Конкуренция и оценка конкурентоспособности

Конкуренция – это способ развития товарного производства и вид соревнования экономических элементов за предпочтения потребительской аудитории в целях получения максимальной прибыли. В переводе «конкуренция» обозначает «сталкиваться», и , являясь в современном обществе регулятором объемов и темпов производства, побуждает производителя к внедрению научно-технических достижений и повышению производительности труда.

Развитие конкуренции и оценка конкурентоспособности предприятия стало возможным только в условиях капиталистического способа ведения хозяйства. Капиталистические отношения, при которых были сняты все ограничения на направления и пути движения рабочей силы, товаров, капитала, отношения на национальном рынке и зарождение мирового рынка стало возможным только благодаря появлению конкуренции.

Оптимальная интенсивность конкуренции и оценка конкурентоспособности товара на рынке предполагает в качестве цели политики в этой области следующие моменты:

- быстрое внедрение технического прогресса в производство товаров и услуг, так называемая инновационная политика под давлением конкуренции;

- гибкая адаптация и перепрофилирование предприятий под влиянием склонностей потребителей.

Оценка конкурентоспособности товара или услуги, и масштаба интенсивности конкуренции определяется скоростью потери преимущества в прибыли, то есть тем, насколько быстро инновационные методы производства применяют конкуренты. И в первую очередь этот показатель зависит от оперативности и скорости  конкурирующих компаний и их реакции на скачок качества и технологий предприятия, идущего в авангарде, а также на динамичность спроса.

Основной принцип конкуренции гласит, что самые благоприятные условия для развития здорового соперничества появляются, если конкуренция представлена «широкой» олигополией. «Узкая» олигополия вкупе с сильной индивидуализацией товара или услуг, значительно уменьшает интенсивность конкуренции.

В любой системе рыночной экономики существует опасность уклонения участников конкурентной борьбы от обязательных рисков и норм, тесно связанных с условием свободной конкуренции, и тогда не может быть проведена точная оценка конкурентоспособности компании. Для того, чтобы избежать нечестных методов конкуренции (сговор о ценах, имитация товарных знаков и т.д.), государство издает регламентирующие правила конкурентной борьбы нормативные документы. Эти нормы и правила гарантируют:

- качество продукции;

- сам факт существования конкуренции;

- положение цены и качества товаров или услуг в центре внимания конкуренции;

- соразмерность цены услуги другим условиям договора;

- наличие товарных знаков, которые защищены правовыми нормами и подтверждают качество продукции;

- ограничение по времени защиты патентом(20 лет).

Для того, чтобы была проведена оценка конкурентоспособности предприятия или компании, надо чтобы в процессе соревнования использовались добросовестные методы конкуренции, кроме которых, как известно, существуют менее законные, называемые недобросовестными.

К методам недобросовестной конкуренции относится промышленный шпионаж (он же экономический); подкуп и шантаж; подделка продукции конкурентов; махинации с отчетностью; обман потребителя; сокрытие дефектов товаров; и т.д. Помимо этого, к недобросовестным методам конкуренции, при которых истинная оценка конкурентоспособности не может быть проведена, относится научно-технический шпионаж. Ведь, как известно, источником прибыли может стать только та разработка, которая найдет свое воплощение на практике, то есть, в том случае, если научно-техническое изобретение или идея будет воплощена на производстве в конкретный товар или новую технологию.

 

 

 

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.