Педагогическая общественность взбудоражена введением новых стандартов начального образования с сентября 2011 года. Педагоги-теоретики вполне обоснованно предлагают современные требования к обучению и воспитанию в начальной школе. Педагоги-практики также убедительно протестуют, ссылаясь на трудности российского образования.
Реформы школы никогда не проходят спокойно. Об этом свидетельствует яркая история педагогики. Проблемы всегда возникают из-за того, что «сверху» не видно, что происходит «внизу». Ввели подушевое финансирование школ с целью стимулирования педагогов, но не подумали, чем это обернется в России. Большинство российских школ в селах и малых городах остались без социально-психологической службы, без воспитателей ГПД, без организаторов детского движения. Тем самым осуществляется повышение зарплаты педагогам-предметникам и учителям начальной школы. Нагрузка на педагогов начальной школы возросла в несколько раз. А теперь еще и стандарты второго поколения.
Идея, как всегда, хорошая. С этим никто не спорит. Обучение в начальной школе должно строиться на единых требованиях, основанных на предполагаемых результатах в личностном развитии обучающихся, в освоении предметов, в формировании универсальных учебных действий.
Познакомившись с перечнем требований, можно сказать, что воспитание в начальной школе на протяжении многих лет включало в себя их большую часть. Просто носили они рекомендательный характер, а не нормативный. Учителя начальных классов всегда старались воспитать своих маленьких школьников хорошими людьми. Они уделяли достаточно места для воспитания нравственности, здоровьесбережения, коллективизма, эстетического восприятия мира и т.д.
В большей степени должно измениться именно обучение в начальной школе. Концепция развития универсальных учебных действий ложится в основу программирования образовательного процесса в школе. Универсальные учебные действия, которые нужно сформировать у младших школьников, позволят вывести на первый план личностную активность ученика, его мотивацию в познавательной деятельности. УУД должны подготовить выпускника школы к успешному самостоятельному жизненному планированию.
Обучение в начальной школе должно дать школьнику возможность освоить различные способы решения проблем (как учебных, так и прикладных), научиться ставить цели, планировать, определять результаты своей деятельности, уметь действовать в ситуациях победы (успеха) и поражения (неуспеха), в начальной форме освоить рефлексивные навыки, активно использовать модели, символы, схемы для решения поставленных учебных задач.
Младший школьник должен уверенно пользоваться информационно-коммуникативными технологиями, успешно работать с текстовой информацией. В список УУД входит и умение публично выступать, оперируя различными видами информации.
Кроме того, выпускник начальной школы должен быть готов к бесконфликтному сотрудничеству и совместной работе в группе учащихся.
Методы обучения в начальной школе тоже пересматриваются. Приоритетной считается проектная деятельность учащихся.
Обучение в начальной школе в соответствии с новыми стандартами должно быть ориентировано на индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика.
Безусловно, требования стандартов второго поколения, соответствуют современности. Но вернемся к тем, кто непосредственно будет реализовывать на практике эти стандарты. Оставшись один на один с новыми требованиями, с 10-ю обязательными часами внеурочной работы, с огромным списком необходимой документации, сможет ли учитель все это выдержать просто физически? Будет ли у него возможность просто поговорить с ребенком по душам? Как много значит для первоклассника внимание учителя и его улыбка!
Как формировать мотивацию к учебе в начальном звене школы, если простой учитель даже не успевает все тетради проверять. Один это делает на весу в коридоре во время переменки (нельзя же оставить детей без присмотра), другой сидит до утра. А что, здоровье учителей – это не важно?
Конечно, вполне можно внедрять стандарты при слаженной работе учителя начальных классов, учителя информатики, психолога, педагога дополнительного образования. При наличии в школе компьютерных классов для начального звена, комнат для дополнительного образования. Но таких школ – одна на тысячу в российской глубинке. Чаще всего на фронте начальной школы остается только один – Первый учитель малышей. Думают ли о нем, когда решают реформировать обучение в начальной школе?