Зрительно-моторная координация: формирование, развитие, возможные нарушения

Зрительно-моторная координация - это особенная способность человека, с помощью которой ему удается одновременно использовать руки и глаза при выполнении тех или иных действий. Также она известна под названием координации в системе "глаз-рука" или визомоторной координации. С ее помощью нам удается использовать данные, полученные за счет взгляда, чтобы координировать движение рук.

Понятие

Уровень зрительно моторной координации

Зрительно-моторная координация - сложная когнитивная способность, важная для нормального развития ребенка, его полноценного обучения в школе. Ведь мы используем глаза, чтобы концентрировать свое внимание, помогая нашему мозгу устанавливать, где находится тело в пространстве. Руки используются, чтобы при помощи данной зрительной информации выполнять ту или иную задачу, причем делать это важно координированно и одновременно.

Стоит отметить, что зрительно-моторная координация важна не только для ребенка, но и для взрослого. С ее помощью вы в состоянии осуществлять согласованные действия глаз и рук. В повседневной жизни зрительно-моторная координация используется нами практически постоянно, так что очень важно ее развивать, а при возможности тренировать. Для коррекции поведения и наших движений мы всегда используем зрительную информацию. Эта когнитивная способность очень важна для нашей жизни.

Примеры

Упражнения для зрительно-моторной координации

Чтобы понять эту способность, которая многим может показаться само собой разумеющейся, приведем несколько примеров. В тот момент, когда мы что-то пишем на бумаге, нами используется глазо-ручная координация. Дело в том, что когда вы пишете, ваше зрение дает вам необходимую информацию о качестве написанного и положения руки. На ее основе создаются всевозможные моторные программы, чтобы корректировать проблемы, которые могут возникнуть в результате обратной связи. Получается последовательность точных и быстрых моторных актов, для которых необходима тренировка и определенные способности.

Нечто похожее происходит во время набора текста на компьютере. Движения, используемые при печатании букв, могут быть самыми различными, но они в равной степени используют визуальную информацию. Это необходимо для исправления ошибок, направления движения руки.

Во время вождения автомобиля эта способность используется нами постоянно. С ее помощью происходит координация движений рук в соответствии со зрительной информацией, которая в данный момент нас окружает.

Еще один пример будет связан со спортом. В зависимости от вида спорта доминирует зрительно-ножная или зрительно-мануальная координация. В первом случае мы занимаемся легкой атлетикой или футболом, а во втором - теннисом или баскетболом. При этом практически в каждом виде спортивных соревнований требуется предельная координация нашего зрения с участием максимального количества мышечных групп. Так что каждый из этих случаев можно отнести к зрительно-моторной координации.

Даже пытаясь попасть в замок ключом, без этой способности нам просто не обойтись. То же самое происходит, когда ребенок играет с конструктором, а взрослый человек пытается вставить пластиковую карту в банкомат.

Формирование

Зрительно моторная координация у школьников

Формирование зрительно-моторной координации становится важным уже в старшем дошкольном возрасте. Ее необходимо обязательно развивать и совершенствовать, чтобы у ребенка не возникало проблем во время учебы, это имеет определяющее значение для полномасштабного развития малыша, когда он только готовится отправиться в школу.

Не секрет, что одна из главных задач родителей дошкольника - подготовить его к поступлению в среднее учебное заведение. Развитие тонкой моторики, точных движений - обязательная способность, которая должна быть сформирована у ребенка к этому времени. Если у первоклассника наблюдается слабое развитие моторики, это будет для него серьезной проблемой в школе.

Практика показывает, что в шесть-семь лет, когда дети поступают в школу, многие остаются с предельно низким уровнем зрительно-моторной координации. Из-за этого у них плохо развиты графо-моторные навыки и мелкая моторика. Это ярко проявляется, когда малыш не в состоянии изобразить букву, провести ровную линию, аккуратно наклеить аппликацию, вырезать из бумаги по контуру.

Неудовлетворительная моторика пальцев рук приводит к низким результатам при выполнении самых различных заданий. Например, когда нужно нарисовать что-то по образцу или обвести фигуру. В этом случае у ребенка ничего не получается, у него сразу падает работоспособность, он практически сразу устает. Когда малыш не подготовлен к письму из-за недостаточно развитой мелкой моторики, у него может развиться негативное отношение ко всему образовательному процессу. Это приведет к тому, что он будет постоянно испытывать тревогу в школе, не будет хотеть учиться.

А ведь это крайне важно, так как в процессе учебы школьнику постоянно придется одновременно делать два действия. Например, что-то срисовывать или списывать с доски. Совместные действия рук и глаз очень важны, нужно чтобы пальцы "слышали" информацию, которую пытаются до них донести глаза. О том, что зрительно-моторная координация у дошкольника развита недостаточно, свидетельствует тот факт, что ребенку проще рисовать по памяти, чем срисовывать с натуры. В данном случае внимание как бы раздваивается, ему становится трудно координировать действия своих рук и глаз. Когда моторная и зрительная координация не сформирована, страдает качество и скорость выполнения заданий.

Развитие

Зрительно моторная координация у детей

Поэтому так важно развитие зрительно-моторной координации у дошкольников и младших школьников. Это важный элемент, который считается одним из основополагающих при определении того, насколько ребенок готов к поступлению в школу. При этом стоит помнить, что малыши постоянно теряют интерес к однообразным занятиям, которые регулярно повторяются. Поэтому для поддержания их интереса следует постоянно разрабатывать и искать новые упражнения и задания.

Задачами развития зрительно-моторной координации являются формирование способа восприятия малышом движущихся предметов, развитие у ребенка умения удерживать зрительный стимул в поле зрения при выполнении зрительной задачи, навыка прослеживание глазами за действиями, совершаемыми руками.

Также с помощью этой способности формируется умение уверенно держать в руке карандаш. Развивается навык проводить ровные линии между точками, проводить косые и изогнутые линии от заданного начала к концу, выбирать наиболее рациональный способ при выполнении графических заданий.

Примеры заданий

Игра на зрительно-моторную координацию

Для развития зрительно-моторной координация существует большое количество всевозможных упражнений. Примеры некоторых из них приведем в этой статье. Развивающая игра называется "Работа с лабиринтами".

Для нее потребуется лабиринт. Для начала предложите малышу просто внимательно его рассмотреть. После этого педагог предлагает провести сказочного героя к его домику по лабиринту, прокатывая его палочкой. Причем с одной стороны лабиринта – фигуры разных цветов, а с другой – пустые квадратики, которые необходимо заполнить, соотнеся каждую фигуру с соответствующим "окошком". Проследив весь путь, следует положить в пустой квадрат нужную геометрическую фигуру.

Еще одно упражнение для развития зрительно-моторная координация у детей называется "Палочки-моталочки". Существует два варианта этой игры. В первом у ребенка есть дорожки с препятствием в конце, а также веревочка, один конец которой привязан к машинке, а другой – к палочке. Малышу следует наматывать веревочку на палочку, активно работая при этом пальцами, чтобы машинка начала отъезжать. Важно огибать все препятствия на своем пути, а затем возвращаться назад. За машинкой следует внимательно следить глазами.

Во втором варианте этого упражнения один конец веревочки привязан к палочке, а второй – к какому-нибудь предмету. Веревочку нужно наматывать на палочку, работая кистью. За счет этого предмет будет подниматься вверх. За ним нужно внимательно следить глазами.

"Волшебные ниточки"

Упражнение на зрительно-моторную координацию "Волшебные ниточки" также имеет два варианта. В первом случае используются веревочка с липучками, силуэтные изображения и ковролин. Силуэт прикрепляется к ковролину, а ребенок обводит его веревочкой по внешнему контуру, внимательно прослеживая все движения глазами.

Альтернативная версия этой игры на зрительно-моторную координацию подразумевает применение силуэтного изображения предмета, выполненного из бархатной бумаги, листа самой бархатной бумаги, а также ниток и трафарета. В этом случае ребенку предстоит выкладывать ниточку по контуру силуэта.

Наконец, для развития зрительно-моторной координации рук хорошо подойдет упражнение "Волшебное стекло". Помимо самого стекла потребуется лист бумаги с каким-нибудь изображением и карандаш. Ребенку предстоит внимательно обводить предметы, наблюдая за ними через "волшебное" стекло.

Возможные патологии

Зрительно моторная координация у дошкольников

Важно как можно раньше проверить уровень развития у малыша данной способности, так как родители могут столкнуться с различными нарушениями зрительно-моторной координации, из-за них могут развиваться серьезные патологии.

Важно понимать, что данный тип координации может приводить к сбоям даже в том случае, если глаза не повреждены, а у ребенка хорошее зрение.

Более того, любое нарушение моторных или визуальных систем значительно ухудшает координацию глаз и рук. Патологии мускулатуры и зрения вызывают проблемы с этой когнитивной способностью. В первую очередь к ним относится амблиопия, косоглазие, постуральный дисбаланс, мышечная гипотония, перекрестная латерализация. К тому же травмы головного мозга способны затронуть определенные области, которые отвечают за восприятие и моторику, вызывают нарушения визомоторной координации.

Данные проблемы негативно влияют на самые различные виды деятельности. Это выражается в трудностях при обучении, нарушениях развития, в школе или университете учащийся допускает много ошибок в записях, у него рассеянное внимание. Уже взрослый человек может испытывать проблемы в профессиональных областях, например, испытывать трудности при сборе деталей, наборе текста на компьютере, его эффективность заметно снижается, что сказывается на производственных показателях. Возможны проблемы даже в обычной повседневной жизни. Начиная от шитья и вождения автомобиля и заканчивая таким элементарным действием, как поднесение ложки ко рту.

Оценка координации

Развитие зрительно моторной координации

Чтобы оценить данный тип координации, существует несколько способов. Измерить эту когнитивную способность лучше как можно раньше, чтобы было время все исправить.

Для этого существуют различные задания, которые применяют в самых разных областях.

  1. В школе, чтобы определить, откуда у ребенка трудности при выполнении заданий, почему у него плохая успеваемость.
  2. В медицине, чтобы установить, сможет ли пациент есть без посторонней помощи после сложной операции на головном мозге или управлять автомобилем.
  3. В различных профессиональных областях можно оценить наиболее эффективных сотрудников. Особенно часто это используется в работах, в которых визомоторная координация наиболее важна.

Тесты

Тесты, с помощью которых можно оценить данную когнитивную способность, направлены на установление связи между зрительным сопровождением за объектом и руками, насколько надежны нервно-мышечные способности пользователя.

Так, во время теста на синхронизацию на экране компьютера появляется мяч в движении. Цель заключается в том, чтобы максимально точно координировать указатель с движением шара.

При тесте на многозадачность нужно наблюдать за движением шара белого цвета и следить за словами, которые постоянно появляются на экране. Когда слово, находящееся на экране, соотносится с цветом, которым оно написано, необходимо просигнализировать, следя одновременно за обоими стимулами. В этом тесте крайне важно подготовиться к возможным переменам, одновременно управляя зрением и способностями контроля.

Во время теста на скорость на экране возникает прямоугольник синего цвета. Следует на него нажать максимально быстро, удерживаясь при этом ближе к центру экрана. Чем чаще удастся это сделать, тем выше будет результат.

Как улучшить когнитивную способность?

Зрительно-моторная координация поддается тренировкам, как и другие когнитивные способности человека. В частности, специалистами разработан ряд упражнений, призванных восстановить эту и другую когнитивные функции.

В ходе их выполнения нейронные связи и мозг усиливают свои функции. Если проводить тренировки регулярно, это будет способствовать укреплению структур мозга, участвующих в данной способности. При необходимости координировать каждое действие с помощью рук и глаз нейронные связи начнут работать быстрее и эффективнее.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.