Яковлев Василий: биография художника, дата рождения и смерти, картины, награды и премии

«Я учился у старых мастеров». Что означает эта фраза, произнесенная однажды одним из самых известных советских художников – Василием Николаевичем Яковлевым? В поисках ответа на поставленный вопрос обнаруживается, что этот художник, в отличие от многих своих товарищей, находил вдохновение вовсе не в картинах признанных мастеров – Серова, Врубеля, Левитана и других, не менее известных личностей. В основе его искусства – нечто гораздо более личное, сокровенное. Что? Выясняем в следующей статье.

Юные годы художника

2 января 1893 года на одной из окраин города Москвы в семье успешного семейного доктора родился мальчик, которому в будущем суждено было стать известным на весь Советский Союз художником, лауреатом двух Сталинских премий. Имя его – Василий Николаевич Яковлев.

Картина Bacchanal

Семья, в которой рос мальчик, в предреволюционный период сохраняла еще те неизменные, веками устоявшиеся традиции, присущие старому укладу, столь характерно отраженные в пьесах А. Н. Островского. Маленький Василий был не единственным ребенком в семье – второй по старшинству, он рос здоровым, крепким и полным творческого потенциала пареньком, служа достойным примером двум младшим братьям.

Начало творческого пути

Василий Яковлев впервые взял в руки кисть и начал рисовать еще в школьные годы. Первые его художественные опыты связаны с восторженными впечатлениями от посещения Третьяковской галереи. Особенно ему запомнились «Запорожцы» Репина. И это неудивительно. Чуткая душа ребенка сумела прочувствовать большие перемены и нелегкую действительность «маленького» человека, которые мастерски отражал Илья Ефимович в своих картинах.

Можно утверждать, что уже в ранние годы стала проявляться необыкновенная чуткость и внимательность Василия Яковлева к деталям. Любимым сюжетом поначалу стали пейзажные зарисовки и натюрморты. В природе он видел всепоглощающую любовь, красоту и утонченность. Это и стремился отразить в своих работах.

Картина "Овощи"

Посмотрите, например, на картину «Овощи», написанную в 1928 году. Картина поражает своей грандиозностью, нарочитой помпезностью, кропотливой тщательностью и детальностью в изображении каждой фигуры. Можно даже говорить о некотором сюрреалистическом оттенке представленного натюрморта. Впоследствии художник будет оттачивать и совершенствовать эту технику, с помощью которой создаст еще не одну картину, пронизанную подобным духом.

К основным картинам, составившим художественное достояние художника, следует отнести следующие: «Вера советская» (представлена на фото ниже), «Спор об искусстве», «Вакханалия», «Старатели пишут творцу Великой Конституции», «Маршал Г. К. Жуков».

"Венера советская"

Последняя работа – портрет прославленного военачальника – была написана уже после победы Советского Союза над гитлеровской армией. Глядя на портрет, невозможно не ощутить прилив патриотизма, которым художник наделил каждую черту Жукова. Собственно, именно это отличало каждую работу Василия Яковлева, за что он неоднократно удостаивался правительственных наград.

А может в математику податься?

Успешно окончив среднюю школу, Василия Яковлев поступил в Московский государственный университет, избрав направление, совершенно нетипичное для человека со столь явным художественным талантом – физико-математическое. В действительности, несмотря на творческие порывы, художнику всегда присуще был трезвый взгляд на мир. Это, однако, не мешало ему оставаться тонко чувствующим человеком.

Параллельно с обучением в университете он посещал Школу живописи и рисования В. Н. Мешкова. Позже поступил в МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества), где продолжил совершенствовать свои художественные навыки под руководством Абрама Архипова, Константина Коровина, Сергея Малютина и других выдающихся деятелей искусства.

Художник-патриот

Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. В отношении художника эта фраза особенно верна.

Василий Николаевич Яковлев был всесторонне развитым человеком, с широким кругом интересов и значительными интеллектуальными возможностями. Он имел глубокие познания в различных областях, в том числе разбирался в русской литературе. Особенно любил произведения А. С. Пушкина, которые прославляли заслуги Отечества.

В целом художнику было присуще обостренное чувство национальной гордости. Он с недоверием, а иногда даже ненавистью относился к различным новшествам и веяниям Запада. Не разделял он и преклонение новых буржуазных слоев дореволюционного российского общества перед так называемой иностранщиной. Чтобы понять, о чем идет речь, обратимся к двум показательным эпизодам его биографии.

Случай в Третьяковке

Всем нам с детства известна представленная ниже картина И. Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Сюжет картины дискуссионный, но речь сейчас пойдет совсем не о нем.

Картина Репина "Иван Грозный..."

В январе 1913 года некий впечатлительный фанатик вошел в Третьяковскую галерею и начал с подозрительной внимательностью рассматривать полотно Репина. Внезапно посетитель ринулся к «Ивану Грозному…» и, вопя «Довольно крови!», несколько раз ударил ножом по картине. Этот акт несравненного вандализма оставил глубокие раны на лицах персонажей, а ведь это самые важные части картины! Впечатлительного посетителя звали Абрамом Балашовым.

Это событие возмутило общественность и даже привело к организации публичного диспута, в котором не мог не принять участие сам автор полотна. Выслушав взволнованное выступление своего кумира, художник Василий Яковлев был настолько впечатлен, что поцеловал Репину руку в знак сочувствия.

Протест против европейского формализма

Крайне негативное отношение Василия Яковлева отражает еще один интересный случай. Как известно, в первой половине XX века особую популярность среди ценителей художественного искусства приобрел революционный стиль, присущий картинам Пикассо и Матисса. Выставки этих художников часто устраивались в самых известных картинных галереях столицы. Их посещение порой приобретало принудительный характер.

Пикассо и Матисс

Так, на одной из таких выставок в галерее С.И. Щукина однажды оказался Василий Яковлев. Будучи практически единственным посетителем галереи, который с неприязнью относился ко всему западному, он не постеснялся выступить с открытой критикой «новому» формализму. В то время для такого поступка требовалось немало мужества, ведь формализм находился на пике славы.

Картины Василия Яковлева

Возвращаясь к вопросу, поставленному в самом начале статьи – кем все-таки были «учителя» художника, – нельзя не отметить огромное влияние искусства эпохи Возрождения на формирование его художественных воззрений. Изучая картины старых мастеров, представленные в залах Эрмитажа, Василий постигал все их секреты, становясь все более утонченным знатоком живописи и умелым реставратором.

Первая выставка, где были представлены рисунки Василия Яковлева, его пейзажные картины и портреты, была организована в начале 1920-х. Там был выставлен знаменитый двойной портрет художника, где он изобразил себя самого вместе с младшим братом. Уже в этом портрете чувствуется влияние техники старых мастеров. Некоторые критики упрекали художника в том, что он открыто копирует приемы конкретных живописцев. Но так было лишь на первый взгляд.

Премии и награды

Труд художника был по достоинству оценен советской властью. Помимо звания Народного художника РСФСР, Василий Яковлев был награжден такими важными государственными наградами, как орден Ленина, медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «В память 800-летия Москвы». Кроме того, как уже было сказано ранее, художник дважды становился лауреатом сталинских премий, в 1943 и 1949 годах.

Яковлев Василий памятник

Василий Яковлев ушел из жизни 29 июня 1953 года. На тот момент ему было 60 лет. За свою жизнь он успел создать немало картин, отражающих его внутренние устремления и воззрения относительно действительности и будущего родной страны.

Для Василия Яковлева всегда первостепенной задачей оставалось проникновение в самую суть изображаемого явления. Особенную ценность для него имел образ человека в окружении материального мира. Конечно, есть определенные параллели между его художественной техникой и техникой старых мастеров. Но это, однако, не лишает работы Василия Яковлева их проникновенной чуткости и самодостаточности. Для него самое «красивое», что отражено в живописи – это национальное достояние родной страны. Самое же «прекрасное» он искал и неизменно находил в действительности.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
а как имя отчество жены яковлева?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.