Сегодня рынок товаров и услуг представляет огромный ассортимент всевозможной продукции. Малый и большой бизнес производят товары народного потребления, которые люди используют в повседневной жизни. В экономической сфере принято различать идентичный товар и однородный. Эти понятия необходимы для формирования рыночной цены.
Основы теории
Идентичный товар – это услуги или товары общего потребления, имеющие одинаковые признаки, характерные для двух и более видов. Изготовленные одним производителем и в одном городе. При этом не учитываются незначительные различия во внешней обертке или внешнем виде.
Однородные товары – это предметы потребления или услуги, которые имеют похожие характеристики, и могут быть взаимозаменяемыми.
Эти два понятия рассматриваются только для товаров народного потребления. Это те товары, которые продаются конечному потребителю для его личного использования. С их помощью покупатель удовлетворяет свои материальные и культурные нужды.
Рассмотрим один интересный пример. Булочка с изюмом, выпускаемая местным хлебобулочным комбинатом и булочка с изюмом, но покрытая сахарной пудрой того же завода будут считаться идентичными. А вот булочка с изюмом от местного производителя и точно такое же изделие от производителя из другого города уже будут называться однородными.
Для чего используются понятия идентичности и однородности?
Новой фирме, выходящей на рынок, тяжело сформировать ценовую политику. В теории, цена товара на рынке формируется при взаимодействии спроса и предложения. Когда покупателя устраивает сумма, то она может быть слишком мала для продавца, и наоборот, слишком высокая цена производителя может оттолкнуть потребителя.
Со временем продавец и покупатель находят общую точку соприкосновения. Но новой компании, только вышедшей на рынок, об этом неизвестно. И для того, чтобы установить разумные цены на свой товар, нужно изучить похожую на него продукцию. В этом случае речь идет именно об однородности.
Например, компания производит торты. Сравнивая ассортимент конкурентов, можно установить цену ниже или выше, чем у других. Или оставить на одном уровне.
«Черный лебедь»
Рассмотрим пример выхода на рынок компании с идентичным товаром. Здесь речь будет идти об одной компании "К", которая уже много лет подряд производит торты. У нее хорошая репутация, вкусная продукция и самой большой популярностью пользуется торт "Черный лебедь" с шоколадом и белой глазурью.
Компания, с целью расширения и формирования ассортимента, решила изменить шоколадный торт "Черный лебедь" и добавить в него карамельную глазурь, назвав продукт "Сладкая страсть". В этом случае товар будет идентичным, а цена будет формироваться, отталкиваясь от первого торта.
Франчайзинг
Идентичный товар должен обязательно выпускаться одним и тем же производителем. Рассмотрим пример с франчайзингом. Существует фирма "Р", которая делает качественное и вкусное мороженное. Но она сотрудничает только с оптовыми посредниками, не реализуя продукцию непосредственно конечному потребителю. Один предприниматель, действуя от лица фирмы "Р", поставил несколько холодильников с мороженым в своем городе и установил на него цену 50 рублей за сто грамм.
Пришел другой предприниматель и тоже решил продавать мороженое в том же городе от той же фирмы. В данном случае эти предприниматели будут торговать идентичными товарами. Второй бизнесмен будет устанавливать свою цену, ориентируясь на ту, которую уже поставил первый.
Особенности идентичных и однородных групп товаров
Однородные и идентичные предметы встречаются очень часто среди товаров народного потребления. Это практически весь ассортимент в наших магазинах и супермаркетах.
Посмотрите на полки. Вода сильногазированная и среднегазированная "Куяльник" от одного производителя – это идентичный товар. А вот сильногазированная "Кубань" и "Куяльник" – это уже однородные.
Шоколад "Альпен Гольд" молочный и молочный с орешками от одного завода Stollwerck AG – это идентичная группа, а "Альпен Гольд" и "Аленушка" - однородные.
Мы привели пример формирования ассортимента. Он может создаваться как внутри одной фирмы с взаимозаменяемыми идентичными продуктами, так и розничными продавцами с взаимозаменяемыми однородными товарами.
Отличительные характеристики
Приведем характеристики идентичной группы:
- имеют одни и те же функции;
- создаются по одной технологии;
- имеют высокое качество;
- используются в повседневной жизни;
- имеют одну страну происхождения и одного производителя.
Обратите внимание на последний пункт. Бывают случаи, когда производитель один, но его представительство находится в другой стране, и товар выпустили именно там. Тогда два аналогичных предмета, выпущенных в разных государствах, уже будут считаться однородными.
Идентичными товарами признают только те, которые создавались одним предприятием в одной стране.
Характерные особенности однородной категории:
- состав может быть одинаковым или с аналогичными заменителями;
- качество товаров не уступает друг другу;
- производятся в одной стране;
- производители имеют одинаково хорошую репутацию на рынке;
- для потребителя считаются взаимозаменяемыми.
Допустим, человек в супермаркете выбирает шампунь. На полке стоит несколько бутылочек, все от разных производителей, но имеют хорошую репутацию и узнаваемый товарный знак. С точки зрения покупателя, товары аналогичного качества практически ни чем не отличаются, и тогда покупатель сделает свой выбор, опираясь на такие факторы, как цена, запах, цвет и т.п.
Формирование понятий идентичного и однородного товаров на таможне
При пересечении границы с популярными товарами, нужно заполнять декларацию, где указывается количество и цена изделий. Рассмотрим, как формируются понятия идентичного и однородного товаров при прохождении таможни.
Одинаковая хлопчатобумажная ткань одного цвета, одного производителя ввозится на территорию РФ двумя перевозчиками. Один заключил договор с фирмой-производителем о постоянных поставках по оптовой цене. Второй – одноразовый контракт по совершенно другой цене. В таком случае конечная стоимость должна быть скорректирована с учетом различий в коммерческих уровнях продаж, ткань будет признана идентичной.
Еще один пример. На таможню ввозится две партии платьев. Наряды имеют общее сходство, одинаковую ткань и фасон. Различия имеются в цвете и размерах. Одна партия привезена от известного модельера с мировой репутацией. Вторая – из Китая. Таким образом, популярные товары будут считаться однородными и ценовая категория у них будет отличаться.
Рассмотрим ситуацию, когда на территорию страны ввозятся два автомобиля одинаковой марки с одинаковыми характеристиками, комплектацией, только разного цвета. В том случае, если цвет не будет влиять на цену, то машины признаются идентичными. Если нанесена уникальная краска, аэрография, арт-тонирование и от этого цена выше, то тогда это уже однородные предметы.