Тем, кому бабушки и мамы напевали на ночь "Баю-баюшки-баю...", не стоит объяснять, что такое колыбельные песни. Однако уже подрастает поколение, которому перед сном включают ночник-проектор с приятной мелодией. Но это не то же самое, даже если музыка на нем очень хороша.
Русский фольклор
Из уст в уста, и никак иначе, передавались песни, под которые засыпали младенцы. Обязательное "баю-бай" прекрасно рифмуется с "поскорее засыпай". Иногда появляется "ай-люли", которое тоже чудесно вплетается в стишок. Что такое колыбельная песня, ясно из простого примера:
Ай-люли-люли-люли,
Прилетели журавли,
Они сели на ворота,
А ворота - скрип-скрип,
Не будите вы Ванюшу,
Наш Ванюша спит-спит".
Колыбельные песни создавали особый защищенный мир, в котором приятно и не страшно переходить ко сну. Образы зверей и птиц, бытовые предметы становились сказочными персонажами, началом сновидений и покоя.
"Котик-котенька-коток, котик, серенький лобок,
"Приди, котик, ночевать, нашу деточку качать".
Неспешный ритм, напевность располагали детей ко сну. Убаюкать маленького ребенка, успокоить его - одно из важных умений матери. Считается, что первоначально перед сном пели заговоры-обереги. Недаром в таких песнях обязательно упоминалось имя ребенка.
Несомненно, присутствие матери, ее спокойное, размеренное пение самым лучшим образом действуют на малыша. Что такое колыбельные песни? Ответить на этот вопрос можно, вспомнив, как дети сами просят их спеть.
Для детей, которые только-только осваивают мир, иногда излишне волнуются и плачут, колыбельные песни - это обещание добра, заботы, надежности, исходящие от старших.
Баю-баю-баиньки, куплю Ване валенки.
Одену на ноженьки, пущу по дороженьке.
Колыбельные песни - это обращение к маленькому ребенку, к его душе. Конечно, для того чтобы просто усыпить ребенка, достаточно просто размеренно и мелодично произносить "Шшшшшшш..." Но ему достается нечто большее - мотивация у мамы или няни гораздо интереснее: в песенке содержится незамысловатый, но очень важный для жизни сюжет, который настраивает на правильное поведение и верное понимание житейских основ. Кого любим, кого боимся, о чем мечтаем - обо всем рассказывает колыбельная.
Самым очаровательным способом серенький волчок из популярнейшей русской колыбельной воплотился в мультфильме Юрия Норштейна "Сказка сказок". Кто не засыпал под совет "не ложися на краю"? Колыбельные песни - это удивительный пласт народной культуры, из которого вырастают родные каждому образы. Как их называют психологи - архетипы сознания.
Киноклассика
В кинофильмах запоминаются самые лиричные и нежные колыбельные песни, которые не только отдают дань народной традиции, но и становятся развитием ее незыблемых основ - мелодичности, внимания и любви к близкому человеку, доверительности, пожелания счастья, покоя, надежды.
Одна из самых трогательных - это колыбельная из "Гусарской баллады", написанная Т. Хренниковым: "Спи, моя Светлана, спи, как я спала..." Многие полюбили песню Звездочета из "Красной шапочки": "Там высоко-высоко, кто-то пролил молоко..." В фильмах "Цирк", "Подкидыш", "По главной улице с оркестром" (и не только в них) есть запоминающиеся образцы этого жанра.
Мировые шедевры
Образы матерей, склонившихся над колыбелью - одна из любимых тем художников. Интересно проследить по картинам мастеров, что было принято делать, сидя у детской кроватки - вязать, что-то перебирать, просто любоваться ребенком или, возможно, заснуть от усталости. И хочется думать, что на некоторых из замечательных полотен матери поют колыбельные песни.
Великие музыканты ценили этот народный жанр и создали на его основе свои шедевры. Колыбельную Моцарта все знают в русском варианте как "Спи, моя радость, усни". Шуберт, Шуман, Мендельсон, Чайковский, Римский-Корсаков и другие композиторы написали прекрасные колыбельные песни.
Колыбельные в поэзии
Русские поэты, прекрасно знавшие, что такое колыбельная песня в творчестве народа, оставили большое наследие: исследователи насчитали не менее пятисот стихотворений, которые написаны в этом жанре лучшими авторами.
Интересный факт приводят филологи о стихах, созданных М. Ю. Лермонтовым, А. Н. Майковым, которые не только являются литературным достоянием, но и перешли в фольклор. Более ста лет их колыбельные бытуют в народной среде.