Нормализованное молоко

Молоко, как ни странно, продукт сезонный. Удои начинают повышаться с весны, достигают пика летом и к зиме значительно снижаются. Вы можете обойти десятки магазинов в поисках "настоящего" или "живого", или, как выражаются технологи, "сырого" молока, но так и не найти его. Вместо этого в молочных отделах будут красоваться пакетики от различных производителей с загадочными надписями: "нормализованное молоко" или "пастеризованное молоко". У нас, простых обывателей, это вызывает недоумение: что означает эта надпись?

А на самом деле все просто. Нормализованное молоко — это молоко, прошедшее обработку. Цель технологов на молочных заводах сводится к решению задачи номер один: не позволить молоку скиснуть максимально долго. И способов таких вполне достаточно. Самый жесткий и наиболее распространенный — стерилизация (многократное доведение до кипения). Второй способ — пастеризация. Способ уже более щадящий: 30 минут молоко выдерживается при температуре 65-70 градусов. Маркировка (значок) UHT говорит о высокотемпературных обработках: быстрое нагревание (за несколько секунд - 135 градусов), а затем — мгновенное охлаждение.

Но пастеризация — дело обычное для всего мира. А вот "возрождение" молока из порошка вызывает сомнения. И за словосочетанием "нормализованное молоко" зачастую скрывается именно такое псевдомолоко. Как объясняют это технологи?

Нормализованное молоко может быть двух видов.

1. Цельное свежее молоко в соответствии с определенной технологией доводится до жирности, установленной стандартом.

2. Нормализованное молоко (или рекомбинированное, или восстановленное) готовят из порошка. Вспоминается старая реклама соков "Инвайт" с забавной фразой "просто добавь воды". Здесь тот же принцип: производитель добавляет в порошковое молоко воду. Но почему-то забывает поставить в известность покупателя. Или не забывает?

Наличие порошка в купленной жидкости может показать лишь спектральный анализ. Обычный традиционный анализ результатов не даст. Здесь нужна только специальная экспертиза. Но те, кто знает вкус натурального молока, распознают его и по вкусу, без анализов: порошковое нормализованное молоко имеет сладковатый специфический привкус, свойственный лишь сухому молоку.

Странное дело — казалось бы, реализация молока на разлив выгодна всем: производителю, покупателю, продавцам. Молочные фермы постоянно сдают свежее молоко в магазины, покупатель точно знает, что молоко настоящее (цельное), а сами магазины получают (могли бы получать) процент с продаж больше, чем получают с пакетированного молока.

Но проблемы действительно есть.

Во-первых, молоко относится к продуктам скоропортящимся. Значит, оно может скиснуть, не успев доехать до прилавка. Это — убыток. Прямой.

Во-вторых, молоко, не обработанное термически, может преподнести "сюрпризы" в виде сальмонеллеза и туберкулеза. И если вдруг подозрение падет хотя бы на одно животное, придется остановить отправку товара полностью. Обработка же эти вопросы снимает.

В третьих, для торговли молоком на улице (на рынках) необходимо получить уйму различных справок и свидетельств. Причем для каждой партии. От разрешения ветеринарных служб до СЭС, которые подтвердят безопасность продукции. Это стоит денег. Все упирается в наличие времени и финансов. А молоко "ждать" не будет. Здесь сроки жесткие. Поэтому селянин вынужден сдавать молоко первому покупателю по предложенной, заведомо низкой, цене.

В проигрыше оказываются и поставщики молока (селяне), и потребители, лишенные возможности выбора. Получается, как в русских сказках: по усам вроде бы текло, да в рот не попало.

Остается надеяться лишь на порядочность производителей и не забывать внимательно читать надписи (особенно те, что с мелким шрифтом), с надеждой на то, что молоко нормализованное, которое перед нами на полке, относится к "виду №1" — цельному и свежему...

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.