Каждая компания, которая занимается куплей-продажей товаров, производит оценку ситуации на рынке. Фирма не сможет успешно функционировать, если она будет принимать решения, противоречащие существующей обстановке. Это относится и к мелким, и к средним, и к крупным компаниям.
Конъюнктура – это сложившаяся ситуация на рынке в какой-либо период времени. На нее влияют факторы, определяющие стоимость ценных бумаг, цены, размеры производства, безработицы и т.п.
Когда анализируется конъюнктура рынка, то рассматривается большое количество различных моментов: степень деловой активности, масштабы операций на рынке, размер конкуренции, соотношение предложения и спроса, наметившиеся изменения в экономике отрасли, страны и т.п. Основное воздействие на ситуацию оказывают предпочтения покупателей и возможность производителей удовлетворить возникшую потребность. То есть в первую очередь конъюнктура рынка оценивается с позиции соотношения спроса и предложения. А так как этот процесс имеет стохастический характер, то ситуация постоянно меняется.
Факторы, формирующие конъюнктуру, находят выражение в ряде показателей. Они помогают оценить состояние как отдельных отраслей, так и экономики в целом. Перечень показателей зависит от объекта исследования. Им может быть сегмент, страна, мировая экономика и пр. Рассматриваются показатели отраслей материального производства, кредитно-денежной сферы и товарного обмена.
При анализе материального производства рассматривают:
- объем производства;
- портфель заказов;
- размер занятости;
- поступление заказов;
- объем запасов;
- объем капиталовложений;
- загрузку мощностей;
- фонд заработной платы;
- продолжительность трудовой недели;
- количество безработных;
- объем капиталовложений;
- размер строительства;
- стоимость и количество контрактов на строительство;
- поголовье скота,
- площади под посевами;
- объем производства в сельском хозяйстве;
- продуктивность;
- количество производимых товаров;
- объем грузоперевозок речным, морским, железнодорожным, воздушным и трубопроводным транспортом.
Конъюнктура рынка с позиции товарного обращения расценивается по следующим показателям:
- сумма продаж в оптовой и розничной торговле;
- уровень цен;
- движение запасов продукции в торговой сети;
- объем продаж в кредит;
- размер импорта, экспорта;
- географическое распределение и товарная структура торговли: по странам, регионам и т.п.;
- состояние платежного баланса;
- передвижение валюты и золота.
Рыночная конъюнктура оценивается также по следующим показателям кредитно-денежной сферы:
- учетная ставка различных банков;
- курс акций;
- прибыль монополий;
- движение ссуд;
- бюджет государства и т.д.
Таким образом, конъюнктура рынка оценивается при помощи сложного анализа большого количества показателей. Стоит учитывать, что любой из факторов описывает лишь условное влияние. Например, предложение товаров нельзя показать какой-то единой цифрой. Оно лишь приблизительно может быть оценено компанией. Так и производство измеряется сразу рядом показателей: индексы объемов изготавливаемой продукции, степень загрузки эксплуатируемого оборудования и прочее. При анализе конъюнктуры с позиции цен необходимо учитывать индексы, их справочное и абсолютное значения. При этом показатели могут выступать лишь как приблизительный ориентир, так как они могут значительно расходиться с фактической стоимостью товара. Например, на нефть цена рыночная и справочная может отличаться даже на 30%.
Конъюнктура рынка постоянно меняется под влиянием большого количества факторов. Финансовые аналитики должны быть очень внимательны к переменам, чтобы работа компаний была наиболее эффективной.