Как начинаются великие идеи и большие истории? С нечаянного разговора в поезде? Или со знакомства с великими писателями, щедрой рукой рассыпающих зерна творческих замыслов в плодородную почву талантливых режиссеров? А может быть с чудесной волшебной сказки, увиденной с киноэкрана в далеком детстве?..
Детство
О биографии Павла Арсенова известно не так уж много.
Родился он в один из солнечных дней теплой тбилисской зимы - 05 января 1936 года, в семье простого ремесленника-армянина Оганеза Арсенова. Взрослая жизнь будущего известного режиссера началась рано - в голодных и безжалостных подворотнях фронтового Тбилиси, где он, рослый и плечистый не по годам семилетка, дрался с мальчишками, чуть ли не вдвое старше себя. Проиграв очередное сражение, не сдавался и снова лез в бой.
Так закалялся характер и воспитывалась личность Павла. Однако все вокруг меркло и теряло значение, когда экран ближайшего кинотеатра озарялся светом красивой и доброй детской сказки "Василиса Прекрасная", вышедшей как раз во время войны. Затаив дыхание и округлив от восхищения глаза, Павел Арсенов снова превращался в маленького мальчика, возвращаясь в было утраченный мир детства. Он ходил на эту сказку раз двадцать, не меньше. И всякий раз все так же переживал, справятся ли Иван и заколдованная Василиса с испытаниями, выпавшими на их долю.
Как потом вспоминал Павел Оганезович, если бы не эта чудесная сказка, случившаяся с ним в детстве, и, собственно, подарившая ему само детство, в его жизни все сложилось бы совершенно иначе.
Юность
Высокий, статный, атлетически сложенный и мастеровитый в отца Павел, в сущности, мог без труда заработать себе на пропитание. Ко времени окончания одной из тбилисских школ он уже достаточно сносно владел ножницами и расческой и мог бы работать, например, парикмахером. Любил искусно вырезать из дерева занятные фигурки и мог бы их продавать на местном рынке. В конце концов, обладая незаурядной и эффектной внешностью, мог просто взять да и жениться на дочери какого-нибудь зажиточного грузина.
Однако молодой Павел Оганезович Арсенов, решив пойти дорогой знаний, поступает в тбилисский Институт геологии имени Джанелидзе. Впрочем, стать геологом ему было не суждено, поскольку еще во время обучения в институте он, в память о тех счастливых воспоминаниях детства и испытывая неодолимое желание хоть как-то прикоснуться к великому искусству, устроился на работу на киностудию "Грузия-фильм". Это событие и послужило отправной точкой для всей его дальнейшей жизни, неразрывно связанной с миром кино.
Начало карьеры
Вскоре Павел Арсенов переезжает в Москву и поступает на режиссерский факультет Всероссийского государственного института кинематографии, где его педагогом был сам Григорий Рошаль. Во время обучения зарабатывал себе на хлеб и набирался опыта в студии научно-популярных фильмов. Тогда же, в 1960 году, Павел дебютировал в кино, сыграв мужественного и честного кочегара Акопа в драме "Голоса нашего квартала".
В 1963 году, окончив институт кинематографии, начал самостоятельную режиссерскую деятельность, сняв короткометражные киноновеллы «Подсолнух» и «Лелька». Там же, во время съемок "Подсолнуха", Павел познакомился со своей первой женой, набирающей популярность актрисой Валентиной Малявиной.
Первый брак
Роковая красавица-актриса Валентина Малявина сыграла разрушительную роль в личной жизни Павла Арсенова.
Москвичка Валя попала в кино случайно, еще со школы влюбившись, как обычно и положено красоткам, в местного хулигана и сердцееда, очаровавшего всю женскую половину Арбата. Этим счастливчиком оказался будущий Народный артист РСФСР, Александр Збруев, быстро ответивший взаимностью восемнадцатилетней Малявиной.
Поначалу молодая пара скрывала свои отношения, и лишь после тайной свадьбы открылась родителям. Однако их браку не суждено было продлиться долго - уже через четыре года Валентина уходит к Арсенову.
Они познакомились на съемочной площадке и очень скоро сблизились. Малявина не стала скрывать их отношения от Збруева, и очень скоро последовал развод с первым мужем, сразу после которого Павел и Валентина сыграли свадьбу.
Павел Оганезович относился к жене очень трогательно. Окружив ее заботой и вниманием, строил их уютное семейное гнездышко. Через какое-то время у пары родилась девочка. Однако родительское счастье молодоженов было совсем недолгим - уже через несколько детей малышка умерла от инфекции.
С этого момента в их семейной жизни наступил разлад.
Эффектная брюнетка Малявина все так же пользовалась неизменным успехом у мужчин. Вскоре она завела роман с уже ставшим популярным актером Александром Кайдановским. Несмотря на то, что Малявина все еще была замужем, а Кайдановский женат, их отношения вскипели поистине безумной страстью. Они устраивали сцены публичной ревности и резали друг другу вены, чтобы, как и положено, умереть в один день. Погрязнув в каком-то полупьяном угаре, Малявина даже жила какое-то время одновременно и с Арсеновым, и с Кайдановским, в 1969 году расставшись с обоими.
А когда она ушла, в сердце Павла Арсенова навсегда поселилась грусть.
Елена
Во второй раз режиссер смог жениться лишь через семь лет.
Молоденькая девушка Елена вышла замуж за Арсенова в 1976 году. Ей было всего двадцать, и она была в два раза моложе своего избранника.
Однако это ей совершенно не помешало прожить с Павлом Оганезовичем двадцать три года, до самой его смерти, полностью посвятив свою жизнь любимому мужу и помогая ему в работе.
В 1980 году у пары родилась дочь Елизавета, ставшая впоследствии театральным гримером-стилистом.
"Гостья из будущего"
25 марта 1985 года режиссер Павел Арсенов сделал подарок миллионам советским школьникам, сняв, пожалуй, самый главный фильм своей жизни - ставшую культовой "Гостью из будущего", в основу которого легла книга фантаста Кира Булычева «Сто лет тому вперед».
Подростки всей страны влюбились в героев киноленты. Такой популярности еще не завоевывал ни один из отечественных фильмов для детей.
Мало у кого из зрителей не текли слезы на песне "Прекрасное далеко" в финальных титрах. Да и сейчас многие из вчерашних школьников, уже успевшие обзавестись внуками, как только начинает звучать эта замечательная песня, всякий раз возвращаются обратно в детство, когда их путь, полный щемящей неизвестности, только-только начинался.
Душу каждого из них наполняет удивительное чувство, сродни действию машины времени из любимого фильма, и они, пусть ненадолго, снова становятся детьми, как когда-то оттаивал после драк маленький мальчик Павел Арсенов при просмотре "Василисы Прекрасной".
Окрыленный необыкновенным успехом «Гостьи из будущего», Павел Оганезович уже в 1987 году представил зрителям картину «Лиловый шар», продолжение истории об Алисе Селезневой, главной героине культового телефильма.
Однако повторить былого успеха эта лента не смогла и провалилась в прокате.
90-е годы
Фильмография режиссера насчитывает всего двенадцать картин. Практически половина из них была знаковой для того времени и осталась в памяти зрителей. Это, кроме знаменитой "Гостьи из будущего", такие ленты, как "Король-олень", "И тогда я сказал нет...", "С любимыми не расставайтесь".
В середине 90-х годов прошлого столетия наступил закат некогда авторитетнейшей киностудии имени Горького, где работал и Павел Оганезович. Сначала студия перестала снимать детское кино, а потом и вовсе прекратила свою деятельность.
Последний фильм
Свой последний фильм, "Волшебник Изумрудного города", Павел Арсенов снял незадолго до смерти. Во время съемок его настигает инфаркт, после которого режиссер надолго попадает в больницу. Вернувшись домой, Павел, при помощи жены Елены, постепенно возвратился к жизни и смог продолжить работу над кинокартиной, которая увидела свет в 1994 году.
После этого режиссер больше не снимал. Он скончался 12 августа 1999 года. Причиной смерти Павла Арсенова стало уже подводившее его прежде сердце.