Режиссер Кама Гинкас: биография, личная жизнь, фото

Он учился у Георгия Товстоногова и еще "зеленым студентом" был знаком со многими именитыми людьми творческой литературно-актерской среды. Бредил театром с юных лет. Ему скучно было жить, по его же признанию, но нескучно было ставить спектакли. Все это - о Каме Гинкасе, вот уже полвека продолжающем удивлять своего зрителя.

Рождение

По национальности Кама Гинкас - об этом можно догадаться уже только по имени - еврей. Нация как нация, не лучше и не хуже других. Однако всем известно, как к евреям относились в середине минувшего столетия, особенно в годы Великой Отечественной Войны. А именно перед войной Каме и выпало появиться на свет, уже крохотным малышом познав гонения и беды.

Счастливое событие в жизни его семьи случилось седьмого мая сорок первого года. Родным городом будущего режиссера стал литовский Каунас. Отец маленького Камы, Моня (другой вариант - Мирон), был врачом. В свое время он закончил Каунасский медицинский институт. Сам Кама Гинкас впоследствии в своих воспоминаниях о детстве и отце говорил, что частично пошел по стопам отца – тот был начальником, и Кама стал начальником. Правда, в разных областях – Кама в театре, а его отец – на скорой помощи. Впрочем, это случилось уже несколько позже – после войны. А тогда, в сорок первом, шестинедельного Каму, совсем малыша, вместе с родителями загнали в каунасское гетто. Там они пробыли долгих полтора года. Об этом времени Кама, разумеется, ничего не помнит. То, что знает – знает лишь по рассказам родителей.

Через полтора года семье Гинкасов удалось сбежать. Кама Гинкас не знает, когда точно это случилось, известно ему лишь, что побег совершился тринадцатого числа - его мама всю жизнь любила число тринадцать именно по этой причине. В конце марта 1944 года в гетто Каунаса произошло жестокое изъятие (и, разумеется, убийство) детей. Гинкасы сбежали незадолго до этого.

Кама Гинкас в молодости

Некоторое время они скрывались у литовских знакомых, которые согласились приютить их. Обычно литовцы предавали евреев, но той семье можно было доверять. Кама вспоминал, что очень ему запала в душу серебряная ложечка, которую он увидел в этом доме. Видимо, для малыша это было настоящим потрясением - после ужасов гетто держать в руках серебряную ложку.

Знакомство с театром

Еще в пятилетнем возрасте маленький Кама твердо знал: артист - самая замечательная профессия. Артист потрясает публику! И Кама хотел "потрясать". Он решил, что непременно станет артистом. У Камы был свой кукольный театр, он делал какие-то домашние постановки. А когда ему исполнилось пятнадцать, он впервые оказался в тогдашнем Ленинграде - поехал в гости к тете Соне, папиной сестре. Помимо хождений по улицам и музеям города на Неве довелось юному Каме побывать и на одном из спектаклей легендарного Георгия Товстоногова. Подросток был потрясен и еще больше укрепился в желании стать актером.

Попытка номер раз

После окончания школы в Каунасе Кама Гинкас отправился прямиком в приемную комиссию актерского факультета в консерватории Вильнюса. Он был уверен в себе - тем большим ударом стали для него слова о том, что его внешние данные не соответствуют внутренним. Иными словами, Каму не взяли. Тогда он посчитал, что дело во внешности, не догадываясь, что по природе своей он попросту не актер.

Режиссер Кама Гинкас

В таких расстроенных чувствах Кама Гинкас буквально в те же самые дни и встретил свою школьную учительницу, с которой когда-то ставил сценки в самодеятельности. Выслушав обиду бывшего ученика, педагог посоветовала ему поступать на режиссерский факультет в Ленинграде. Подобный вариант Каме никогда не приходил в голову, но - отчего бы не попробовать? И он, недолго думая, поехал в северную столицу.

Попытка номер два

В Ленинград Гинкас прибыл совершенно не подготовленный. Что за режиссеры будут принимать, да что нужно выучить, да какими знаниями владеть из истории, литературы - ни о чем таком Кама и не ведал. Но каким-то чудом прошел первые три конкурсных этапа у мэтра - Георгия Товстоногова.

Георгий Товстоногов

А на последнем - коллоквиуме, где требовалось быть подкованным в разных гуманитарных областях - срезался. Однако уже к тому моменту успел влюбиться и в Товстоногова, и в режиссуру. Кама вернулся домой, твердо зная, что рано или поздно станет режиссером.

Попытка номер три

Кама собирался поступать исключительно к Товстоногову, а потому впереди было долгих три года подготовки. Отец, желавший, чтобы сын пошел по его стопам, настаивал на поступлении Камы в медицинский, однако Кама проявил строптивость. Это вызвало некоторое обострение в отношениях с отцом, усугубившееся в дальнейшем – ведь Кама все-таки поступил на актерский факультет. Сам режиссер вспоминал в одном из интервью, что отец тогда уязвил его словами о поступлении его одноклассников в престижный архитектурный институт, и назло отцу Кама, у которого с чертежами всегда было «очень не очень», тоже решил, что в архитектурный поступит. Он готовился, работал копировальщиком чертежей, несмотря на то, что архитектурой никогда не увлекался. Так и поступил в архитектурку, но одновременно с этим прошел и на актерский. Разумеется, последний он и выбрал. Там и учился те три года, что оставались до поступления к Товстоногову. А отец все это время с сыном не разговаривал.

По прошествии трех лет Кама Миронович Гинкас вновь появился на пороге дома своей тетушки в Ленинграде. С таким настроением, которого, по его собственным словам, у него больше никогда не было – на подъеме, что называется. С этим настроением он поехал в институт, прошел все конкурсные туры и был зачислен на режиссерский факультет к Георгию Товстоногову – туда, куда и стремился. Именно там, кстати, на экзаменах, и состоялась его судьбоносная встреча с будущей супругой, Генриеттой Яновской. Однако об этом подробнее мы расскажем далее.

После института

После окончания учебы – а произошло это в 1967 году – Кама Миронович Гинкас (на фото), по его же собственному признанию, некоторое время был безработным. Как, впрочем, и его супруга. Жили бедно, но дружно. А в том же шестьдесят седьмом году Каме улыбнулась удача. Он поставил спектакль по одной из пьес Виктора Розова в Рижском театре драмы. После этого у молодого режиссера началась полоса активной творческой деятельности.

Кама Миронович Гинкас - режиссер

В течение трех лет он работал в Ленинграде, а в семидесятом году уехал в далекую Сибирь, в Красноярск. В течение двух следующих сезонов Кама являлся главным режиссером тамошнего Театра юного зрителя и его спектакли неизменно пользовались у горожан большим успехом. С самого начала карьеры спектакли Камы Гинкаса и его самого стали называть острыми. Подобной манеры режиссуры мэтр – а сейчас Гинкаса можно назвать именно таким образом – придерживается до сих пор.

Москва

В начале восьмидесятых годов режисер Кама Гинкас справедливо решил, что Москва творческому человеку дает больше возможностей, и они с семьей переехали в столицу нашей Родины. За следующие семь лет Гинкас сменил несколько подмостков - был он руководителем театра имени Моссовета, "режиссерил" на сцене Художественного театра, был "дирижером" театра имени Маяковского. Но с 1988 года в его жизнь ворвался столичный ТЮЗ, и ему Гинкас верен до сих пор.

Кама Гинкас

Заслугой Камы Мироновича по праву можно назвать то, что он привнес, в детский по сути своей театр, элемент "взрослости": на сцене ТЮЗА идут сейчас не только красные шапочки и курочки рябы, можно там увидеть и замечательные спектакли Камы Мироновича Гинкаса по Достоевскому или Чехову, Уайльду или Шекспиру. Супруга Камы Генриетта трудится вместе с ним, и это поистине прекрасный творческий тандем.

Признание

Как уже было упомянуто выше, Гинкаса называют "острым" режиссером, и это, разумеется, нравится далеко не всем. Однако свои почитатели у Камы Мироновича имеются, и наград тоже хватает. Среди них - премия Станиславского, премия Товстоногова, Государственная премия России, а также звание народного артиста, полученное пятнадцать лет назад.

Личная жизнь

Как говорилось выше, с супругой Генриеттой Яновской Кама Гинкас познакомился при поступлении на режиссерский. Они вместе проходили экзамены и даже играли друг у друга в этюдах, вместе поступили и потом уже не расставались. Поженились, еще будучи студентами. Просто, уехав однажды на каникулы домой, Гинкас понял, что без Яновской ему плохо.

Гинкас и Яновская

Сам режиссер говорит, что со своей супругой они - как Сакко и Ванцетти, вдвоем на одном электрическом стуле, делят пополам все, что происходит в жизни. Возможно, именно в этом секрет их семейного счастья. У четы режиссеров двое сыновей - Донатас и Даниил. А еще девять или десять внуков. Как шутил Гинкас в одном из интервью, они никак не могут подсчитать точное число.

С супругой Генриеттой Яновской

Такова биография Камы Гинкаса, прекрасного режиссера и просто хорошего человека.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
как человек говно и жена твоя потаскуха(((
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.