Товароведение непродовольственных товаров - это одна из важнейших дисциплин для работников торговли. Она позволяет изучить свойства и качество различных товаров, чтобы грамотно осуществлять их закупку, продажу и продвижение.
В данной статье мы рассмотрим основные аспекты товароведения непродовольственных товаров, включая цели, задачи, принципы классификации, факторы формирования качества, правила хранения.
Эти знания необходимы товароведам, продавцам-консультантам, менеджерам по закупкам и другим участникам товародвижения для успешной профессиональной деятельности на рынке непродовольственных товаров.
Основные понятия товароведения
Товароведение - это наука о товаре, изучающая потребительские свойства и качество товаров. Основными понятиями товароведения являются:
- Товар - продукт труда, предназначенный для продажи с целью удовлетворения потребностей.
- Потребительская стоимость - совокупность свойств товара, удовлетворяющих потребности.
- Качество товара - совокупность свойств и характеристик, определяющих пригодность товара удовлетворять потребности.
- Жизненный цикл товара - этапы существования товара от разработки до утилизации.
Товароведение изучает свойства и показатели качества товаров, факторы, влияющие на качество, изменения качества при хранении и использовании. Основные задачи товароведения:
- Исследование потребительских свойств новых товаров.
- Разработка методов оценки качества.
- Изучение изменений качества товаров.
- Разработка рекомендаций по оптимизации качества и ассортимента.
Товароведение тесно связано с другими науками - химией, физикой, экономикой и способствует выпуску качественных и конкурентоспособных товаров.
Задачи товароведения непродовольственных товаров
Товароведение непродовольственных товаров ставит перед собой ряд важных задач. Во-первых, это «развитие теоретических положений о товаре как потребительной стоимости и выявление закономерностей, связанных с продвижением товара на рынке и удовлетворением потребностей населения». Другими словами, товароведение изучает товар как носитель полезных свойств и способный удовлетворять конкретные потребности покупателей.
Во-вторых, товароведение занимается «разработкой научных принципов и правил классификации и кодирования товаров, способствующих внедрению компьютеризации в процессы управления ассортиментом и качеством товаров и совершенствованию информационного обеспечения». То есть наука стремится выработать единые подходы к систематизации и кодированию разных товарных групп, что важно для автоматизации торговли.
Еще одна ключевая задача – «участие в разработке требований к качеству товаров, которые закладываются в нормативные документы на продукцию». Специалисты-товароведы определяют набор характеристик и показателей, по которым оценивается качество непродовольственных товаров.
Товароведы также занимаются «созданием новых приборов и современных методов контроля качества товаров, обеспечивающих объективность результатов, минимальные затраты ресурсов и времени». Разрабатываются все более точные и быстрые способы оценки потребительских свойств.
Еще одно важное направление – «исследование свойств новых товаров, в первую очередь свойств безопасности, и разработка номенклатуры показателей качества этих товаров, необходимых и достаточных для комплексной оценки качества». Прежде чем выпустить на рынок новый товар, производители должны испытать его на соответствие требованиям безопасности и другим нормативам.
Товароведы занимаются также внедрением систем контроля качества: «разработка систем качества на товары на предприятиях торговли на основе международных стандартов».
И наконец, товароведы разрабатывают рекомендации для сохранения качества товаров: «разработка рекомендаций по уходу за товарами в процессе хранения и транспортирования».
- Изучение потребительской стоимости товаров и факторов ее формирования
- Разработка принципов классификации и кодирования товаров
- Участие в создании нормативных требований к качеству товаров
- Создание новых методов и приборов контроля качества
- Исследование свойств и разработка показателей качества новых товаров
- Внедрение систем менеджмента качества на предприятиях
- Разработка рекомендаций по сохранению качества при хранении и транспортировке
Таким образом, товароведение комплексно изучает непродовольственные товары, разрабатывает теоретическую базу для оценки их качества и правила оптимального управления ассортиментом с целью максимально полного удовлетворения запросов потребителей.
Область исследований товароведения | Конкретные задачи |
Изучение товара как носителя потребительской стоимости | Выявление закономерностей формирования и реализации полезных свойств товаров |
Разработка принципов классификации товаров | Создание универсальных правил систематизации товаров для компьютеризации торговли |
Нормирование показателей качества товаров | Участие в формировании требований ТНПА и стандартов к качеству товаров |
Как видно из таблицы, задачи товароведения охватывают широкий спектр теоретических и прикладных исследований непродовольственных товаров.
Принципы и правила классификации товаров
Классификация товаров - это их распределение на группы по определенным признакам. Она позволяет систематизировать обширный ассортимент непродовольственных товаров, облегчает изучение их потребительских свойств. Товароведение непродовольственных товаров как наука активно использует классификацию товаров в своих исследованиях.
Существует несколько принципов классификации товаров:
- Использование существенных (значимых) признаков в качестве оснований для деления товаров на группы;
- Последовательность - сначала деление проводится по наиболее важным признакам;
- Одноосновность - каждый этап деления осуществляется только по одному признаку;
- Соподчиненность - группы низшего уровня строго подчинены группам высших уровней;
- Непрерывность - деление проводится до необходимой степени детализации.
Также при классификации товаров следует придерживаться определенных правил:
- Группировки одного уровня должны исключать друг друга;
- Объем группировок одного уровня должен быть примерно одинаков;
- Наименования группировок должны отражать наиболее существенные отличительные признаки;
- Классификация должна периодически обновляться с учетом появления новых видов товаров.
Соблюдение этих принципов и правил позволяет построить стройную иерархическую или фасетную классификацию. Рассмотрим их подробнее.
Иерархический метод предполагает распределение товаров по ступеням - от крупных однородных группировок до более мелких. Категории этого метода - отдел, класс, группа, вид и т.д. Например, товары бытовой химии можно разделить на средства для стирки, для мытья посуды, для уборки и т.д. Такая классификация удобна для изучения товарных групп, их ассортимента и потребительских свойств.
При фасетном методе каждый этап деления образует самостоятельные группировки, не связанные между собой. Этот способ чаще применяют в технических отраслях для систематизации характеристик и свойств товаров. Например, ткани можно классифицировать по сырьевому составу, по назначению, по отделке, по рисунку и т.д. Фасетный метод удобен для автоматизированного поиска товаров по заданным параметрам.
Любая классификация строится на использовании определенных признаков. Для товаров выделяют несколько групп признаков:
- Функционально-целевые - отражают назначение, область использования товаров;
- Генетические - указывают на происхождение, сырье, материалы;
- Технологические - связаны со способами производства и обработки;
- Конструктивные - относятся к особенностям строения, формы товаров.
- Специфические - определенные只 для конкретных товарных групп (аромат духов, сортность чая и т.п.).
Используя эти признаки, можно построить классификацию для любой группы непродовольственных товаров. Например, меховые изделия целесообразно систематизировать по функциональному назначению (одежда, головные уборы и т.д.), по видам меха, по способам выделки, по элементам фасона и т.д.
Торговая классификация товаров
Торговая классификация непродовольственных товаров - это их распределение на группы для целей организации торговой деятельности. Она помогает оптимизировать закупки, продажи, складирование, учет товаров в магазине. Товароведение непродовольственных товаров активно использует торговую классификацию для изучения особенностей реализации разных товарных групп.
Торговая классификация строится на основе четырех групп признаков:
- Функционально-целевые - назначение, область применения;
- Генетические - происхождение, особенности сырья и материалов;
- Технологические - способы производства и обработки;
- Качественные - свойства и характеристики, влияющие на выбор покупателей.
На основании этих признаков товары объединяются в товарные группы. Расположение групп в классификации сложилось исторически, учитывая торговые традиции. Рассмотрим основные товарные группы более подробно.
Товары из пластмасс относятся к наиболее массовой группе. Их делят по химическому составу пластмасс, назначению, ассортименту. Сюда входят посуда, мебель, технические изделия, тароупаковочные товары.
Бытовая химия классифицируется в основном по назначению: средства для стирки, уборки, мытья посуды, ухода за обувью, одеждой, мебелью и т.д. Также используют деление по фасовке.
В группу стеклянных товаров входят изделия бытового и технического назначения из стеклянного сырья. Их классифицируют по особенностям сырья, технологии изготовления, назначению, декоративно-художественному оформлению.
Керамические товары делят на группы по сырьевому составу керамической массы, назначению, технологии производства, способам декорирования и т.д. К ним относятся санитарно-строительные изделия, посуда, статуэтки и другие.
Группа строительных товаров весьма обширна, она включает сотни наименований. Их классифицируют по функциональному назначению (для возведения стен, перекрытий, кровли и т.п.), по материалу, форме, размерам, маркам, другим характеристикам.
Металлохозяйственные товары также имеют множество подгрупп в соответствии с назначением: инструменты, скобяные изделия, посуда, мебель и др. Используют деление по материалам, конструкции, качественным характеристикам.
Мебель в зависимости от функционального назначения делят на группы: для жилых помещений, для общественных зданий, для предприятий торговли и т.п. Применяют также классификацию по материалам, элементам конструкции, стилям и направлениям.
Факторы, влияющие на качество непродовольственных товаров
Товароведение непродовольственных товаров уделяет большое внимание изучению факторов, формирующих качество товаров. Эти факторы условно можно разделить на три группы:
- Факторы проектирования и производства;
- Факторы, действующие при хранении и транспортировке;
- Факторы, связанные с реализацией и использованием товаров.
Рассмотрим подробнее действие каждой группы факторов.
На стадии проектирования и производства на качество товаров влияют:
- Правильный выбор и качество материалов;
- Особенности конструкции, наличие дефектов;
- Совершенство технологии, уровень производства;
- Квалификация работников, культура производства;
- Эффективность систем контроля качества.
Например, применение высококачественной нержавеющей стали, герметичных соединений, передовых технологий повышает долговечность и надежность бытовой техники. А наличие производственного брака из-за недостатков сборки снижает качество готовых изделий.
На этапе хранения и транспортировки на свойства товаров могут воздействовать:
- Температурно-влажностные условия;
- Загрязнение воздуха, в том числе биоповреждения;
- Механические нагрузки, удары, вибрация;
- Нарушение правил складирования и штабелирования;
- Несоблюдение сроков и условий хранения.
К примеру, хранение металлоизделий в сыром помещении приводит к коррозии, хранение синтетических тканей при солнечном свете - к выгоранию красителей. Повреждение упаковки и нарушение режимов транспортировки также портит товары.
На этапе продажи и использования на качество товаров влияют такие факторы, как:
- Условия демонстрации товаров в магазине;
- Компетентность продавцов-консультантов;
- Грамотность покупателей;
- Соблюдение правил эксплуатации и ухода.
- Своевременность и качество технического обслуживания и ремонта.
Так, нарушение температурного и влажностного режима при демонстрации витрин может испортить продукты. Некомпетентные консультации продавцов приводят к неправильному выбору товаров. Использование сложной бытовой техники с нарушением инструкций, несвоевременная замена расходных материалов также портит качество.
Особенности хранения непродовольственных товаров
Товароведение непродовольственных товаров уделяет большое внимание особенностям хранения товаров. Правильный уход и создание необходимых условий позволяют максимально сохранить качество, избежать потерь и порчи товаров.
Общие требования к хранению непродовольственных товаров:
- Соблюдение оптимальных температурно-влажностных режимов;
- Защита от вредных примесей и загрязнителей воздуха;
- Предохранение от механических повреждений и деформаций;
- Своевременная обработка и уход за товарами;
- Строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Однако для разных групп непродовольственных товаров существуют свои особенные требования.
Текстильные товары требуют защиты от влаги, пыли, моли, грызунов. Шерстяные и меховые изделия нельзя хранить при температуре выше 18-20°С. Хлопчатобумажные ткани можно хранить при температуре до 30°С. Обувные товары нуждаются в очистке, сушке и посыпке антисептиками перед хранением.
Строительные материалы размещают на открытых площадках или под навесами, предохраняя от увлажнения и загрязнения. Метизы требует защиты от коррозии консервирующими смазками.
Бытовая химия хранится в специальных шкафах при строгом соблюдении правил раздельного хранения. Моющие и чистящие средства нельзя размещать рядом с окислителями и горючими жидкостями.
Лакокрасочные материалы требуют хранения вдали от отопительных и нагревательных приборов, а также защиты от солнечного света и влаги. Условия хранения указаны на этикетках.
Электротовары и бытовая техника хранятся в сухих отапливаемых помещениях. Температурный режим для хранения разных групп электротоваров варьируется от +1 до +35°С. Строго регламентируется влажность воздуха.
Мебель требует хранения в сухих проветриваемых складах при температуре не выше 45°С. Деревянные поверхности периодически очищают от пыли, а металлические - от коррозии. Кожаные и тканевые элементы мебели требуют специального ухода и обработки защитными составами.
Таким образом, обеспечение оптимальных условий хранения является важной задачей для сохранения товарного качества и свойств непродовольственных товаров на всех этапах товародвижения.
Структура потребительских свойств товаров
Товароведение непродовольственных товаров классифицирует потребительские свойства по различным основаниям. Принята следующая обобщенная классификация потребительских свойств:
- Безопасность
- Функциональные свойства
- Эргономические свойства
- Надежность в эксплуатации
- Эстетические свойства
Рассмотрим состав и содержание этих групп подробнее.
Безопасность объединяет свойства, которые обеспечивают защиту человека и окружающей среды от опасных и вредных воздействий. Сюда относят социальную, экологическую, механическую, химическую, радиационную, биологическую и другие виды безопасности в зависимости от природы негативных факторов.
Функциональные свойства характеризуют способность товара выполнять свои основные и вспомогательные функции, заложенные при проектировании, а также возможность расширенного многофункционального использования (универсальность).
К эргономическим относят такие важные для комфорта потребителя свойства, как:
- Антропометрические - соответствие форм и размеров изделия параметрам человеческого тела;
- Физиологические и гигиенические - обеспечивающие здоровые и безопасные условия использования;
- Психологические - учитывающие особенности восприятия, памяти, мышления людей.
Надежность в эксплуатации (в потреблении) связана со сроком и интенсивностью использования товара. Она включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность и другие свойства, обеспечивающие длительное сохранение работоспособности.
Эстетические показатели отвечают за внешний вид, привлекательность товара, его соответствие моде, стилю и вкусам потребителей. Сюда относятся совершенство форм, целостность композиции, выразительность, качество отделки и исполнения.
Таким образом, потребительские свойства товаров имеют многоуровневую классификацию, помогающую товароведению непродовольственных товаров системно анализировать полезность товаров для обеспечения оптимального качества с учетом запросов покупателей.
Этапы жизненного цикла непродовольственного товара
Товароведение непродовольственных товаров рассматривает этапы «жизни» товара от замысла до утилизации. Выделяют следующие основные этапы жизненного цикла:
- Маркетинг и разработка товара
- Производство и упаковка
- Хранение и транспортировка
- Продажа товара
- Использование и сервис
- Утилизация
На каждом из этих этапов формируются или изменяются потребительские характеристики товаров. Рассмотрим основные процессы более подробно.
Маркетинг и разработка товара включают изучение спроса, запросов потребителей, проектирование оптимальных характеристик и свойств, пробный маркетинг, доработку, утверждение технических условий.
На стадии производства и упаковки реализуется замысел создания товара с заранее заданными свойствами и характеристиками качества. Также на этом этапе происходит контроль и испытания готовой продукции.
Хранение и транспортировка необходимы для организации своевременных поставок товаров в торговую сеть. На этом этапе важное значение имеет обеспечение условий, исключающих порчу и потерю качества товаров.
При продаже товаров важна их правильная подготовка к выкладке в торговом зале, профессиональные консультации продавцов-товароведов, предоставление достоверной информации о свойствах и потребительских характеристиках товаров.
На этапе потребления и использования проявляются основные потребительские характеристики товаров, оценивается соответствие ожиданиям покупателей. Также на этом этапе осуществляется техническое обслуживание и ремонт.
После окончания срока службы происходит утилизация товаров - вывод их из эксплуатации, разборка, сдача в переработку или захоронение отходов. На этом этапе решается задача обеспечения экологической безопасности.
Товароведение контролирует изменения качества и свойств непродовольственных товаров на каждом этапе жизненного цикла с целью стабильного обеспечения запросов потребителей.
Методы оценки качества и конкурентоспособности
Для оценки качества и конкурентоспособности непродовольственных товаров применяют различные методы: органолептические, измерительные, экспертные, социологические, экономико-математические и другие.
- Органолептические методы основаны на оценке свойств товаров с помощью органов чувств человека без применения измерительных приборов и лабораторного оборудования.
- Измерительные методы предполагают использование технических средств измерения свойств товаров.
- Экспертные методы базируются на использовании опыта и интуиции специалистов-экспертов для оценки качества.
Для комплексной оценки качества и конкурентоспособности товаров целесообразно применять балльные методы, методы рейтинговых и индексных оценок. Они позволяют учесть множество показателей свойств и объективно сопоставить конкурирующие товары.
Метод | Сущность метода |
Балльный | Оценка в баллах отдельных свойств с последующим суммированием для получения комплексного показателя. |
Рейтинговый | Ранжирование товаров по степени проявления качества. |
Индексный | Расчет интегрального индекса на основе частных показателей качества. |
Применение разных «методов оценки качества и конкурентоспособности» позволяет получить объективные результаты и выбрать оптимальный товар.
Тенденции развития непродовольственных товаров
На современном этапе развития рынка непродовольственных товаров наблюдаются следующие тенденции:
- Повышение требований потребителей к качеству, дизайну, безопасности товаров.
- Рост спроса на товары с улучшенными потребительскими свойствами и повышенной комфортностью.
- Увеличение количества инновационных товаров, изготовленных на основе новых технологий и материалов.
Товароведение непродовольственных товаров как наука обеспечивает научное сопровождение этих тенденций путем проведения исследований в следующих направлениях:
- Разработка новых методов оценки качества и безопасности товаров.
- Прогнозирование показателей качества перспективных товаров с учетом динамики потребительского спроса.
- Совершенствование классификации и кодирования непродовольственных товаров на основе современных информационных технологий.
Таким образом, товароведение непродовольственных товаров играет важную роль в обеспечении высокого качества и конкурентоспособности отечественных товаров в условиях глобализации рынков.
Подходы к оптимизации ассортимента и повышению качества
Оптимизация ассортимента и повышение качества непродовольственных товаров являются важными задачами товароведения. Для их решения применяются различные подходы.
- Анализ потребительского спроса и предпочтений. На основе маркетинговых исследований выявляются наиболее востребованные товары, которые целесообразно включить в ассортимент.
- Учет жизненного цикла товаров. Товары на разных стадиях жизненного цикла по-разному влияют на эффективность торговой организации. Оптимальный ассортимент должен содержать товары всех стадий.
- Анализ ABC и XYZ. Позволяет классифицировать товары по степени влияния на товарооборот и уровню спроса. На этой основе формируют рациональный ассортимент.
Для повышения качества используются следующие основные подходы:
- Ужесточение требований к производителям, внедрение систем менеджмента качества на предприятиях.
- Совершенствование методов контроля качества, разработка новых показателей.
- Мониторинг качества товаров в процессе транспортировки и хранения, разработка рекомендаций по сохранению качества.
Таким образом, оптимальный ассортимент и высокое качество товаров достигаются комплексным подходом с участием производителей, торговых организаций и научных учреждений.