Евангелие от Луки (греч. K κατ Λουκᾶν εὐαγγέλιον, kata Loukan evangelion), также называемое просто третьим Евангелием, рассказывает о происхождении, рождении, служении, искуплении, смерти, воскресении и вознесении Иисуса Христа. Но глава 16 этого Евангелия примечательна не жизнеописанием Христа, коих много, но своими притчами, которые и будут рассмотрены в этой статье.
Сфера дискурса Христа в этой главе состоит в том, чтобы пробудить и ускорить всех нас, чтобы использовать этот мир, чтобы не злоупотреблять им, чтобы управлять всем нашим имуществом и удовольствиями здесь, в этом мире.
Евангелие от Луки: толкование Иоанна Златоуста, краткая суть
Если мы изложим то, что говорится в этом Евангелии о делах благочестия и милосердия, то придем к выводу, что воспользуемся выгодой от этих черт и поступков в будущем мире. Эта идея высказывается в притче о несправедливом распорядителе, который выгодно распродал товары своего господина, обеспечив себе удобное существование, чтобы побороться за него. Строка 1-8 рассказывает о неуважении и презрении, которое фарисеи питали к учению, проповедуемому Христом, за что он резко упрекнул их, добавив некоторые другие веские изречения, которые нельзя не упомянуть в толковании главы 16 Евангелия от Луки.
Осуждение гедонизма
Вместо того, чтобы творить добро, совмещая его с нашими мирскими удовольствиями, мы делаем их пищей и топливом наших похотей, нашей роскоши и чувственности и отрицаем помощь бедным, таким образом мы обрекаем себя и всех остальных на страдания и муки. Об этом говорится в знаменитой притче о богаче и Лазаре. Следуя любому из толкований главы 16 Евангелия от Луки, мы можем сделать вывод, что притча о Лазаре имеет еще одно намерение, а именно чтобы пробудить нас всех, чтобы принять предупреждение, данное нам письменным словом, и не ожидать немедленных посланий из другого мира.
Творите добро - и будет вам счастье
Мы ошибаемся, полагая, что суть учения Христа и святой религии заключался в том, чтобы развлекать нас понятиями божественных тайн или божественных милостей. Нет, божественное откровение, если следовать толкованию главы 16 Евангелия от Луки, предназначено для того, чтобы вовлечь нас в практику христианских обязанностей и, если угодно, приучить нас к совершению благодеяний и доброй воли по отношению к тем, кто нуждается в помощи и любви. Это наш Спаситель призывает нас к этому, напоминая нам, что мы всего лишь обладатели многообразной благодати Бога; и поскольку мы в разных случаях были неверными и утратили благосклонность нашего Господа, наша мудрость заключается в том, чтобы думать, как мы можем исправиться.
Толкование притч
Притчи не должны выходить за пределы их основного значения. Поэтому их нужно трактовать в контексте общехристианской этики. Мы должны быть усердными и трудолюбивыми, чтобы использовать наше богатство с целью проявления благочестия и милосердия, чтобы способствовать нашему будущему и вечному благополучию. Главный герой самой известной притчи - о недобросовестном распорядителе - занимает особое место в толковании Феофилакта Евангелия от Луки. Итак, стоит остановиться на ней как следует.
Притча о недобросовестном распорядителе
В притче все дети людей представлены в качестве распорядителей того, что у них есть в этом мире, и мы - только стюарды. Все, что у нас есть, является собственностью Бога; у нас есть только возможность пользоваться его богатством во благо всех людей в мире, самих себя, веры и Бога. Одно из самых известных толкований Евангелия от Луки, гл. 16, гласит: "Этот мир - это дом, небо - крыша, звезды - огни, земля с ее плодами - стол, хозяин дома - святой и благословенный Бог, а человек - стюард, в распоряжение которого предоставлены богатства этого дома, и если он будет вести себя хорошо, он найдет благоволение в глазах своего Господа, а если нет, то он будет отвергнут".
Нечестность распорядителя - главного героя притчи - описывается весьма яркими красками. Он потратил деньги на имущество своего лорда, присвоил его себе, неправильно использовал, потерял и навредил себе, за что и был обвинен и наказан Господом. Мы все несем ответственность за то же обвинение. Мы не выполнили должным образом ту миссию, которую Бог доверил нам в этом мире, но извратили его цель. И нам некого винить, кроме самих себя.
Трактовка в трех пунктах
В притче хозяин распорядителя (аллюзия на Бога) призвал его и сказал: «Я ожидал от тебя чего-то лучшего». Он сказал, что ему неприятно разочаровываться в нем, и при необходимости он освободит его от службы: он просит его хоть как-то оправдаться, но стюард не может отрицать своих грехов, и поэтому у нет средства правовой защиты, спустя некоторое время он вынужден покинуть обитель своего господина. Соответственно, согласно толкованию Евангелия от Луки Феофилакта Болгарского, у притчи есть несколько значений:
- Все мы вскоре будем освобождены от нашего руководства в этом мире; мы не всегда сможем наслаждаться теми вещами, которыми наслаждаемся сейчас. Смерть придет и освободит нас от нашего руководства, лишит нас способностей и возможностей, которые мы имеем, в частности, возможности делать добро, а другие придут на наши места и будут иметь то же самое.
- Наше освобождение от руководства этим миром через смерть - справедливо, и мы этого заслужили, поскольку потратили впустую имущество нашего Господа и тем самым потеряли его доверие, посему не можем больше жаловаться ему на тяготы бытия.
- Когда в нас говорит несправедливость и желание неправильно воспользоваться богатствами этого мира, мы должны сообщать об этом нашему Господу. После смерти нас ждет суд. Мы справедливо предупреждены как о нашем освобождении, так и о нашем учении (через Библию), и должны часто думать об этом. Это общие выводы из толкования на Евангелие от Луки Феофилакта Болгарского.
Другой смысл
Господин все же похвалил несправедливого распорядителя, потому что он сделал мудро, уйдя из его дома по зову совести. Как бы то ни было, Христос сказал: «Теперь воздайте должное мне такого человека, который знает, как преуспеть для себя, как улучшить нынешнюю возможность и как обеспечить будущую необходимость». Господин не хвалит распорядителя, потому что он навредил ему, но отмечает, что тот поступил мудро, самостоятельно освободив свою должность и не ожидая разбирательств. Согласно толкованию на Евангелие от Луки болгарского теолога, мы должны вовремя каяться в своих грехах.
Ответственность за других
Если поведение распорядителя по отношению к своему хозяину еще можно как-то оправдать, то его поступок в отношении жильцов, обитавших в обители хозяина, оправдано быть не может. Он знал, какие жесткие условия он им создал, ведь они не могли заплатить за аренду, были выброшены на улицу, и, вероятно, были обречены на гибель вместе со своими семьями. Принимая во внимание это, теперь, когда он собирался сделать то, что ему следовало бы сделать по справедливости, он должен был задуматься не столько о своем уходе и раскаянии, сколько о спасении тех душ, которые были загублены по его вине. Этот вывод пересекается с толкованием Евангелия от Луки, глава 15.
Сколько стоит человек?
«Сколько стоишь ты?»... Это может означать: «В какую аренду ты стоишь? Приди, я поставил тебе более выгодную цену, и все же не меньшую, чем та, которую ты должен был иметь». Распорядитель делал все для своего господина, но теперь он должен искупить свою вину не для него, но для арендаторов, которые были выставлены за дверь из-за его несправедливых деяний.
Мирская мудрость и детская невинность
Обратите внимание:
- Мудрость мирских людей в заботах этого мира должна быть посвящена и заботе о наших душах. Подобно тому, как люди не могут собирать урожай зимой, они не могут исправить свои грехи на закате жизни: нужно жить правильно. Нужно быть мудрым в наших делах до конца жизни!
- Дети света обычно превзойдены детьми этого мира. Не то, чтобы они действительно были мудры; это только вопрос их душевной чистоты в начале жизни. Потому что дети только родились и еще не успели натворить грехов, и в этом они даже чище ангелов - детей света. Распорядитель же, повысив цену на аренду в обители своего хозяина, обрел многих детей на гибель. С этим согласуется толкование 4 главы Евангелия от Луки.
Благодать и слава
Богатство этого мира не так велико, как его благодать и слава. Итак, если мы будем неверными в меньшей степени, если мы используем вещи этого мира для других целей, кроме тех, для которых они были нам предоставлены, то нам стоит опасаться на счет того, что Бог продолжит, как и раньше, одаривать нас своей благодатью.
Тот, кто служит Богу и делает добро своими деньгами, будет служить Богу и творить хорошее и далее, с более благородными и ценными талантами мудрости и благодати, и духовными дарами, и рабами небес; но тот, кто зазря промотает богатства этого мира, никогда не улучшит свои духовные таланты. Бог отказывает в милости.
Материальные и духовные богатства
Богатство этого мира обманчиво и неопределенно. Согласно Евангелию от Луки с толкованием святых отцов, мы должны избегать жадности и алчности, и, если воспользуемся богатствами мира, то должны взять от них лишь самое малое и не сильно увлекаться. Если мы не прислушаемся к этому совету, то как можем рассчитывать на доверие к духовным богатствам, которые являются единственной истиной?
Убедимся в том, что люди действительно богаты и щедры, и верой, и Богом, богаты Христом, признавая себя рабами земными и небесными. Поэтому, рассуждает Бог, нужно наделить человека стремлением к обладанию духовными богатствами, чтобы он мог возвыситься в Царстве Божьем, искупив Первородный Грех и все свои земные грехи.
Бог дает человеку, который хорош в его глазах, то есть добросердечному и милосердному, больше мудрости, знания и радости (Эккл. II, 26); то есть тому, который уверен в том, что жадность является грехом, Господь дает истинную благодать.
Богатство этого мира - это люди, способные постигать сущность веры и развивать свои духовные качества. Так гласит толкование 4 главы Евангелия от Луки. Главные грешники - это люди жадные и эгоистичные, ибо они чужды душе, ее природе и интересам. Они не наши, ибо они не Божьи. Эти люди пренебрегают духовным богатством ради материального, а значит отвергают основные принципы Веры Христовой.
Гностическая трактовка
Любопытно также гностическое толкование Евангелия от Луки (глава 12): поскольку гностики верили в изначальную греховность материального мира, в их представлении жадность выглядит еще более порочной. Согласно мифологии гностиков, материальный мир создан злым и слабоумным лжебогом, Иалдабаофом, в то время как истинный Бог, описанный в Евангелиях и Новом Завете, скрывается в другом мире - невидимом, духовном, истинном. Соответственно, те, кто пренебрегает духовными ценностями в пользу материальных, неосознанно продают свою душу ложному богу Иалдабаофу, отрекаясь от заветов Христа. Подобным образом может быть создано гностическое толкование Евангелия от Луки 13.
Но духовное и вечное богатство - это наши собственные ценности (они входят в нашу душу, которая управляет телом). Они являются неотъемлемой частью нас самих, и в этом смысле гностики сходятся с христианами. Если мы сделаем Христа нашим собственным Богом, частью нашей души, а небеса - нашим собственным царствием, то мы, наконец, вернемся домой, ибо природа человека в большей степени духовна, нежели материальна. Но как мы можем ожидать, что Бог должен обогатить нас этим, если мы не будем служить ему в нашей земной жизни, в которой мы - лишь стюарды, управленцы, подобные тому, что описан в толковании святого Евангелия от Луки и притче из главы 16?
Осуждение оракулов
В главе 16 есть притча, осуждающая оракулов. Во-первых, они оправдывали себя перед людьми, отрицали все возлагаемые на них обвинения, даже перед самим Христом. Они утверждали, что их рассматривают как людей исключительной святости и преданности и оправдывают себя в этом утверждении:
Вы такие, которые делают это, так как никто никогда не делал этого, чтобы ваше дело определяло мнение людей и оправдывало вас перед миром.
Во-вторых, они были высоко оценены среди мужчин. Мужчины не только оправдывали их от всякой вины, которой они подвергались, но аплодировали им и относились к ним с почтением не только как к добрым людям, но и как к лучшим из людей. Их озарения были расценены как пророчества, их указания - как законы, и их практика - как неприкосновенные рецепты решения любой проблемы.
Их одиозная эгоистичность была очевидна Богу: «Он знает ваше сердце, и это в его глазах мерзость, потому что оно полно всякой нечестивости». Любые трактовки притчи об оракулах перекликаются с толкованием главы 13 Евангелия от Луки.
Обратите внимание: во-первых, глупо оправдываться перед людьми и думать, что своими оправданиями вы скроете свои грехи от Бога, который знает наши сердца, знает, что плохое есть в нас - одним словом то, чего никто не знает. Это должно проверять нашу ценность для нас самих и нашу уверенность в себе, что Бог знает наши сердца и насколько обман существует, потому что у нас есть основания для унижения и недоверия к себе.
Во-вторых, глупо судить о людях и вещах по мнению других, по отношению к ним, и идти вниз с потоком вульгарной оценки; ибо то, что высоко ценится среди людей, которые судят по внешнему виду, возможно, мерзость пред Богом, который видит вещи такими, какие они есть, и чей суд является самым истинным и справедливым. Напротив, есть святые люди, принятые и одобренные Богом, но которых, однако, не принимает человеческое общество (2 Кор. Исх. 18.). Этот мотив мы можем встретить в любой части Библии, о чем нам говорит и толкование главы 14 Евангелия от Луки.
Притча о фарисеях
В этой притче Господь обратился к мытарям и грешникам, которые, скорее всего, будут действовать от имени его Евангелия, ведь это корыстные тщеславные фарисеи (стих 16): «Закон и пророки были действительно до Иоанна, в Ветхом Завете, который был обращен к вам, евреям, вплоть до появления Иоанна Крестителя, и у вас, казалось, была монополия на праведность и спасение, и вы гордились этим, и это повышало уважение к вам, ведь вы - учащиеся в законе и пророков, но с тех пор, как появился Иоанн Креститель, проповедуется Царство Божье, новозаветное вероучение, которое не ценит людей лишь за то, что они являются хранителями закона Божьего, но за то, что каждый человек принадлежит к царству Евангелия - язычники, а также евреи...».
Некоторые это понимают: они высмеивали Христа или говорили о презрении к богатству, ибо, подумали они, не было ли много обещаний богатства и других временных благ в законе Бога и в словах пророков? И не были ли многие из лучших служителей Бога очень богатыми, как Авраам и Давид? «Это правда, - говорит Христос, - так оно и было, но теперь, когда Царство Божье начинает проповедоваться, происходит новый поворот, теперь благословлены бедные, и скорбящие, и преследуемые».
Фарисеи, чтобы воздавать людям за их высокое мнение о них, позволили им существовать в дешевой, простой, официальной религии. «Но, - говорит Христос, - теперь, когда проповедуется Евангелие, открываются глаза людей, и поскольку они не могут теперь поклоняться фарисеям, как они делали это раньше, они не могут довольствоваться таким равнодушием в религии, какому они были обучены».
Обратите внимание: те, кто отправится на небеса, должны болеть, должны стремиться к потоку, должны противостоять толпе, идущей наоборот.
Притча о блудном сыне
Поскольку притча о блудном сыне поставила перед нами благодать Евангелия, которое ободряет нас всех, поэтому она предназначена для нашего пробуждения; и очень крепко спящие, фарисеи находятся в грехе. Последние исказили проповеди Христа против мира; эта притча была предназначена для того, чтобы дать людям понять, насколько несерьезными являются насмешки фарисеев над Христом. По крайней мере, так утверждают все толкования главы 1 Евангелия от Луки. Но в главе 16 фарисеи играют еще более значительную роль.
Злые богатые и благочестивые бедные
Есть очень большая проблема, известная во все века: разные условия жизни злого богатого человека и благочестивого бедного человека в этом мире. Мы знаем, что древние евреи были готовы сделать процветание одним из знаков истинной церкви, хорошего человека и фаворита небес, чтобы они вряд ли могли иметь какие-либо благоприятные мысли о бедном человек. Эту ошибку Христос собирался исправить любой ценой и несмотря ни на что, и это очень отразилось на всем христианском духе.
Притча о Лазаре и богаче
Злой человек и тот, который будет навсегда несчастным в разгар процветания (стих 19).
Был некий богатый человек. Опираясь на имеющиеся переводы и толкования Евангелия Луки, мы называем его просто богачом или богатым человеком, но, как замечает епископ Тиллотсон, у него нет имени, которое ему дано, в отличие от бедного человека, потому что было подозрительно назвать какого-нибудь богатого человека, выступающего в роли антигероя, каким-либо именем, и сделать его непопулярным. Так, например, произошло со старинным еврейским именем Иуда (Йехуда).
Судя по некоторым трактовкам, Христос специально не удостоил богача из притчи именем. Хотя, возможно, богатей назвал свои земли как раз своим именем, ведь думал, что его династия просуществует еще очень долго. Тем не менее нищий из притчи, просивший милостыню у ворот богача, прожил долгую жизнь, в то время как богач обратился в прах. Такое отношение к богачам прослеживается и в толковании главы 11 Евангелия от Луки.
Каким был этот богач? Он был одет в фиолетовые одежды и виссон, и это было его украшением. У него было прекрасное белье на постели, предназначенной не для сна, но для удовольствия, и он был чист, без сомнения, ибо мылся каждый день, а нищие слуги меняли ему постельное белье. Он был облачен в пурпурные и фиолетовые одежды, потому что это был образ принцев и царей, что дает нам некоторые догадки о том, почему Христос обратил на него внимание Ирода. Он никогда не появлялся за границей, но был великолепен в своем внешнем обличье.
Богатство - не грех
Богач каждый день обедал вкусно и роскошно. Его стол был снабжен всеми сортами вин и лакомствами, которые природа и искусство кулинарии только могли предоставить; его стол богато украшен посудою; его слуги, которые ждали его за столом, - в богатых ливреях; и гости за его столом, без сомнения, скрашивали его компанию своим присутствием, ведь то были знатные особы. Ну и какой вред был во всем этом? Богатство - не грех, как и нет греха в том, чтобы носить фиолетовые мантии и виссон, а также иметь обильный стол, если человек в силу ряда причин обладает таким изобилием. В притче ведь не говорится о том, что он получил свое имение в результате мошенничества, притеснения или вымогательства, нет, или что он был пьян, или сделал других пьяными. Отношение к алкоголю ясно прослеживается в толковании Евангелия от Луки 12.
Христос показал, что у человека может быть много богатства, пышности и наслаждения этого мира, и в этом, в принципе, нет ничего плохого. Зло, согласно толкованию Евангелия от Луки Златоустом, известным по имени Иоанн, начинается тогда, когда богатеи лгут, и таким образом гибнут навсегда под Божьим гневом и проклятием. Мы не можем сделать вывод о том, что люди, живущие величием, не хотят, чтобы Бог их так сильно любил, или что они любят Бога за то, что он так много даровал; счастье заключается не в этих вещах. Избыток удовольствия очень опасен, и для многих искушение роскошью становится фатальным, равно как и чрезмерная чувственность, и привычка забывать о Боге, и о другом мире. Этот человек, возможно, был бы счастлив, даже если бы у него не было больших владений и наслаждений. То, что избыточность удовольствий для тела, и легкость, наступающая от этого, являются разрушением многих душ и его духовных интересов - это правда.
Есть хорошее мясо и носить добротную одежду - вполне законно. Но часто эти вещи становятся пищей и топливом для чувства гордости и зависимости от роскоши, и поэтому превращаются в грех для нас. Нельзя пировать самому или вместе со своими друзьями, и в то же время забывать о бедствиях бедных и страдающих, провоцируя и гневя Бога, а также проклиная собственную душу. Грех этого богатого человека заключался не столько в его одежде или в его рационе, сколько в том, что он обеспечивал лишь себя.
Кто есть Лазарь
Вот благочестивый человек, и тот, который будет всегда счастлив, в глубине невзгод и бедствий (стих 20): Был некий нищий по имени Лазарь. Он в высшей степени благочестив и скорбен, и был, вероятно, хорошо известен среди хороших людей того времени: нищий, предположим, такой, как Элеазар, или Лазарь. Некоторые думают, что Елеазар - это собственное имя для любого бедного человека, поскольку оно обозначает помощь Бога, на которого лишь и могли надеяться нищие. Этот человек был на самом дне тогдашней социальной иерархии. Социальным вопросам уделено множество мест в Библии, что видно по толкованию гл. 5 Евангелия от Луки.
В теле Лазаря было полно язв, так же, как и у Иова. Быть больным и слабым в теле - великое несчастье; но язвы более болезненны для пациента и более отвратительны для окружающих.
Он был вынужден просить свой хлеб и бродить в округе, чтобы достать еду у богатых людей. Он был настолько болен и хромал, что не мог пойти сам, ожидая сострадания и помощи со стороны других людей, а потому лег у ворот богача. Обратите внимание: те, кто не могут помочь бедным с помощью своих кошельков, должны помочь им с их болями; те, кто не может одолжить им ни копейки, должны подать им руку; те, кто сами не могут ничего им дать, должны либо носить их, либо идти за ними к тем, кто может дать. Лазарь в его беде не имел ничего для себя, ни единого средства, чтобы нормально существовать, и иудейский приход не заботился о нем. Это пример вырождения еврейской церкви в это время, когда такой божественный человек, как Лазарь, должен был погибнуть из-за отсутствия необходимой пищи.
Его ожидания от стола богатого человека? Он лишь хотел, чтобы его кормили крошками, о чем мы можем прочесть на странице 21. Он не искал роскоши или изобилия, но был бы благодарен лишь за крошки из-под стола, или испорченное мясо, которое было выброшено богатым человеком и подано в качестве корма для его собак. Бедные используют мольбы и должны довольствоваться тем, что они могут получить. Теперь на это обращают внимание, чтобы показать: «Он был беден. Он лежал в воротах богача, не жаловался, не кричал и не шумел, лишь тихо и скромно желая, чтобы его кормили крошками. Этот несчастный бедняк был хорошим человеком и жил во имя Бога».
Обратите внимание: часто многие из самых дорогих и святых слуг Бога очень страдают в этом мире, в то время как злые люди процветают и имеют изобилие; см. Пс. LXXIII. 7, 10, 14. Вот дитя гнева и наследник ада, сидящий в доме, роскошно трапезничая; и ребенок любви, и наследник неба, лежащий у ворот, гибнет от голода. Неужели притча о том, что духовное состояние будет противоположно его внешнему состоянию?
Каково в действительности было отношение богача к Лазарю? Обратимся к толкованию Евангелия от Луки Иоанна Златоуста. Нам не говорят, что он злоупотреблял его бедностью или запрещал ему спать у своих ворот, или причинял ему какой-либо вред, но Лука, автор Евангелия, лишь намекнул, что богач пренебрег Лазарем; он не заботился, не тревожился о нем. Здесь был реальный объект милосердия и очень трогательный пример самопожертвования, который говорил сам за себя; он был представлен ему у его собственных ворот.
У бедного человека был хороший характер и скромное поведение, и все, что могло вселить милость и доверие в сердце любого праведного христианина. Богач бы сделал великое дело, просто покормив Лазаря, и все же он не понимал своей миссии и своего долга в этом плане, не приказывал, чтобы Лазаря забрали и поселили в сарае или каком-то из зданий, но позволил ему лежать там, у ворот. Недостаточно не угнетать и не топтать бедных; мы найдем множество неверных распорядителей богатствами нашего Господа в великий день, если мы не помогаем и не освобождаем их. Причина для самой страшной гибели того времени - голод, и Лазарь, лишенный пищи, был обречен на такую кончину. Интересно, как те богатые люди, которые прочитали Евангелие Христа и уверовали в него, могут быть настолько беззаботны по отношению к нуждам и страданиям бедных и страждущих?
Человек важнее животного
Собаки пришли и лизнули болячки Лазаря. Богатей из притчи держал питомник собак в качестве развлечения, и их откармливали до предела, пока Лазарь медленно и мучительно умирал от голода. Обратите внимание: у богатых людей в Библии есть много таких проступков, когда они кормили своих собак, но закрывали глаза на страдания бедных. И это большое обострение беспристрастности многих богатых людей, которые ставят на первое место развлечение в виде наблюдения за животными, но не уважают других людей. Они - те, кто оскорбляют Бога, презирают человеческую природу, которые балуют своих собак и лошадей, пока семьи их бедных соседей голодают.
Теперь эти собаки пришли и лизнули язвы бедного Лазаря. Во-первых, это можно трактовать как усугубление его страданий. Его язвы были кровавыми, соблазняя собак на то, чтобы приходить и лизать их подобно тому, как они слизывали кровь Навуфея и Ахава, 1 Царств 19. И мы читаем о языках собак, окунутых в кровь врагов, в Пс. LXVIII. 23. Они напали на Лазаря, пока он был еще жив, как будто он уже мертв, и у него не было сил остановить их, и ни один из слуг не был настолько сознательным и отважным, чтобы спасти Лазаря. Собаки были похожи на своего хозяина и думали, что они поступают вполне нормально, упиваясь человеческой кровью.
Собака - друг человека
Но что об этом говорит глава 16 Евангелия от Луки с толкованием святых отцов? На самом деле в главе 16 собаки не хотели съесть Лазаря. Напротив, они облегчили его страдания, вылизав его язвы. Животные были более добры к нему, чем их хозяин. На этом сходится любое толкование главы 1 Евангелия от Луки, ведь там тоже кратко упоминаются взаимоотношения человека и животного.