Брандо, игравший Вито Корлеоне, был одним из кумиров Казале. Фильм побил все рекорды кассовых сборов и сделал Джона Казале и нескольких других ранее неизвестных актеров настоящими звездами. Коппола, впечатленный способностями нашего героя в маленькой роли, специально для него ввел персонажа по имени Стэн в сценарий своего следующего фильма «Разговор» (1974), в котором Джон снялся вместе с Джином Хэкманом. Он повторил свою роль Фредо Корлеоне, теперь значительно расширенную, в 1974 году во второй части "Крестного отца". Брюс Фретт, редактор Entertainment Weekly, писал, что игра Казале придает особый шарм эмоциональной драме в кульминации фильма. Коллега Джона Доминик Кьянзе считал, что Казале делает таким особенным его способность открываться на экране даже тогда, когда ему больно.
Дальнейшая карьера
Он снова снялся вместе с Пачино в фильмах «День собаки» и «Сидни Люмет» в 1975 году. За свою роль персонажа по имени Сал Казале был номинирован на премию «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана. Прославленный режиссер Сидни Люмет, обсуждая фильмы Джона Казале, говорил, что его игра смотрится так правдоподобно благодаря тому, что Джон имел в своей душе ту же печаль, что и у его экранных персонажей. Это помогало ему сильнее вживаться в роль.
Достигнув успеха в кино, Казале не забыл о своем родном театре. Помимо его работы с театром "Лонг-Уорф", он появился в нескольких пьесах Израиля Хоровитца. В мае 1975 года он вернулся в Charles Playhouse, чтобы поддержать Пачино в The Resistible Rise of Arturo Ui. Росс Вецстон из The Village Voice в своей рецензии на эту пьесу назвал Казале лучшим актером современной Америки. В 1976 году, спустя десять лет после их первого сотрудничества, Казале и Пачино решили основать совместную театральную компанию The Local Stigmatic. Летом того же года Казале подписал контракт с театром "Делакорте" в Центральном парке, сыграв вместе с Сэмом Уотерстоном в пьесе «Мера за меру» Шекспира.
Джон Казале и Мэрил Стрип
Главной и единственной любовью всей жизни актера стала Мерил Стрип - на тот момент недавняя выпускница Йельской драматической школы. Во время совместной работы в кино Казале и Стрип внезапно для всех начали сближаться, признались друг другу в своих чувствах и, в конце концов, съехались. Стрип была рядом с актером до самой его смерти в 1978 и продолжала оплакивать возлюбленного на протяжении всей своей жизни. Позже она неоднократно заявляла, что все ее последующие отношения нужны были лишь для того, чтобы унять боль от потери Джона.
Болезнь и смерть
Последней театральной работой Казале стала постановка "Агамемнона" 29 апреля 1977 года в театре Вивиан Бомон. Он появился только на первой постановке пьесы. После спектакля он заболел и ушел из шоу. Это был его единственный бродвейский спектакль. Вскоре после этого ему был поставлен страшный диагноз - рак легкого.
Несмотря на терминальный диагноз, Казале продолжил совместную работу со своей невестой Мэрил Стрип, а также Робертом Де Ниро, Кристофером Уокеном и Джоном Сэвиджем в фильме «Охотник на оленей». По словам автора Энди Дугана, режиссер Майкл Чимино перестроил график съемок с согласия Казале и Стрип, чтобы сперва были сняты все сцены с их участием. Казале успел сняться во всех сценах, но умер до того, как фильм был закончен.
Cazale узнал о своей болезни в 1977 году. Несмотря на то что он перепробовал множество процедур и лекарств, рак метастазировал в его кости. 12 марта 1978 года Джон Казале умер. Мерил Стрип все время была рядом с ним и видела, как он угасает. Его близкий друг и коллега Аль Пачино позже сказал, что никогда не видел людей, настолько преданных актерской профессии, как Джон Казале.
Через двенадцать лет после своей смерти Казале появился в третьем фильме из серии «Крестный отец» (1990) благодаря монтажной работе с архивными кадрами. Финальная часть легендарной трилогии также была номинирована на "Оскар" за лучшую картину. Эта номинация ознаменовала уникальное достижение Казале в мире кино: каждый художественный фильм, в котором он появился, был номинирован на премию «Оскар» за лучшую картину.