Поэма Эдуарда Багрицкого "Смерть пионерки" - единственное из произведений советского поэта, включенное в школьную программу по литературе - была написана им в 1932 году. Чуть позже ее опубликовал журнал "Красная Новь", приурочив эту публикацию к 15-летию Октябрьской революции. Позже поэма вошла в число произведений прижизненного сборника поэта.
В статье мы расскажем об этом произведении, истории его создания, структуре и сюжете, особенностях стиля.
Эдуард Багрицкий
Поэт (настоящая фамилия Дзюбин) родился на Украине в 1895 году в городе Одессе, в еврейской мещанской семье. Образование получал в реальном училище и в землемерной школе. Первые стихотворения начинают публиковаться в периодических изданиях в 1913-1914 гг. Это были в основном романтические стихотворения, которые тематически и стилистически походили на поэзию Николая Гумилева, Р. Л. Стивенсона и Владимира Маяковского.
В 1920-е годы Эдуард Багрицкий входил в Одесский литературный кружок, представителями которого были Юрий Олеша, Валентин Катаев, Илья Ильф, Семен Кирсанов и другие талантливые прозаики и поэты.
Работал редактором в Петербургском телеграфном агентстве (Одесском отделении). Во время Гражданской войны стал добровольцем Красной Армии и участником Особого партизанского отряда ВЦИКа. Далее служил в политотделе и писал агитационные стихи.
Под псевдонимами Некто Вася, Нина Воскресенская и Рабкор Горцев поэт публиковал свои стихотворения в ряде одесских газет и юмористических журналов.
С 1925 года жил и трудился в Москве. Там же стал членом литературного объединения "Перевал". В 1928 году у него вышел сборник стихотворений.
Эдуард Багрицкий скончался в 1934 году после тяжелой продолжительной болезни.
"Смерть пионерки": история создания
В советском литературоведении было принято считать, что это произведение написано в 1930 году, когда поэт, который в то время жил у своего знакомого, услышал о смерти его дочери, тринадцатилетней Вали Дыко. Якобы она умерла в больнице от скарлатины. Мать девочки принесла умирающей крестильный крест, но пионерка Валя отказалась надеть его. Эту же версию озвучивал и сам поэт при встрече с корреспондентами "Пионерской правды". Более того, этот факт так укрепился в литературоведении, что улица, на которой стоял дом, где гостил Багрицкий, позже стала носить имя поэта.
На самом же деле реальная Валентина умерла значительно позже, когда поэт уже не жил в Кунцеве. Вероятнее всего, на написание поэмы повлиял случай, произошедший в местечке Пикозеро Архангельской области (о нем услышал побывавший там Багрицкий). Событие было похоже на описанное выше: умирающую от простуды пионерку, двенадцатилетнюю девочку Веру Селиванову, хотят заставить поцеловать икону, но она отдает салют.
В то же время сам поэт неоднократно говорил о том, что поэма художественно осмысливает реальные факты, поэтому основу произведения все же составляет вымысел.
Фабула
Итак, сюжет "Смерти пионерки" таков: девочке-пионерке Вале, умирающей в больнице от скарлатины, мать приносит крестильный крестик, умоляя надеть его и просить Бога об исцелении. Но Валю материнские мечты о традиционных христианских ценностях и будущем, где обещаны хорошее приданое, ухоженный дом, крепкое хозяйство и счастливое замужество, не прельщают.
Даже в горячке Валя видит шагающие пионерские отряды, поднятое красное знамя, слышит звуки горнов. Последний жест, который смогла сделать ослабевшая от тяжелой болезни девочка - это показать рукой пионерский салют, а не крестное знамение.
Сказка о Валентине
Багрицкий написал поэму в форме сказки, о чем говорят и некоторая стилизация и повторы. Сам автор говорил так:
Я написал стихотворение «Смерть пионерки» в виде сказки. Я ясно представлял себе, что его надо написать как можно проще. Рассказать о том, почему Валя дорога мне. Мне хотелось показать, что смерть ее незабываема, и, несмотря на то, что Валя умерла, песнь о ней останется жива, с этой песней о ней пойдут пионеры.
Об этом необычном по строю, похожем на заклинание, стихотворении написано немало исследований. Есть такие, в которых поэма по сюжету сравнивается даже с житиями святых.
А есть, например, параллели, которые некоторые литературоведы проводят между поэмой и юмористическим стихотворением одного из поэтов объединения ОБЭРИУ Николая Олейникова "Карась" (1927). Сколь бы странным ни было это сопоставление героического и комического.
Обыгрывая судьбу маленькой рыбки, и Олейников задавался вопросом противопоставления обыденного бытия и смерти так и не достигшего идеалов, но стремящегося к ним Карасика:
Белая смородина,
Черная беда!
Не гулять карасику
С милой никогда.
Или:
Так шуми же, мутная
Невская вода!
Не поплыть карасику
Больше никуда.
Но упоминания сабельных героических походов у Багрицкого перекликаются у Олейникова с садистским упоминанием ножей, которые потрошат бедную рыбку. А площадь с реющим знаменем - с раскаленной кухонной сковородкой. При этом стихотворения написаны со столь схожим ритмико-интонационным рисунком, что не заметить это довольно трудно.
Эпиграф и песня
У поэмы "Смерть пионерки" имеется автоэпиграф. Это четверостишие о грозе:
Грозою освеженный,
Подрагивает лист.
Ах, пеночки зеленой
Двухоборотный свист!
Действительно, весь сюжет поэмы построен так, что последняя гроза в жизни Вали сравнивается с яркой пионерской юностью страны. Жизнь понимается не как спокойный и стабильный быт, а как сражение и стихия. Словно молнии, мелькают яркие галстуки, призыв "Будь готов!" звучит, как гром. Тяжелые очертания туч кажутся девочке пионерским строем. Гроза разряжается дождем и заканчивается, когда жизнь Валентины угасает:
В прозелень лужайки
Капли как польют!
Валя в синей майке
Отдает салют.
Тихо подымается,
Призрачно-легка,
Над больничной койкой
Детская рука...
Часть поэмы даже превращена в песню. Вернее, сам поэт выделил и назвал его так вначале. Это позднее фрагмент (начиная со слов "Нас водила молодость в сабельный поход...") был положен на музыку различными композиторами - Марком Минковым, Владимиром Юровским, Борисом Кравченко.