Микроэкономика – это часть экономической теории, у которой имеется свой предмет и методы исследования. Что изучает микроэкономика? Ответ на этот вопрос дается ниже. Микроэкономика изучает стратегии поведения индивидуальных экономических субъектов в различных экономических условиях. Индивидуальный хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий экономические функции – это первооснова хозяйственной системы,
Главные субъекты микроэкономики – это покупатель и производитель. Покупатель – это лицо, которое выступает как потребитель товара, который поставляется предприятиями-производителями. Предприятие является производителем товаров и их продавцом.
Предметом исследования микроэкономики являются стратегии поведения экономических субъектов, то есть микроэкономика изучает ещё и процесс выработки, принятия и реализации решения по поводу выбора и использования ресурсов для получения большей прибыли.
Экономические ресурсы, по большей части, ограничены, в то время как нужды общества и потребности субъектов микроэкономики практически безграничны. Из-за ограниченности ресурсов перед экономическим субъектом возникает проблема компромиссов, на которые должны идти микроэкономические субъекты, дабы при ограниченных ресурсах удовлетворить как можно большее количество потребителей.
Экономические субъекты действуют на рынке, который можно определить как совокупность субъектов, действующих друг с другом с целью обмена товарами или услугами. Сигналами, которые определяют поведение субъектов микроэкономики являются изменяющиеся цены, которые ведут к увеличению или уменьшению потребления либо производства продукта или услуги; в итоге формируется спрос и предложение на рынке. Микроэкономика изучает основные рыночные модели с характерным типом поведения экономических субъектов. Различают две группы рынков: рынки совершенной конкуренции и рынки несовершенной конкуренции.
Первая группа рынков – это некая структура, имеющая относительно небольшую концентрацию покупателей и продавцов, которая регулируется только рыночными механизмами (спрос, предложение, цена) без какого-либо вмешательства государственных или негосударственных учреждений.
Вторая группа рынков включает в себя чистую монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию. Микроэкономика изучает эти группы.
В экономической практике чистая монополия и совершенная конкуренция, как идеальные рыночные структуры, не сильно распространены, а чаще всего встречаются олигополия и монополистическая конкуренция, принадлежащие к реальным рыночным структурам.
Методы микроэкономики
У микроэкономики имеются свои методы исследования. Эти методы являются совокупностью общих и специфических способов и приёмов исследования.
К общим методам относят наблюдение, подбор фактов, статистический анализ. Любое изучение начинается с наблюдения и подбора фактов. Важно подобрать основные факты, отображающие изучаемый процесс. Для упорядочения информации применяют статистический анализ, позволяющий показать динамику и тенденции развития изучаемого процесса. К специальным методам микроэкономики относят микроэкономическое моделирование - это упрощенное представление изучаемой микросистемы, характеризующее свойства, существенные стороны структуры, которая исследуется. Экономическая модель - это условное изображение экономических процессов, явлений, объектов. По способу выражения модели разделяют на вербальные (основанные на словесном описании), математические (основанные на формулах), графические, а также компьютерные.