Из основ дисциплины Управление человеческими ресурсами известно, что персонал - это совокупность сотрудников, трудящихся на конкретном предприятии, согласно условиям трудового договора. Иногда эту совокупность называют штатом.
Весь штат компании принято делить на две большие категории: непроизводственный и промышленно-производственный персонал.
Непроизводственные рабочие
Непроизводственный или непромышленный персонал - это тот штат, который работает на объектах, относящихся к непроизводственным фондам. Эти объекты находятся на балансе предприятия и не участвуют в производстве продукции напрямую. Ярким примером таких учреждений станут санатории на базе крупного машиностроительного предприятия (больница, детский сад, столовая, дворец культуры, клуб и пр.).
Понятие промышленно-производственного персонала
Данная группа работников занимается непосредственно производством продукции и обеспечением непрерывного процесса производства. Персонал основного, обслуживающего, вспомогательного и подсобного производства относится к категории промышленного производственного персонала. Также к ней относятся работники научно-исследовательских и опытно-конструкторских бюро, управляющей ниши, а также охранные структуры.
Промышленно-производственный персонал организации как клетки органов одного большого организма – компании, без которых жизненный цикл предприятия продлится недолго или же закончится и вовсе.
Классификация штата предприятия
Как уже было сказано в предисловии, персонал компании делится на два больших подвида. Промышленно-производственный персонал в свою очередь также состоит из двух звеньев: управляющее звено и производственное звено. Рассмотрим их подробнее, а для наглядности обратимся к схеме, размещенной ниже, чтобы визуально представлять, о чем пойдет речь.
Управленческий персонал
Чтобы предприятие успешно функционировало на рынке и с высокой эффективностью сбывало продукцию, собственникам необходимо собрать команду из высококвалифицированных работников промышленно-производственного персонала в сфере управления. Их, как правило, подразделяют еще на три группы. Это руководители, специалисты и служащие.
Руководители обычно закреплены за конкретным подразделением в организации и курируют его работу. Они уполномочены принимать необходимее решения и отдавать распоряжения, согласно своим должностным обязанностям. Управленческие работники занимаются определением целей и выстраиванием работы своего подразделения таким образом, чтобы в дальнейшем все намеченные планы были выполнены.
Специалисты отличаются от руководителей тем, что не имеют в своем подчинении людей. Они занимаются лишь решением поставленных задач и поиском решения конкретных проблем. И только за эти самые решения и варианты они и несут ответственность перед главными руководителями. Примерами таких должностей могут служить конструктор, юрист, социолог, технолог и прочие.
Служащими являются технические исполнители, обеспечивающие управленческий процесс движения информационных потоков в организации. Они занимаются делопроизводством или предоставляют необходимые условия высшему руководству для работы. Например, секретари, уборщики, водители, кассиры, архивные работники.
Как видно, управленческий труд обладает спецификой – он не производит материальных благ, а обеспечивает информационные потоки, принятие решений и контроль их надлежащего выполнения.
Производственный персонал
В зависимости от того производит человек продукцию или обеспечивает процесс производства, рабочих промышленного производственного персонала делят на основных и вспомогательных.
Рабочий основного производства, можно сказать, своими руками создает продукцию. Иногда такие рабочие пользуются специальными приспособлениями или орудиями труда. Например, наладчик фрезерных станков с числовым программным управлением. Он занимается обработкой детали, придает ей нужную форму. Понятно, что он не сам скребет по металлу, а использует специальные фрезерные станки и при помощи написанной программы придает детали нужные формы и следит за верной обработкой изделия.
К вспомогательным рабочим относится тот штат, который занимается выполнением обслуживающих и вспомогательных операций. Эти работы необходимы для нормального течения производственного бизнес-процесса. Например, вспомогательный рабочий занимается транспортировкой, складированием, хранением ценностей, ремонтом оборудования, подготовкой технических средств и оснастки к работе, контролем качества продукции и прочими обязанностями.
Немаловажным считается и другой вид деления персонала. Работники фирмы могут отличаться еще по профессии, специальности и квалификации. Под профессией понимают род деятельности, характеризующийся отраслевой принадлежностью. Профессия требует определенных знаний, умений и навыков, а также говорит о специфических условиях труда. Для примера возьмем профессию учителя. Профессия имеет принадлежность к отрасли образования.
Практически для каждой профессии существует деление на специальности. Специальность является подвидом профессии, характеризуется узкой направленностью. Имея в виду специальность, мы подразумеваем более глубокий уровень подготовки в определенной отрасли. Продолжая тему практических примеров, рассмотрим такую специальность как «учитель начальных классов». Из названия ясно, что человеку требуются глубокие знания в области преподавания именно в младшем звене.
Однако в большинстве случаев такое разделение рабочих по профессии и специальностям носит условный характер.
Еще одной важнейшей характеристикой персонала является квалификация – уровень профессиональной подготовки работника. На практике получается, что с движением НТП на производстве популярнее становятся знания, а умения, напротив, отходят в круг обязанностей машин и компьютеров.
По степени подготовки штат компании бывает неквалифицированным, малоквалифицированным и квалифицированным. Первый тип не предусматривает наличия определенных знаний для осуществления работ. Второй предполагает обучение на месте в течение полугода, а третий требует наличия специальной подготовки на протяжении 2-3 лет для успешного и точного выполнения трудовых обязанностей.
Обязанности рабочих
Самой главной обязанностью работников всех времен считается выполнение работ согласно трудовому договору и должностной инструкции. В конкретных случаях к этим обязанностям могут присоединяться другие за определенные доплаты, оговоренные в дополнительных соглашениях.
В последнее время роль вспомогательных рабочих в процессе производства сильно изменилась. Сейчас в большинстве случаев это тот персонал, который обслуживает автоматизированное и механизированное производство. И в век роботов руководству компаний все чаще приходится или сокращать вспомогательный штат или вовсе пересматривать кадровую политику.
Тарифные разряды
На производственных предприятиях персонал отличается наличием тарифных разрядов. Эти показатели еще используются при расчете заработной платы рабочих. Тарифный разряд определяется по двум величинам: уровень сложности выполняемых работ и уровень профессиональной подготовки рабочего.
Нужно сказать, что тарифный разряд характеристика непостоянная до определенного момента. Так, например, все тот же уже знакомый нам наладчик фрезерных станков с ЧПУ, имеющий 4-й разряд проходит обучение на предприятии по определенным дисциплинам и по итогам экзаменов получает 5-й разряд, что дает ему определенные привилегии. К ним относят: повышение тарифной ставки оплаты труда, допуск к выполнению более сложных и трудоемких работ. По истечению некоторого времени (после отработки полученных знаний на практике и их усвоению) он снова может попробовать себя в получении более высокого разряда. Но количество разрядов не бесконечно. Каждая профессия и специальность предусматривает свое максимальное число тарифных разрядов.
Расчет потребности в работниках
Он помогает получить информацию, действительно ли так необходимо расширять штат, определить численность промышленно-производственного персонала по профессиям и квалификациям.
Потребность бывает текущей или перспективной. Текущая численность определяется суммой необходимых базовых кадров, исходя из объемов производства, и дополнительной потребностью в кадрах.
Базовая потребность находится отношением объема производства к выработке одного рабочего. В этом случае лучше разделить рабочих по принципам оплаты и категориям.
Число дополнительных кадров рассчитывается разницей между общей потребностью в персонале и его наличием на начало периода.
Перспективная численность промышленно-производственного персонала предприятия находится произведением среднесписочной численности и коэффициента насыщенности специалистами.
Последняя переменная находится путем отношения числа специалистов к объему производства.
Нормативы численности промышленно-производственного персонала также целесообразно рассчитывать исходя из производственных площадей, единиц рабочих мест и норм обслуживания оборудования.
Оплата труда
Для промышленно-производственного персонала предприятия существует два типа оплаты труда: повременная и сдельная. Для основных рабочих повременная не является мотивационной, так как они надеются на получение оклада или тарифной ставки, умноженной на отработанное время.
При сдельной форме оплаты труда рабочие получат деньги лишь за произведенную продукцию в соответствии с расценками предприятия. Для тех работников, которые имеют влияние на количество производимой продукции чаще всего и устанавливают сдельную оплату труда. Именно здесь и пригодится уже упомянутая тарифная сетка и нормативы трудоемкости или расценки работ.
Повышение квалификации
Когда предприятие закупает новое сверхточное и наукоемкое оборудование, ему необходимо, чтобы за ним работал высококвалифицированный персонал. А поскольку такие специалисты редко находятся сразу, руководство фирмы вынуждено отправлять имеющийся персонал на переподготовку или на повышение квалификации.
Обучение может быть индивидуальным, бригадным или курсовым. Формы повышения квалификации бывают: производственно-технические курсы, обучение вторым специальностям, курсы целевого назначения, школы мастеров и школы передовых методов труда.