Классификация средств обучения.

Средства обучения в дидактике используется для того, чтобы обозначить тот или иной компонент процесса обучения. Они имеют большое значение для реализации управленческой и информационной функции учителя. Кроме того, они представляют собой материальные или идеальные объекты, используемые для освоения новых знаний, практической и познавательной деятельности и формирования опыта. Классификация средств обучения неоднозначна, поэтому у разных ученых есть разные подходы к данному вопросу. Средства профессионального обучения - это орудия, которые используют в своей деятельности учитель и ученики.

В настоящее время существует не одна классификация средств обучения. На самом деле их множество и все они отличаются друг от друга положенным в их основу признаком. Итак, по составу объектов их можно поделить на материальные, то есть оборудование, помещения, расписание занятий, компьютеры, мебель, и идеальные, то есть знаковые модели, образные представления, мысленные эксперименты.

Если обратить внимание на то, как относятся средства обучения к источникам появления, то можно выделить такие группы: естественные - это гербарии, препараты, натуральные объекты, и искусственные - учебники, картины, приборы. Существует и классификация по сложности. В нее входят простые (карты, модели) и сложные (компьютеры, видеомагнитофоны) средства обучения.

По способу использования они делятся на статичные, например, слайды, и динамичные, например, видеофильм. Кроме того, средства обучения могут относиться к разным объектам. Это значит, что они используются учителем, как классный журнал, или учениками, как рабочая тетрадь. 

Классификация средств обучения по характеру воздействия такова: аудиальные - магнитофон, визуальные - измерительные приборы, диаграммы и аудиовизуальные - компьютер. Кроме того, можно делить их и по особенностям их строения. Допустим, к плоским относится схема, к объемным - глобус, а к виртуальным - различные мультимедийные презентации. 

В процессе выделения различных групп средств обучения следует обратить внимание на то, что носитель информации также различен. В данном контексте можно выделить следующие их группы: бумажные - это учебник, лазерные - DVD, CD-ROM, электронные - различные компьютерные программы и магнитооптические - фильмы. Кроме того, не стоит забывать, что существуют разные уровни содержания образования. Исходя из этого выделяют средства обучения на уровне урока, то есть раздаточный материал, следующая группа - на уровне предмета - дидактические материалы, учебники, и третья группа - на уровне процесса обучения в общем - учебные кабинеты.

Классификация средств обучения по отношению к технологическому прогрессу заключается в следующем: существует три группы. Первая - традиционные (библиотеки, музеи, наглядные пособия); вторая - современные (мультимедиа, компьютеры, СМИ); третья - перспективные (локальные и глобальные компьютерные сети, Web-сайты).

Существует в дидактике и понятие функции средств обучения. Под ним подразумевается, как внешне проявляются средства обучения, которые используются в учебно-воспитательном процессе исключительно с определенной целью. Доказано, что средства обучения - это один из главных факторов, влияющих на процесс воспитания и обучения. Так какие же функции можно выделить? В первую очередь средства обучения призваны уменьшить временные затраты на восприятие различной учебной информации. Кроме того, с их помощью происходит передача всей нужной информации. Еще одна функция - возможность рассмотреть изучаемый объект в целом и по частям. А также они призваны обеспечить деятельность педагога и учащихся. А для этого на уроке их всегда следует использовать комплексно.

 

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 4
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Спасибо! Очень полезная статья!
Копировать ссылку
0
Завтра экзамен. Благодарю. Нашёл ответ на билет
Копировать ссылку
0
Безумное спасибо!!!! Очень долго искал! Нашёл две-три классификации, а тут намного больше)))
Копировать ссылку
0
спасибо. очень пригодилась информация.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.