Юмор - это явление культурное. Умение смешить людей - профессия сложная, далеко не каждый позволит потешаться над собой. Женщин среди юмористов вообще по пальцам пересчитать: Мария Миронова, Клара Новикова, Елена Воробей, Наталья Коростелева. Последняя в этом ряду особенная: она единственная в России женщина, имеющая еще статус писателя-сатирика.
Откуда ноги растут
Будущая талантливая юмористка Наталья Коростелева родилась в 1973 в Алма-Ате. Ее мать работала директором республиканского Дворца пионеров и школьников. Творческое развитие ребенка началось с пеленок. В юмористической автобиографии Наталья призналась, что драматический талант открылся у нее в детсаду и имел корыстные побуждения: за хорошее выступление ее кормили конфетами.
Наталья Коростелева, биография которой была наполнена звуками фортепиано, театральными уроками, балетными па, купалась в творческом вдохновении. Пять древнегреческих муз пытались получить ее благосклонность: Каллиопа учила петь, Терпсихора - танцевать, Эвтерпа - музицировать, Мельпомена и Талия - плакать и смеяться на подмостках. Вопроса, куда пойти учиться, не было, сразу после школы она стала студенткой института культуры в Санкт-Петербурге, факультета драматического искусства, кафедры эстрады, класса Бориса Войцеховского.
Во время обучения Ленинград стал Санкт-Петербургом, альма-матер переименовалась в академию культуры, которую Коростелеева окончила в 1995 г. Первое место работы после получения диплома - солистка Санкт-Петербургского мюзик-холла. Петь девушка любила и делала это хорошо, но смыслом жизни вокал не представляла. Через полгода она круто изменит судьбу.
Период становления
В 22 года Наталья Сергеевна Коростелева приезжает в Москву, обустраивается в общежитии Гнесинского музыкального института. Мастерская молодых авторов Евгения Петросяна - ее первые пробы пера. Она с улыбкой вспоминает, как под бубны и тромбоны рождались первые тексты для эстрадных исполнителей. Зарабатывала девушка в то время не писательским трудом, а пением в ресторанах.
В мастерской судьба свела ее с Михаилом Задорновым. Первый текст Наталья написала с ним, это было письмо из дома престарелых президенту Ельцину. Номер исполнил Евгений Ваганович, зрители приняли его на ура, успех был ошеломляющий и моментальный. Но все лавры достались артисту, имя Натальи Коростелевой заметили только коллеги-юмористы.
Писатель-сатирик Коростелева
Как эстрадные шутники приняли и оценили ее талант? После Петросяна Святослав Ещенко получил известность на опусах Коростелевой («Карась», «Новые русские»). Ее тексты звучат со сцены в исполнении Сергея Дроботенко, Игоря Маменко, Елены Степаненко, Клары Новиковой. С 1997 года она пишет номера в спектакли Петросяна. В 1998 начинается сотрудничество с телевидением, Коростелева - сценарист «Аншлага», «Кривого зеркала».
Не самый легкий труд - смешить зрителя. Не совсем понятно, как женщина может писать мужские речи. Юмористка Наталья Коростелева про свою работу говорит шутя. Для нее артисты словно куклы, она, сообразно их образу, создает Карабасу Барабасу один стиль и слог, Петрушке - другой.
Наталья Сергеевна считает, что номер получится отличный, если она влюбится в артиста, которому пишет: профессиональная влюбленность помогает понять исполнителя. Как только влюбится, так и случается единство целей и выражения. С таким подходом к делу ни один монолог писателя-сатирика не пропал под сукном, не оказался в корзине. Тексты всегда звучали так, словно артист импровизирует.
Проявляя душевную доброту и трепетность к непутевым и невезучим героям своих историй, автор настолько точно и просто доносит свою мысль, что артисты с легкостью превращают обыденные темы в произведения искусства малых форм. Более полторы сотни эстрадных номеров написала юмористка Наталья Коростелева, все сегодня являются хитами юмористических подмостков.
Новая эстрадная звезда
В 2009 году, став известным автором, получив немало наград за писательское творчество, Наталья Коростелева вспоминает, что она - эстрадная артистка (по диплому академии). Одна из первых ее работ на сцене - невеста после свадьбы. Изумительное актерское прочтение, шикарно отработанный внешний вид, мимика - зрители искупали восходящую звезду в овациях, гораздо позже узнали, что симпатичная смешная толстушка-невеста, единственная российская писатель-сатирик, и исполняла собственное произведение.
С этого времени, успевая писать для других, артистка становится участницей телепроектов «Это смешно», «Кривое зеркало», «Измайловский парк» и других. Взрыв хохота вызывает ее Верка из сельской глубинки, читающая гламурный журнал или пытающаяся разобраться с компьютером. Тонко и иронично шутит она над светилами генетики академии наук, расслабившимися на корпоративе. Ее героини пытаются заниматься фитнесом и изучают Камасутру, плюют на бальзаковский возраст и выбирают мужа с помощью полосатой палочки гаишника.
Она вытаскивает на свет те женские предрассудки и страхи, с которыми бороться можно только смехом. И напрочь опровергает тезис о несовместимости понятий женщина и сатирик-писатель. Своими учителями считает Жванецкого, Карцева, у них артистка училась отношению к делу, творческому подходу к роли.
При этом Наталья не пошла на поводу современного кича, практикуемого "Камеди Клаб", у нее есть свои табу в юморе. Она не вытаскивает на сцену пошлость, нецензурщину, считая искусством использовать в скользких моментах эзопов язык, а не мат. Не надо из зрителя делать дурака или считать его таковым - вот главное правило артистки. Она уверена, что талант - это не подарок, а предназначение и служение тем, кто тебя слушает.
Семейный творческий союз
С 2003 года Наталья Коростелева находится в тесных отношениях с Юрием Хвостовым. Вместе они работают над миниатюрами, участвуют в юмористических шоу, дают концерты и проводят корпоративы. Наталья и Юрий - родители очаровательного Савелия. Семья пережила очень непростую ситуацию: в четыре года у мальчика обнаружили острый лейкоз. Срочная медицинская помощь стоила дорого, но друзей, фанатов и почитателей у творческой семьи оказалось много, они помогли спасти жизнь малышу.
Концерты семейной пары - всегда яркое шоу, веселое, доброе, остроумное, про все, что волнует сегодня россиян. После зимней олимпиады в репертуаре появляется интервью с лыжницей, реформа ГИБДД родила на сцене женщину-автоинспектора - актуальность присуща всем ее произведениям. Оставляя личное за кулисами, смешная и женственная Наталья несет своим поклонникам радость, сочувствие, сопричастность и призывает смотреть на жизнь позитивно, с улыбкой и оптимизмом.