Часто на бытовом уровне путают понятия «сознание» и «психика». Однако первый термин по своему значению уже второго. Психика складывается из таких духовных компонентов, как сознательное и бессознательное, которые являются многомерными и находятся в постоянном взаимодействии. Функции сознания, прежде всего, познавательные. По этой причине многие современные исследователи демонстрируют значительную роль и сложную связь когнитивной, эмоциональной и волевой (мотивационной) форм деятельности сознания. Однако во внутреннем мире человека существует еще и уровень бессознательного или подсознательного, влияющий на познавательную работу мышления.
Логическая структура и функции сознания и его когнитивной деятельности состоят из таких уровней: сенситивного (чувственного), абстрактного (мыслительного) и интуитивного. На них возникают образы, выражаемые в чувствах и понятиях. Они составляют предметную и смысловую основу мышления. Вместе с такими познавательными способностями человека, как память и внимание, понятийное мышление, которому принадлежит ведущая роль, человеческому познанию обеспечивается осмысленный и осознанный характер.
Сложными и достаточно малоисследованными являются такие функции сознания, как чувственная и эмоциональная. В философии было множество попыток классифицировать, типологизировать эмоции и выделить их структуры, но ни одну из них нельзя считать успешной. Когда объект, отражаясь в человеческом восприятии, приобретает форму психологического переживания, волнения, мы говорим об эмоциях. К эмоциональной сфере сознания примыкает также и чувственная (горе и радость, ненависть и любовь) и аффективная (гнев, ужас, отчаяние).
Функции сознания в мотивационной и волевой сфере имеют дело с разнообразными мотивами, интересами, потребностями и устремлениями субъекта, и связаны со способностями и возможностями последнего достигать поставленных целей. Но одним из главных свойств деятельности человеческого ума является контроль над этой сферой мышления. Поэтому важнейшей составной частью сознания является самосознание. Оно ориентировано на анализ, осознание и оценку людьми собственных интересов, знаний, идеалов, мыслей и ценностей. С помощью самосознания реализуется отношение человека к тому, что он собой представляет.
Самосознание теснейшим образом связано с рефлексией, то есть с принципом мышления, с помощью которого человек анализирует и осознает собственные формы деятельности. Рефлексия исполняет роль такой функции сознания, которая словно направляет эту часть психики на самое себя, чтобы размышлять над мыслительным, эмоциональным и иным внутренним состоянием. В этом случае субъект делает себя самого как мыслящее и чувствующее существо, объектом познавательной деятельности. Этот характерный для человека способ жизни позволяет ему найти свое место в мире.
Функции сознания в философии в последнее время являются неотъемлемыми от проблемы несознательного. Уровень существования последнего на сегодняшний день признает все ученое сообщество. Это совокупность таких психических явлений и состояний, которые лежат за пределами разумного. Сложность анализа этого феномена состоит в том, что некоторые явления подобного рода зарождаются на уровне несознательного, а потом переходят на уровень сознательного, влияя на него, а некоторые – наоборот.
Плоды этого влияния различны. С одной стороны, существование несознательного снижает нагрузку на осмысленный аспект психики, а с другой – выводит некоторые состояния из-под контроля разума. Ученые-философы и психологи так и не пришли к единому мнению о том, каково соотношение сознательного и несознательного в психике человека, и насколько самостоятельными относительно друг друга они являются.