Стоит ли пытаться собрать рейсмус своими руками? Если подсчитать стоимость расходных материалов и рабочего времени, которое необходимо затратить на создание этого приспособления, то выгода не столь очевидна. Однако надежность магазинных приборов эконом-класса гораздо ниже той, которую обеспечит самодельный рейсмус, поэтому все же имеет смысл заняться его изготовлением.
Он применяется в механике, а также в работе по металлу и дереву. С его помощью на заготовки наносят равноудаленные разметочные линии, переносят чертежи на деталь, используют как циркуль в плотницких и столярных работах. Естественно, дома нет смысла пытаться изготовить станок рейсмусовый, вся изложенная информация касается создания простого ручного инструмента.
Изготовление
Итак, что же понадобится для того, чтобы сделать рейсмус своими руками? Неплохо иметь хотя бы минимальный опыт в работе с металлом, если его нет – пригласите помощника, который сможет подсобить вам в этом деле. Времени работа займет немного – около двух часов. Что касается материалов, то обязательно приготовьте следующее:
• припой латунный;
• метчики 4 мм;
• деталь из металла в форме буквы «Т» размером 3,5 х 7 сантиметров;
• винт с шестигранной головкой размером 4 х 8 мм;
• трубка диаметром 8 и 16 мм (5 сантиметров по длине);
• винт с острием того же размера;
• винт «барашек» 6 х 8 мм;
• металлический круглый в сечении стержень диаметром 8 мм, 60 сантиметров длиной;
• винт с рифленой головкой 4 х 6 мм.
Из оборудования понадобится:
• электродрель;
• метчики;
• несколько плашек;
• паяльник.
Упомянутая выше Т-образная металлическая деталь, имеющая размеры 35 мм на 70 мм, является основной составной частью рейсмуса. В ее центральной части необходимо аккуратно просверлить отверстие диаметром 8 мм, а затем припаять туда трубку. Внешний диаметр трубки равен 16 мм, а внутренний (само отверстие) – 8 мм.
Образуется сквозной канал, по которому будет скользить металлический стержень. Его длина составляет 30 сантиметров, а диаметр совпадает с величиной трубы (8 мм). С одного конца к стержню прикрепляется кольцевой зажим. Он служит для фиксации карандаша, которым и будет наноситься разметка. Альтернативой может послужить дополнительное отверстие, куда монтируется метчик трехмиллиметрового диаметра.
В противоположном конце трубки сделайте дыру диаметром 6 мм с резьбой под винт-«барашек», который также называется регулировочным. Его задачей будет фиксация стержня в нужном положении.
С того конца стержня, где находится карандашный зажим, крепится также спаянное кольцо, оснащенное прижимным винтом. Внешний и внутренний диаметр составляет соответственно 16 и 8 мм. В сменном стержне сверлится пара отверстий, одно из которых является сквозным и имеет трехмиллиметровый диаметр, а второе предназначено для блокировочного винта 4 на 6 мм и имеет резьбу М4.
Еще нужно в двух местах просверлить торец Т-образного основания, нарезав резьбу М4. Здесь будет размещен винт с рифленой головкой вместе с винтовым острием, что позволит использовать рейсмус как циркуль.
Если вы решили пользоваться метчиками 3 и 4 мм, то обязательно заточите их концы. Когда сборка приспособления завершена, окрасьте рейсмус своими руками с помощью специальной краски для металла. Неокрашенной оставьте только нижнюю (рабочую) часть.
Небольшое усовершенствование, внесенное в конструкцию рейсмуса, поможет ускорить процесс нанесения разметки. Всего лишь нужно нанести на стержни с помощью напильника миллиметровую шкалу.
Используя рейсмус, своими руками сделали вы его или приобрели готовым, помните:
1. При работе с деревом слегка наклоните грифель карандаша.
2. При начертании линий на листовом металле плоская поверхность основания рейсмуса должна скользить по ребру листа.