Первый артист СССР, заслуживший того, чтобы начать выступать как сольно, так и со своей группой, несомненно, достоин внимания. Особенно интересна направленность деятельности Махмуда – эстрадный танцовщик, он предпочитал народные танцы, игнорируя веяния моды, способные принести ему легкую известность. Как сложилась биография Махмуда Эсамбаева, личная жизнь, что повлияло на карьеру – эти подробности будут рассматриваться в этой статье. Становление признанного артиста начиналось с самого детства, что же, значит, с этого и нужно стартовать.
«Танец – это жизнь. Я дышу через танец. Легкие не в счет.»
Детство будущего балетмейстера
Стары Атаги – предгорное село, ставшее родным краем для маленького Махмуда. Сейчас это Грозненский район, находящийся в пределах Чеченской Республики. Когда ребенок немного подрос, мать начала его брать на свадьбы. В 7-летнем возрасте Эсамбаев Махмуд танцевал вместе с матерью для удовольствия молодоженов, а уже в 8 лет его взяли в маленький бродячий цирк, который путешествовал по горным деревням.
Отец увлечением ребенка не был доволен: он кричал, обвинял, прятал одежду, не выпускал из дома, избивал ребенка. Не мужское это дело, танцевать! Сверстники не облегчали участь Махмуда, дразня его и называя «скоморохом». Эти два обстоятельства могли оказаться решающими при недостатке твердости характера. Однако желание угодить отцу и быть признанным у сверстников проиграло побуждению танцевать. Мальчик не бросил увлечение, избрав его жизненным путем.
Образование и ВОВ
В 1939 году юный танцор поступил в Грозненское хореографическое училище, хотя отец не изменил своего отношения к наклонностям сына. Любимое дело у Махмуда получалось, а где не хватало способностей – брал усердием. В результате уже к 15 годам, через год после начала обучения, он как студент был выбран для выступлений в государственном ансамбле песни и танца. Песни также сопровождали Махмуда все его образование и последующие выступления, но настоящая страсть была в танцах.
Биография Махмуда Эсамбаева тесно переплелась с историей СССР: с началом Великой Отечественной войны он начинает выступать на передовой вместе с фронтовой концертной бригадой. Солдат очень подбадривали песни, которые они привыкли слышать в мирные времена, а танцы воодушевляли настолько, что отряды готовы были снова выйти в бой, лишь бы иметь в будущем такую же возможность танцевать у себя в родных краях.
Тяжелые годы
Эсамбаев выступал в госпиталях, когда проводилось строительство оборонительных сооружений, и по особым случаям.
Во время концерта неподалеку взорвался снаряд, и в ногу артиста попал осколок. Со сцены Махмуд не сошел, пока не закончил выступление, но, выйдя за кулисы, потерял сознание. Диагноз хирурга ставил крест на карьере танцора: ранение не позволяло снова двигаться плавно. Упорство и желание снова оказаться на сцене взяли верх. Лечением выступила гимнастика. В 1943 году после освобождения Пятигорска от оккупационных войск Эсамбаев Махмуд снова выступал, но уже в оперетте. Надолго там задержаться не удалось: скоро началась пора депортаций.
В 1944 году Чечня и Ингушетия подверглись массовой депортации: коренную нацию насильственно переселяли во избежание восстаний. Уже известному артисту предлагали остаться, но Эсамбаев отказался. Много его соотечественников оказались в Казахстане, Средней Азии. Родственников, а затем самого Махмуда Эсамбаева (фото в статье) депортировали в Бишкек, который тогда носил название Фрунзе. Местный дом культуры стал для него новой работой: уроки бальных танцев, которые давал профессионал, помогали справиться с финансовыми затруднениями.
Киргизия и смена деятельности
Балет Махмуд познавал постепенно, на протяжении всех 12 лет, которые жил в этой стране. Здесь артист мог вести не только преподавательскую деятельность, но и выступать в театральных постановках. Мать свою в живых он после переезда так и не увидел, так как приехал немногим позже своей семьи. Чтобы родственники не голодали, он берется за еще одну работу – организовывает кружок народных танцев и становится его руководителем. Танец Махмуда Эсамбаева завораживает киргизский народ, и танцор добивается успеха.
Привнеся свои нотки, он стал основателем киргизского балета, из-за чего отец смягчил свое отношение к роду деятельности сына: тот теперь не «скоморох», а уважаемый основатель нового вида танцевального искусства. Вскоре Эсамбаеву становится мало народных танцев его края: впечатляющими являются испанские, индийские, таджикские и еврейские танцы. Последние, ко всему, были долго запрещены, и риск выступить с еврейским танцем мог стоить артисту жизни. А потом Махмуд встретил женщину.
Биография Махмуда Эсамбаева, жена, дети, фото, личная жизнь
В Киргизии артист влюбился в Нину Аркадьевну, позднее ставшую ему женой. Очень скоро у молодой семьи родилась дочь, Стелла. Семья очень трепетно следила за достижениями своего главы, все победы для жены и маленькой дочки были как первые, неожиданные. Еще в Киргизской ССР Махмуд получил звание народного артиста, но это не мешало переживать всякий раз, когда он уезжал на новые соревнования. Так, Стелла вспоминала, что, мама, услышав по радио, как папа выиграл одну золотую и две серебряные медали, крикнула, что «папа получил все», выиграл.
Махмуда Эсамбаева жена поддерживала даже тогда, когда денег на гастроли не было. Так, вышеописанная ситуация – это результат выступлений на молодежном фестивале в 1957 году. Чтобы муж мог поехать в Москву, Нина Аркадьевна продала швейную машинку и ковер. В этом же году Махмуду присвоили звание солиста Республиканской филармонии.
Новая цель
Победа позволила переехать семье в столицу, а потом советские танцоры получили возможность увидеть танцы других народов мира. Они побывали в Индии, Перу, Бразилии, Испании, Мексике, Аргентине и других странах. Поездка была возможностью накопить и создать из этой разнообразной коллекции свой репертуар с различными танцами народов мира: бразильский «Макумба», еврейский «Портняжка», перуанский «Павлин», узбекский «Чабаненок», таджикский «Танец с ножами», русский «Эммигрант», испанский «Ла-коррида» и многое другое.
Сольная программа была для СССР чем-то новым, раньше народные танцы исполнялись коллективами. Со своей программой «Танцы народов мира» Махмуд Эсамбаев преуспел благодаря опыту, но в большинстве своем – стремлению найти в каждом народе свою, характерную только ему, ярко выраженную положительную черту. Такой богатый опыт и последующий за ним успех позволили задуматься о создании собственной группы. Однако биография Махмуда Эсамбева интересна не только одиночными выступлениями, но и участием в театральных постановках.
Участие в театральных постановах
Роль в театре он получил в Киргизии. Это стало возможным в основном благодаря тому, как танец Махмуда Эсамбаева мог перевоплотить его в героя, который выходил на сцену, в человека другой национальности, бедного или богатого, жестокого ревнивца или слабого пастуха. Главные партии из-за превосходной техники он получает в «Лебедином озере».
Затем следуют не менее прославленные произведения, такие как «Бахчисарайский фонтан» и «Спящая красавица». Отношение к танцам сына отец смог изменить потому как видел, сколько сил и упорства прикладывает к этому делу его Махмуд.
В «Тарасе Бульбе» по Соловьеву-Седому он исполнил роль Тараса, а в «Анаре» - Кудаке. Каждый герой получался живым, при этом не было важно, второстепенный это персонаж или главный. «Красный мак» Глиэра тому доказательство: танцовщик из ресторана в его исполнении выглядел просто и своеобразно.
Фильмография
1961 год – время дебюта артиста в кинематографе. Собственно, после успеха на танцевальном поприще многих заинтересовала личная жизнь Махмуда Эсамбаева, и фильмы добавили узнаваемости актеру. Главная роль досталась Махмуду в картине «Я буду танцевать», а за ней последовал фильм-балет «Лебединое озеро». Ранее отыгранный спектакль сыграл на руку. К фильму-балету «В мире танца» Эсамбаев лично написал сценарий.
Кроме того, артист и танцор приложил свои усилия к созданию таких картин, как «Земля Санникова», «Вино из одуванчиков», «Пока бьют часы», «На край света…», «Приключения маленького Мука», «Увертюра», «Дорога в ад», «Зов предков. Великий Туран», «Честное волшебное» и многих других. Всего было отыграно Эсамбаевым около 100 хореографических миниатюр, балетных партий и танцев.
Последние годы
Ближе к окончанию XX столетия танцор продолжил организаторскую деятельность, создав Международный союз деятелей эстрадного искусства, в котором принимал активное участие. Кроме того, в Международной академии танца долгое время Махмуд Эсамбаев был академиком, что сделало его влиятельным лицом. При поддержке академика в Грозном появились новые удобные здания цирка и театра. Со сцены бывший танцор ушел незаметно даже для семьи: просто одно из выступлений оказалось последним. Не проводилось никаких «прощальных концертов», однако деятельность не заканчивалась. Упорный характер все так же побуждал создавать что-то новое, достигать вершин.
Умер Махмуд 7 января в 2000 году, в возрасте 75 лет. До последнего дня своей жизни он надеялся, что война прекратится, и он снова сможет переехать домой, в Чечню – родной и необычно красивый край. Начатые им проекты продолжаются родственниками – дочерью и племянниками.
Стелла потом говорила о том, что технически в своих танцах ее отец не делал ничего невозможного. Его движения и в правду мог повторить любой профессиональный танцор. Но в танце были эмоции, которые Махмуд испытывал.
Похоронен Махмуд Эсамбаев на Даниловском кладбище в Москве.
Значение деятельности и награды
В 2001 году на этом кладбище был установлен памятник, изображающий Эсамбаева в танце. Танцор поднял руку вверх так, как это часто могли наблюдать зрители на выступлениях. В память о том наследии, что он оставил после себя, был создан кавказский ансамбль, носящий имя Эсамбаева. В Чечне один из проспектов столицы носит имя танцора. Здесь его знают даже маленькие дети.
Еще одна любопытная деталь: в 1982 году был открыт астероид 4195, которому присвоили имя еще живого артиста, Махмуда Эсамбаева.
После создания Махмудом собственной программы на чеченца обратила внимание единственная женщина-политик Индии, Индира Ганди. В знак признательности за выдающиеся достижения она прислала дорогостоящий подарок: костюм, полностью обшитый самоцветами. Бриллиантов было около 1200 штук, но украшали его и другие драгоценные камни. Материальная стоимость была огромной, духовная – еще больше, но вместе с другими ценными вещами (уникальными книгами, подлинными картинами художников, другими костюмами артиста) подарок был уничтожен в пожаре. После начала Чеченской войны от квартиры Махмуда не осталось и следа.
Ничто не забыто
За вклад в развитие культуры, танцев, кавказского балета и создание новых коллективов награды составляют внушительный список. Так, Эсамбаеву присвоено звание Героя Социалистического Труда, Орден Дружбы народов и «За Заслуги перед Отечеством» III степени, звание Народного артиста во многих республиках. Кроме того, в РСФСР танцору присвоено знание Заслуженного артиста. Да что там! Три ордена «Трудового Знамени» говорят сами за себя.
Дети Махмуда Эсамбаева, воспитанные на уважении к своему прошлому, уважают его как пример для подражания. На это есть веские причины: в свое время стремление добиться чего-то в любимом деле, а порой просто человеческое упрямство позволило деревенскому мальчику, «скомороху», стать известным танцором, развившим у многих зрителей тягу к искусству.