Рыночная цена

Рыночная цена (по законодательству РФ о налогах) – это цена товара, которая сложилась в условиях свободного взаимодействия спроса и предложения на рынке однородных или идентичных товаров в экономически сопоставимых условиях.

Определяется рыночная цена в соответствии с Налоговым кодексом РФ. При ее формировании учитываются надбавки или скидки, вызванные потерей товарных качеств или других потребительских свойств, сезонными колебаниями спроса, маркетинговой политикой, истечением сроков годности, реализацией образцов или опытных моделей товаров и т.д.

При определении цен в условиях рынка принимают во внимание сделки между лицами, которые не являются взаимозависимыми. На определение цены влияет информация о заключенных до этого сделках с идентичными товарами (учитывается объем поставляемых товаров, сроки поставок, условия платежей, другие факторы, которые могут оказывать влияние на повышение или снижение цены.

Функции рыночной цены:

  • ориентирующая (дает информацию о группе товаров);
  • распределительная (уравновешивает доходы участников экономики);
  • стимулирующая (способствует развитию более рациональных способов производства и реализации товаров).

Рыночная цена устанавливается в трех периодах:

  1. в условиях мгновенного равновесия, когда цена зависит исключительно от спроса;
  2. в условиях равновесия краткосрочного, когда спрос может произвольно измениться в любую сторону;
  3. в условиях долгосрочного равновесия, когда предложение приспосабливается к спросу, в результате чего складывается равновесная рыночная цена.

Если на рынке складывается такое положение, когда предложение меньше спроса на товар, то наступает дефицит на него. В противном случае на рынке наблюдается избыток товаров (следствие перепроизводства). Сбалансированная (равновесная) цена позволяет регулировать количество товара на рынке и достигать предельной выгодности хозяйственной деятельности.

Рыночная цена анализируется при сравнении сделок между взаимозависимыми и независимыми лицами. При этом сравнение можно проводить только по сопоставимым сделкам (совершаемым в одинаковых финансовых и коммерческих условиях).

Рыночная цена может сложиться только на рынке совершенной конкуренции. Это невозможно в условиях монополии отдельных продавцов, ценовой дискриминации.

На формирование такой цены оказывает влияние множество факторов (внешних и внутренних по отношению к производителю товаров).

В условиях рынка цена складывается, прежде всего, под влиянием существующего спроса и предложения на товары. Спрос – это подкрепленное финансовыми возможностями желание потребителя приобрести товар. Чем большее количество товаров попадает на рынок, тем более низкая цена устанавливается на них.

Предложение – это количество товаров, которые готовы предложить покупателю продавцы в определенных условиях. Если наблюдается снижение спроса вследствие увеличения цен на товары, то предложение, наоборот, увеличивается, что демонстрирует противоречивость заинтересованности в цене на товары продавцов и покупателей. К примеру, рыночная цена облигации (в отличие от номинальной) устанавливается только под влиянием спроса.

Особенностью свободного рынка является то, что при определенном уровне предложения продукции он сам стремится к равновесию. При достижении соответствия между спросом и предложением стихийно формируется рыночная (справедливая) цена. Но равновесие не является статичным, оно изменяется под воздействием различных факторов.

На уровень рыночных цен оказывает влияние эластичность – показатель изменения спроса на товары, которое происходит при изменении цен на него. Не менее важным фактором является конкуренция, вынуждающая производителей изменять цены на предлагаемые ими товары. Приводить к изменению цен способно и поведение потребителей (реакция покупателей разных сегментов на существующие на рынке цены). Кроме всего названного, нужно учитывать и такой существенный фактор, как государственное регулирование цен.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.