Начиная с девятого класса, старшеклассникам приходится решать ряд вопросов, связанных с профессиональным самоопределением. Единый государственный экзамен ставит старшие классы школы перед выбором профессии задолго до получения аттестата о среднем образовании. Кроме обязательных ЕГЭ по математике и русскому языку, надо выбрать еще два-три экзамена. Варианты зависят от профиля высшего учебного заведения, в котором будет обучаться выпускник. Однако определиться с выбором нужно заранее, чтобы эффективно готовиться к ЕГЭ или выбрать программу профильного обучения в старших классах.
Эти объективные обстоятельства вынуждают старшеклассников задуматься о будущей профессии.
Несмотря на поток разнообразной информации, предоставленной современным юношам и девушкам, мир профессий бывает от них очень далек. Многие учащиеся, приходящие в старшие классы, не знают сущности ряда профессий. Порой единственный критерий, по которому оценивается достоинство той или иной профессии – ее финансовая престижность. Кроме того, старшеклассники часто не могут реально оценить свои возможности для желаемой профессиональной деятельности.
Таким образом, профориентация в школе актуальна и требует серьезного системного подхода со стороны классных руководителей и специалистов образовательного учреждения.
В основе построения профориентационной работы могут быть три направления.
1) «Что я могу». Цель профориентации – помочь старшеклассникам познать свои способности, мотивы, предпочтения. Большую роль в организации работы на этом этапе играет сотрудничество классных руководителей и психологов. Средствами профориентации являются методики профессионального самоопределения. К их числу относятся «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова, «Карта интересов», «Профессиональные намерения», «Якоря карьеры» и другие.
Организация деловых игр, участие в социальных проектах помогают школьникам в старших классах узнать свои приоритеты в сфере выбора професии.
2) «Что я хочу». Данное направление должно дать представление о разнообразии мира профессий. Наиболее эффективными методами являются экскурсии, знакомство с новыми современными направлениями среднего и высшего профессионального образования, приглашение в старшие классы преподавателей вузов, встречи с представителями разных профессий. Достоверная информация стимулирует желание учащихся стать причастными к той или другой профессиональной сфере.
3) «Что мне надо» - направление, которое в какой-то степени приближает молодых людей к суровой действительности. К таким реалиям относится, например, материальное положение семьи. Кроме того, не все профессии, которые нравятся старшекласснику, могут соответствовать его физиологическим особенностям или состоянию здоровья.
Важным моментом в профориентационной работе является построение нескольких маршрутов профессионального образования с учетом сочетания трех сторон выбора профессии «могу-хочу-надо».
Программа профильного обучения, которую выбирают старшие классы многих школ, стала существенной помощью в профессиональном самоопределении школьников. Популярными профилями являются: математический, гуманитарный (включая иностранные языки), социально-экономический, информационные технологии, химико-биологический.
Организация профориентации среди учащихся школ должна включать и работу с родителями. Актуальными темами для обсуждений на родительских собраниях в старших классах могут быть: «Юношеский возраст и профессиональное самоопределение», «Механизмы формирования профессиональной мотивации», «Способы бесконфликтного общения».