В годы перестройки был восстановлен и один из наиболее древних монастырей Орловской земли. Основанный во второй половине XVII века и переживший вместе с Россией все тяготы и невзгоды последующих столетий, он был закрыт и разорен в годы богопротивного большевистского режима. Нынешний период отечественной истории является временем его второго рождения.
Сгоревшая обитель
Начать описание истории Свято-Успенского монастыря (Орел) следует с середины XVII века, когда на территории Орловской крепости размещалась Богоявленская мужская обитель, окруженная плотным кольцом деревянных посадских строений. Жили честные иноки крайне скудно, поскольку не имели ни государева жалованья, ни крепостных крестьян, ни земель, которые могли бы отдавать в аренду. Кормились они, главным образом, тем, что приносили их собратья, посланные в мир просить подаяние.
Главной же их бедой были частые пожары, охватывавшие слободу и перекидывавшиеся на монастырские постройки. И вот в один из июньских дней 1780 года огонь полностью уничтожил обитель, пощадив лишь ее главный собор, сохранившийся до нашего времени. На средства, собранные все тем же миром, были начаты восстановительные работы, руководство которыми взял на себя иеромонах Евфимий.
На новом месте
Рассудив весьма здраво, что, оставаясь на прежнем месте, монастырь еще не раз будет гореть по причине соседства с нерадивыми слобожанами, он решил перенести его за пределы крепости. После непродолжительных поисков был выбран участок, находившийся в версте от города на берегу Оки. Там в 1684 году он заложил деревянную церковь, освященную затем в честь Успения Пресвятой Богородицы и давшую название сохранившемуся до сего дня в Орле Свято-Успенскому монастырю. Его первым настоятелем стал сам иеромонах Евфимий, возведенный к тому времени в сан игумена.
Первый каменный храм монастыря
Двумя годами позже архиепископ Коломенский и Каширский Никита благословил братию на строительство каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. И, что весьма важно, подкрепил свои слова присылкой необходимых денежных средств. По свидетельству современников, в день закладки нового храма из Орла в Свято-Успенский монастырь была доставлена крестным ходом древняя икона византийского письма, прославленная многими явленными через нее чудесами и ставшая впоследствии его главной святыней.
Строительство каменного храма шло необычайно быстро. В конце 1688 года он был торжественно освящен. Несколько позже к помещению трапезной пристроили многоярусную колокольню, на которую подняли восемь колоколов, отлитых местными мастерами. Главный весил 80 пудов, затем шел 45-пудовый и 20-пудовый. Их дополняли 5 малых колоколов, во дни празднеств оглашавшие просторы Оки радостным перезвоном.
«Золотой век» орловских монахов
Столетие спустя в мае 1788 года постановлением Святейшего синода была учреждена Орловская епархия. Руководство ее в течение последующих десятилетий неуклонно содействовало развитию и благоустройству действовавшего на ее территории монастыря. Благодаря этому к концу XIX века монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы являл собой весьма обширный комплекс, включавший 5 действующих храмов, а также большое количество разного рода административных и хозяйственных сооружений.
На ее территории действовала начальная школа для детей из малообеспеченных семей, а также иконописная и переплетная мастерская. Территорию монастырского кладбища к тому времени благоустроили и обратили в некрополь, на котором среди почетных горожан был похоронен видный меценат и театральный деятель граф Г. И. Чернышев, а также герой войны 1812 года барон Ф. К. Корф.
В этот наиболее благоприятный период своей истории братия Свято-Успенского монастыря (Орел), кроме государственных субсидий, получала доход от принадлежавших ей обширных рыбных ловель, а также сдаваемых в аренду земель, пожертвованных состоятельными паломниками. Имелись и собственные производственные мастерские, в которых они трудились наряду с наемными работниками.
Вандалы XX века
Сразу после октябрьского вооруженного переворота и прихода к власти богоборческого большевистского правительства начались гонения на церковь. Коснулись они и православных жителей города Орла. Свято-Успенский монастырь был закрыт, а его насельники выдворены из своих обжитых келий. Впоследствии многие из них были репрессированы за пропаганду чуждой новому правительству религиозной идеологии и пополнили ряды бесчисленных российских новомучеников XX века.
Что же касается монастырской территории и располагавшихся на ней построек, то в течение последующих десятилетий они использовались самым варварским образом. Так высокохудожественные мраморные надгробия, украшавшие прежде некрополь, в середине 20-х годов были разгромлены и использовались в качестве строительного материала для реконструкции плотины через Оку. Те из них, которые по разным причинам не подошли строителям, были попросту сброшены в воду.
Подобный акт вандализма был совершен и в отношении бывшего настоятельского дома, представлявшего собой яркий образец архитектуры начала XIX века. Для оборудования в нем производственных помещений местной суконной фабрики здание перестроили, лишив первоначального облика и превратив в грубое безликое сооружение. Остальные монастырские постройки, включая и пять находившихся на его территории храмов, также были предоставлены в распоряжение различных хозяйственных организаций. И на протяжении последующих лет нещадно разрушались.
В послевоенные годы на территории монастыря была создана детская воспитательная колония, в которой на протяжении трех десятилетий содержались подростки, не достигшие совершеннолетия, но успевшие вступить в конфликт с законом. Их присутствие также не содействовало сохранению того, что еще оставалось от разоренной обители. В результате к началу 80-х годов почти все храмы были разрушены.
Невинная жертва Олимпиады 80
Последнюю точку в этом варварстве коммунисты поставили в 1980 году, когда по распоряжению руководства горкома КПСС была снесена та самая каменная Успенская церковь, которую предки возвели в 1688 году. К несчастью, она оказалась вблизи маршрута, по которому предполагалось пронести олимпийский огонь, и власти сочли, что ее вид бросает тень на организаторов столь прогрессивного мероприятия.
Второе рождение обители
Возрождение Успенского монастыря, как и многих православных обителей России, началось в период перестройки. В апреле 1992 году распоряжением мера города А. Г. Кислякова вся принадлежавшая ему ранее территория была передана в ведение Орловской епархии, после чего начались масштабные восстановительные работы. По проекту архитектора М. Б. Скоробогатого была заново возведена Успенская церковь, а также отреставрированы чудом сохранившиеся сооружения.
В 1998 году Свято-Успенский монастырь (адрес: Орел, Монастырская площадь, д. 3) возобновил свою деятельность после долгих десятилетий забвения и разрушения. Как и ранее, к нему со всех концов России стали съезжаться паломники, чтобы поклонится хранящимся в его стенах святыням.
Под началом епископа Нектария
Большая заслуга в организации духовной и хозяйственной жизни возрожденной обители принадлежит ее наместнику епископу Ливенскому и Малоархангельскому Нектарию (Селезневу), назначенному на эту должность в 2012 году. Его фото приведено в статье. По инициативе епископа на территории монастыря была установлена мраморная доска в память уроженца Орла, известного поэта-монархиста и активного участника белогвардейского движения Сергея Бехтеева.
Многих паломников привлекает святой источник, над которым, по распоряжению епископа Нектария, возведена часовня в честь Благоверного князя Александра Невского. Его вода, поступающая из артезианской скважины, уходящей на глубину 150 метров, хранится в особой серебряной емкости и обладает целебными свойствами.