Рыночную экономику можно назвать сложной системой, которая объединяет финансовые, производственные, информационные, правовые и коммерческие организации. Все их можно охарактеризовать одним понятием – рынок. Это место, где встречаются потребители, имеющие спрос на определенную категорию товаров по определенной цене, и производители, которые могут предложить некоторое количество товаров по этой цене. Рынок позволяет устанавливать цены и объемы продаж.
Определяющей стороной рыночных отношений является конкуренция. Это определенные взаимоотношения между производителями, в результате которых устанавливаются цены и объемы продаваемой продукции. Существует и конкуренция между потребителями, которая также влияет на эти показатели. Конкурентная борьба является неотъемлемым условием формирования рыночных отношений.
Различают различные виды рынка в зависимости от типа конкурентной борьбы.
Рынок совершенной конкуренции – это модель рыночных отношений, которая считается идеальной. При этом не существует никаких ограничений, сдерживающих развитие рынка.
Рынок совершенной конкуренции обладает как положительными, так и отрицательными моментами. Его признаками являются:
1. Большое количество продавцов, которые не влияют на общую ситуацию на рынке, вследствие малой доли в объеме продаж. Также присутствует и большое количество потребителей. Это автоматизированный рынок.
2. Отсутствие ограничений при входе в отрасль, которая поставляет товары на данный рынок, а также свободное передвижение ресурсов от одного объекта к другому.
3. Отсутствие разнородности товаров. То есть на рынке нет торговых марок, брендов и т.д.
4. Рынок совершенной конкуренции отличается невозможностью продавцов или потребителей повлиять на уровень цен. Стоимость товара устанавливается стихийно. Другие участники рыночных отношений также не могут влиять на ценообразование.
Рынок совершенной конкуренции открыт для всех участников. Вспомогательные факторы, например, рекламные акции, не оказывают особого влияния на уровень продаж. Это связано с тем, что представленные товары являются однородными. Рынок абсолютно прозрачен.
Этот рынок имеет четко заданную величину – стоимость товара.
В связи с этим рынок совершенной конкуренции формирует определенную модель поведения участников. Они могут быть представлены в нескольких вариантах.
Первый вариант, это акцептант цены. Все участники рынка обладают полной и открытой информацией о стоимости товара. Никто из участников не оказывает на формирование цены никакого влияния. Если продавец завышает цену, то покупатели уходят к его конкурентам. Если цена слишком занижена, то продавец не сможет удовлетворить появившийся спрос полностью.
Второй вариант, присутствующий на рынке с совершенной конкуренцией, это регулятор количества товара. Каждый продавец в связи с открытостью рынка может регулировать количество продаваемого товара.
Обобщая сказанное, можно отметить, что рынок труда в условиях совершенной конкуренции также считается более открытым и доступным. Каждый его участник вправе выбирать наиболее подходящие условия, которые являются равными для всех.
Однако такая модель рынка встречается довольно редко. В основном преобладает несовершенная конкуренция, при которой не все участники имеют равные возможности. При такой организации вероятно появление монополии. Некоторые участники рынка имеют возможность влиять на стоимость товаров или услуг.
Это то, чем отличается рынок совершенной и несовершенной конкуренции друг от друга. В основном, это неравенство возможностей, влияние на цену со стороны участников рынка, несвободный доступ на рынок и нечестная конкуренция.