Народные сказки не содержат в себе готового знания, не дают ребенку прямого поучения о том, как стать умным или богатым, а содержат ситуации, которые приходится решать персонажу, а дошкольнику – делать выводы самостоятельно, находить поучение, которое пригодится в жизни. Обучение дошкольников проводится на специально организованных занятиях, на которых воспитатель интегрирует несколько задач: учит детей мыслить, принимать решение, делать выбор, совершать действие. Проблемное обучение с использованием народных сказок включает в себя не только анализ произведения, но и нахождение аналогий с реальной жизнью, поиск решения, как поступить в конкретной жизненной ситуации.
Обучение тогда становится проблемным, когда воспитатель не дает готовых знаний, а предлагает детям самим дать ответ на поставленный вопрос с опорой на имеющийся опыт или проведение экспериментальной деятельности. Проблемное обучение начинается с исследовательского метода, который включает в себя активную познавательную деятельность детей по нахождению и усвоению знания.
Формы изложения проблемного материала:
1) Проблемный вопрос – это не простой акт воспроизводства знания по памяти, а многоступенчатый процесс мысленного поиска, высказывание догадок, гипотез. В дошкольном учреждении дети на основе сюжета сказки ищут ответ на проблемный вопрос коллективно, обсуждая и анализируя известный материал при направляющей роли воспитателя. Вопросы могут быть следующими: «Почему звери не пустили медведя в теремок?», «Зачем Колобок ушел из дома и покатился по тропинке в лес?», «Баба Яга добрая или злая?».
2) Проблемная задача – это нахождение выхода из спорной ситуации, когда существует противоречие или конфликт в нахождении правильного решения. В каждой сказке есть проблемная ситуация. Дети совместно с воспитателем могут обсуждать, как поступил персонаж, как можно было бы поступить. Проблемное обучение предполагает, что решений может быть несколько, что и дает возможность размышлять, анализировать не только сказочную ситуацию, но и аналогичную из жизненного опыта детей. Иванушка выпил водицу из копытца и превратился в козлика. А что бывает, когда дети или взрослые пьют грязную воду или поднимают грязную пищу с пола, берут ее в рот или угощают друзей? Разговор может быть направлен на сохранение здоровья, на формирование безопасного поведения детей, но важно, чтобы они сами сделали выводы о том, как себя вести в подобных ситуациях.
3) Проблемная ситуация – это решение вопроса при недостатке знаний. В этом случае, чтобы найти правильное решение, нужно провести опыт, эксперимент. Проблемное обучение на этом этапе становится комплексным: для разрешения ситуации может быть поставлен проблемный вопрос или проблемная задача. На вопрос о том, как помочь Ивану унести воду в решете, педагог может предложить провести эксперименты с превращением воды в пар, лед. Дети замораживают воду или рассматривают льдинки на улице, высказывают догадку, что если жидкость превратится в лед, то ее можно переносить в любой емкости.
4) Проблемное занятие – это игровое или учебное упражнение, которое включает в себя несколько форм проблемного изложения материала. Оно может начинаться с проблемного вопроса, дети могут решать задачи, проводить поисковую работу, спорить, разыгрывать инсценировки с предполагаемым выходом из ситуации.
Начинаясь со сказки, проблемное обучение в начальной школе может быть представлено на занятиях по обучению грамоте или по математике, по ознакомлению с окружающим миром. Дети, которые научились находить знания самостоятельно, с удовольствием участвуют в поиске ответов на вопросы, способны и сами ставить такие вопросы перед собой при выполнении домашних заданий.
Проблемное обучение – это способ активизации детского мышления, развития аналитических способностей человека. Научившись находить выход из сложной ситуации на основе сказочной истории, ребенок и в жизни сможет более оптимистично относиться к ситуациям, которые, казалось бы, не имеют решения.