Рождественский монастырь в Москве: адрес, история основания, описание, фото

Расположенный в самом сердце старой Москвы Богородице-Рождественский монастырь входит в число древнейших женских обителей России. Основанный в конце XIV века и являющийся в течение более шести столетий неотъемлемой частью столицы, монастырь дал название двум улицам, на пересечении которых находится – Рождественскому бульвару и Рождественке.

Адрес монастыря: Москва, улица Рождественка, 20.

Пройдя в XX веке вместе со всей Русской православной церковью сквозь горнило тяжких испытаний, возрожденный в годы перестройки, сегодня он входит в число ведущих духовных центров страны.

Рождественский храм монастыря

Обет, данный княгиней Марией

По поводу того, где был первоначально основан в Москве Рождественский монастырь, у исследователей нет единого мнения, но все они сходятся в том, что это важное событие в истории столицы связано с именем княгини Марии Константиновны – матери героя Куликовского сражения князя Владимира Храброго. Она дала обет (в случае возвращения ее сына живым с поля брани) - основать в честь Царицы Небесной монастырь. Исполнив свое обещание и построив обитель, княгиня, по преданию, приняла в ней монашеский постриг с именем Марфа.

Споры в ученом мире

В целом эта версия событий не встречает возражений, споры же ведутся по поводу того, где именно был заложен монастырь. По одной версии, он первоначально находился в пределах Кремля и на свое нынешнее место был перенесен столетие спустя - уже в период правления Великого князя Ивана III.

Однако многие историки придерживаются версии, согласно которой Рождественский монастырь (Москва) был заложен именно там, где и находится ныне. Их мнение основано на том, что в конце XIV века эти земли принадлежали самому герою Куликовской битвы − князю Владимиру Храброму, и его мать – основательница монастыря проживала здесь в принадлежавшем ей деревянном дворце. Кроме того, в монастырском соборе находятся могилы двух невесток князя Дмитрия Донского – Елены и Марии. Это также наводит на мысль о том, что обитель находилась здесь задолго до начала княжения Ивана III.

Монастырская колокольня

Действующий и поныне в Москве Рождественский монастырь является своего рода памятником победы россиян в Куликовском сражении, и тому есть несколько причин. Кроме того, что он был основан матерью одного из главных героев этого события, его первыми насельницами стали вдовы участников битвы. В нем же был создан приют для всех, кто потерял в битве с Мамаем своих кормильцев – мужей, сыновей и братьев.

Монастырь строгого устава

Согласно сохранившимся данным, среди трех женских обителей, действовавших тогда в Москве, Рождественский монастырь выделялся особой строгостью принятого в нем общежительного устава и полной независимостью от действий, предпринимаемых настоятелями мужских монастырей. Статус женской обители отнюдь не воспрещал гостить в его стенах инокам мужчинам. Так, известно, что в 90-х годах XIV века он на короткое время стал прибежищем преподобного Кирилла Белозерского.

Княгиня Мария Константиновна, скончавшаяся через несколько лет после того, как ей был основан в Москве Рождественский женский монастырь, приняла там незадолго до смерти монашеский постриг и была погребена под алтарем главного храма. Ее невестка – жена князя Владимира Храброго Елена Ольгердовна - завещала монастырю свои подмосковные земли, включавшие в себя и знаменитое Святое озеро, с которым, по преданию, связано основание Москвы.

Фотография монастыря, сделанная в конце 19 века

Согласно летописи, в 1500 году Москву охватил страшный пожар, что нередко случалось в эпоху, когда почти все ее постройки были деревянными. Огнем был уничтожен и Рождественский монастырь. Восстановлен он был по личному указанию Великого князя Ивана III, повелевшего возвести в нем новый каменный собор. Его освящение, совершенное в 1505 году, стало как бы итогом жизни князя, скончавшегося вскоре после этого.

Грех Великого князя Василия III

Богородицкий Рождественский монастырь (Москва) стал ареной многих событий, вошедших в отечественную историю. Так, осенью 1525 года в нем была насильно пострижена в монахини бесплодная жена Василия III – Соломония Сабурова. Это вопиющее нарушение церковного устава избавило Русь от междоусобиц, которые могли бы учинить его братья при отсутствии наследника.

Но за княжеский грех пришлось расплачиваться всему народу – вторая жена, Елена Глинская, произвела на свет Ивана Грозного – безумного тирана, залившего страну кровью невинных жертв. Кстати, через полгода поле его венчания на царство монастырь вторично сгорел. На этот раз причиной стал крупнейший за всю историю Москвы пожар 1547 года.

Вид обители со стороны Рождественского бульвара

Последующие два столетия в жизни обители

Несмотря на свое начало, насыщенное драматическими событиями, XVII век оказался весьма благоприятным для Богородице-Рождественского женского монастыря. В Москве стало престижным селиться на Рождественке, и на эту улицу, проходившую мимо стен обители, перебрались многие представители высшей знати. Сделавшись постоянными прихожанами храмов, они вносили щедрые вклады в монастырскую казну, что позволило произвести большой комплекс строительных работ и существенно повысило уровень жизни самих сестер.

Последовавшее затем XVIII столетие внесло существенные изменения в экономическое положение обители. В результате проводившейся Екатериной II секуляризации монастырских земель, то есть их отторжения и передачи в государственную собственность, сестры лишились всех обширных земель, пожертвованных им щедрыми вкладчиками. Но в то же время они стали получать государственные дотации, что позволило в определенной степени компенсировать убытки.

Общий вид обители

Наполеоновское нашествие

Наиболее яркие события XIX века для монастыря связаны с наполеоновским нашествием. Несмотря на то что французы разграбили все, что попалось им на глаза, основную часть ценностей удалось надежно спрятать и сохранить. На стенах обители регулярно вывешивались так называемые ростопчинские афишки – писанные от руки сводки боевых действий, выдаваемые за программы театральных представлений. Они помогли уберечь население от разного рода панических слухов и укрепить его веру в скорое изгнание оккупантов.

В начале XX века на территории монастыря были развернуты масштабные строительные работы, руководимые известным архитектором Ф.О. Шехтелем, но после захвата власти большевиками их результаты оказались полностью перечеркнуты.

Обитель, ставшая тюрьмой

В 1922 году монастырь закрыли. Все ценности были изъяты, а инокини выселены без пенсий, как нетрудовой элемент. С этих пор в стенах древней обители размещались такие учреждения, как отделение милиции, клуб и, наконец, тюрьма, через которую, по мнению властей, и пролегал путь в светлое будущее. Поскольку большевики не утруждали себя заботой о сохранении монастырских построек, их стены ветшали и приходили в аварийное состояние.

Возрожденная святыня

Лишь в 1993 году, на волне перестройки, Рождественский монастырь был возвращен Церкви, и после выполнения комплекса ремонтно-восстановительных работ в нем возобновилась духовная жизнь. Сегодня отреставрированы и возрождены к жизни три его храма, освященные в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Божьей Матери и Иоанна Златоуста. Вошло в традицию, что ежегодно на престольный праздник, отмечаемый 21 сентября, в главном храме монастыря совершается патриаршее служение.

Молитва в монастыре

При обители действуют курсы катехизации, а также трехгодичная женская певческая школа. Не забыты и маленькие прихожане. Их обучение азам православия ведется по воскресным дням. Но основное внимание уделяется литургической жизни, в которой наряду с инокинями принимают участие и многочисленные прихожане Богородице-Рождественского монастыря (Москва).

Расписание проводимых в нем богослужений едва ли отличается от графиков, установленных в большинстве отечественных храмов. По будним дням они начинаются в 7:00, а по воскресным - в 9:00. Вечерние молебны, независимо от дня недели, проводятся с 17:00.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.