В южной части Синайского полуострова, вблизи города Санта-Катарина, на высоте 1570 м находится монастырь святой Екатерины Александрийской, являющийся одним из древнейших в христианском мире. Со дня основания в нем не прерывалось иноческое служение, начало которому было положено в VI столетии повелением императора Юстиниана 1. С тех пор основную часть его насельников составляют православные греки. Согласно установившейся традиции, настоятелем монастыря является действующий глава Синайской православной церкви. Ниже приводится карта с указанием его географического расположения.
Община на Святой горе
В III веке среди христианских монахов появилась тенденция селиться на Синае (Египет) вблизи того места, где согласно Библии, пророк Моисей говорил с Богом, явившемся ему в Неопалимой купине – охваченном огнем, но несгорающем кусте. Это были отшельники, использовавшие в качестве жилья естественные природные пещеры, образовавшиеся на горных склонах.
В первой трети IV века они обратились к матери императора Константина Великого – святой равноапостольной Елене – с просьбой помочь им построить церковь, посвященную Пречистой Богородице, а заодно и небольшое укрепление для защиты от набегов кочевников. Их просьба была встречена с живейшим участием, и благодаря выделенным средствам к концу столетия на священной горе уже существовала монашеская община, вполне оформившаяся и располагавшая всем необходимым как для духовной, так и для земной жизни. Ее материальное благополучие поддерживалось за счет большого количества паломников, стекавшихся туда из разных стран, но главным образом из Византии.
Благое деяние императора Юстиниана
Основание же на Синае монастыря святой Екатерины, в том виде, в котором он пережил века и сохранился до наших дней, связано с именем византийского императора Юстиниана Великого (482-565). Являясь человеком глубоко набожным и благочестивым, он счел своим долгом сделать все возможное для преобразования сложившейся на Синае религиозной общины в монастырь и обезопасить его насельников от постоянных угроз со стороны полудиких и крайне агрессивных кочевников.
С этой целью Юстиниан 1 приказал окружить ранее возведенные постройки мощной крепостной стеной и для верности содержать в них боеспособный воинский гарнизон. Отметим попутно, что свое нынешнее название обитель получила лишь в XI веке, когда почитание святой Екатерины Александрийской распространилось по всему христианскому миру. Вначале же она называлась монастырем Преображения, а несколько позже – Неопалимой купиной.
Арабское нашествие VII века
На протяжении последующих столетий монахи не жалели средств на содержание этих стен в должном порядке, благодаря чему многократно были избавлены от вторжения грабителей. Однако даже эти мощные укрепления не могли защитить их от полчищ арабских завоевателей, вторгшихся на Синайский полуостров в 625 году. Для сохранения веры, да и собственных жизней, монахам пришлось искать дипломатические пути общения с оккупантами.
Ими была направлена делегация в Медину – город, принадлежащий ныне Саудовской Аравии, где в то время находилась резиденция величайшего религиозного и политического деятеля ислама − пророка Мухаммеда. Получив аудиенцию и заручившись его поддержкой, посланники вернулись назад с охранной грамотой – фирманом, согласно которой монахам не только гарантировалась личная безопасность, но и предоставлялись налоговые льготы. Ныне этот документ хранится в Стамбуле, куда его доставили из монастыря святой Екатерины на Синае в 1517 году.
Мечеть, возведенная в христианском монастыре
Несмотря на полученные привилегии, жизнь иноков в тот период всецело зависела от воли завоевателей, стремившихся распространить ислам по всему Египту. В частности, они были вынуждены безропотно согласиться с требованием оккупантов возвести на территории христианского монастыря мечеть, и обеспечить к ней свободный доступ всем паломникам. Не пожелав мириться с подобным кощунством, многие иноки покинули обитель, отчего к началу IX века их количество сократилось до 30 человек.
Период крестовых походов
В истории монастыря святой Екатерины на Синае были и периоды расцвета. Один из них продолжавшийся почти 170 лет и явился следствием крестовых походов (1099-1270). Изгнав арабских завоевателей, крестоносцы взяли на себя охрану путей, по которым на Синай направлялись европейские паломники, число которых год от года возрастало. Это обеспечило приток средств в монастырскую казну и во многом улучшило условия жизни самих иноков.
Годы турецкого владычества
Так продолжалось до 1517 года, когда Синай, как и вся остальная территория Египта, был захвачен османскими завоевателями. Приток паломников тогда резко сократился, но в остальном жизнь монастыря не претерпела существенных изменений. Как некогда арабы, так и нынешние хозяева полуострова – турки, не стали вмешиваться в его внутренние дела, и даже оставили в неприкосновенности статус архиепископа, являвшегося одновременно игуменом монастыря и главой всей Синайской православной церкви. Традиция совмещения этих двух высоких должностей сохранилась и по сей день.
Несмотря на материальные затруднения, вызванные особенностями политической обстановки, братия монастыря святой Екатерины на Синае развернула широкую просветительскую деятельность среди жителей Египта и соседних стран. Так, на средиземноморском острове Крит ими было открыто христианское религиозное училище, получившее мировую известность благодаря тому, что в числе его выпускников были многие известные греческие богословы. Кроме того, монахи вели активную миссионерскую деятельность, в рамках которой ими были учреждены подворья в Египте, Турции, Палестине, Румынии, Индии и России.
Посольства синайских монахов в Москве
История связей братии монастыря святой Екатерины на Синае с Россией началась с того, что в 1375 году их посольство во главе с митрополитом Макарием прибыло в Москву за сбором пожертвований. Получив желаемое и вернувшись домой, монахи отослали в Россию икону «Неопалимая купина», которая была с большой торжественностью помещена в Благовещенский собор Кремля.
Дальнейший обмен знаками внимания и взаимного расположения продолжился во времена правления Ивана Грозного, который отправил свое посольство к восточным патриархам и Синайскому монастырю пожертвовал златотканый покров, украсивший раку с мощами святой великомученицы Екатерины. В сопроводительном письме государь просил честных иноков усердно молить Господа о ниспослании благодати ему и всему российскому народу.
Под покровительством Дома Романовых
Очередной визит синайских архиереев в Москву состоялся во времена правления первого царя из Дома Романовых – государя Михаила Федоровича. К нему в 1619 году прибыло многочисленное посольство Иерусалимского патриарха Феофана, в состав которого входил и настоятель Синайского монастыря. Высокие гости и члены царской семьи приняли участие в торжественном молебне у раки преподобного Сергия Радонежского, после чего в монастырь святой Екатерины стали регулярно поступать пожертвования от всех российских правителей.
В 1687 году начался наиболее продолжительный визит синайских гостей в Москву. Прибыв в связи с инициированной их настоятелем архиепископом Ананием кампанией по передаче обители под покровительство Российской империи, они покинули нашу страну лишь два года спустя, увозя с собой царскую грамоту и множество ценных подарков. Петр I, его брат Иоанн V и царевна Софья обещали синайским инокам всестороннюю материальную и политическую поддержку. Это их обещание выполнялось всеми последующими правителями.
Современное состояние монастыря святой Екатерины на Синае
Как же обстоят дела нынче? В наши дни обитель, насчитывавшая уже почти 17 веков своей истории, является духовным и административным центром Синайской православной церкви, глава которой по традиции является ее настоятелем. Любопытно отметить, что управление монастырем основано на принципе истинной демократии.
Для решения всех сколько-нибудь серьезных вопросов собирается общее собрание насельников, а его постановления претворяются в жизнь особым органом – Советом отцов, состоящим из 4 человек. Все они избираются путем тайного голосования. Добавим, что в 2002 году по решению ЮНЕСКО обитель была включена в число объектов всемирного наследия.
Как и в былые времена, святыни Синайского монастыря притягивают к нему множество паломников, съезжающихся на святую гору со всех уголков мира. Для них ежедневно в установленное время открывается доступ к раке с мощами великомученицы Екатерины, а после поклонения каждому вручается памятный серебряный перстень с именем святой.
Сегодня на соответствующих информационных ресурсах можно найти множество отзывов тех, кому довелось посетить обитель. Многие из них с нескрываемым волнением пишут о том глубоком религиозном чувстве, которое охватило их в этом священном для каждого христианина месте. Отмечается также искреннее радушие, с которым монахи встречают прибывших, и их готовность дать разъяснения по всем интересующим вопросам.
Всем желающим совершить поездку сообщаем, как добраться в монастырь святой Екатерины на Синае. Как следует из отзывов, проще всего воспользоваться услугами какой-либо туристической фирмы, организующей поездки на Синай, или обратиться в паломнические центры, созданные за последнее время при многих крупных монастырях и приходах. Тот же, кто хочет совершить индивидуальную поездку, должен будет прежде всего добраться до ближайших к обители городов - Хургады или Шарм-эль-Шейха, а далее продолжить путь на автобусе или такси.