В средней и старшей школе обязательным является тест на профориентацию для подростков. Ведь важно, чтобы они заранее определились со своей специальностью. И ее выбирать нужно не только исходя из того, престижная эта профессия или нет, но и учитывать склонности человека к этой специальности, сможет ли он реализовать в ней свои возможности. Один из популярных вариантов - это тест Голланда: методика профессионального самоопределения.
Суть методики
Суть данного опросника состоит в том, что человек может достичь успеха только в той области, которая подходит его типу личности. Поведение индивидуума определяется не только особенностями его характера, но и его окружением. Правильно подобранная профессия (в соответствии с личностными качествами) позволяет реализовать свои способности, выражая внутренние ценностные ориентиры. Методика Голланда помогает определить способности ученика и соотнести их с определенной специальностью.
Что понадобится
Для проведения данного тестирования вам понадобятся:
- карточки с парами профессий;
- листочек бумаги;
- ручка.
Если вы собираетесь проводить опрос сразу у большого количества учеников, тогда вы можете не раздавать каждому карточки, а просто зачитывать их, а подростки уже будут выбирать подходящие ответы. Перед проведением тестирования вам нужно объяснить детям важность результатов для них. Ведь эта методика позволяет определить, к чему у человека есть склонности и в какой области он сможет развить свои способности.
Инструкция
Человеку предлагают на выбор 43 пары профессий (упрощенный вариант опросника представлен на фото далее). Каждая из них имеет свой код, обозначенный буквой. В специальном бланке есть строки с такими же значениями. Профессии размещены попарно - друг напротив друга. Из двух специальностей следует отметить для себя только одну, наиболее подходящую для вас. Если участник не знает, что это за профессия, то он может обратиться за объяснением к проводящему тест. В бланке нужно найти соответствующую букву понравившейся специальности и поставить в этой строке знак "+".
Далее вам нужно подсчитать число одинаковых букв, т. е. количество плюсов. Затем выбирают наибольшее значение, которое будет служить ориентиром принадлежности ученика к какому-либо профессиональному типу (их всего шесть).
Интерпретация результатов
Согласно методике Голланда, основной показатель - это первые два-три типа. А другие компоненты отличаются более слабой характеристикой из-за того, что они несколько противоречивы. Удовлетворенность человека своей работой зависит от того, насколько она соответствует его типу личности.
Каждый вид деятельности привлекает людей с общими чертами характера, склонностями и способностями. Также представители определенной профессиональной среды на большинство ситуаций реагируют одинаково, тем самым создавая свою рабочую атмосферу.
Опросник Голланда описывает личности по определенной схеме:
- цели;
- ценности;
- "Я"-образ;
- образовательные и профессиональные цели;
- подходящие профессиональные роли;
- способности;
- талант;
- возможные достижения;
- развитие личности.
Каждому типу личности соответствует определенная специализация. И этот тест позволяет подростку определить, к чему у него есть склонности и в какой профессии он сможет реализовать свои способности.
Реалистичный тип
Согласно методике Голланда, люди такого склада ума выбирают ценности, которые являются для них объективными. Таким субъектам нравится заниматься конкретными делами и их использованием (вещами, инструментами и т. д.). Человек реалистичного типа не любит долго находиться в обществе, он спокойный, ориентирован на настоящее. Он предпочитают быть просто участником или частью коллектива, но не занимать руководящие должности.
Ему нравятся задания, связанные с моторными навыками, физической нагрузкой, а все задачи и действия должны быть конкретными. Согласно тесту профессиональных предпочтений, представителям реалистичного типа подходят такие специальности, как:
- механик;
- инженер;
- электрик;
- агроном;
- садовник;
- шофер и др.
У таких работников, как правило, хорошо развиты математические способности и психомоторные навыки. Они добиваются больших успехов в области техники и спорта.
Интеллектуальный тип
В методике профессиональных предпочтений Д. Голланда интеллектуалы больше решают проблемы окружающей среды посредством идей, слов, чем при помощи социальных и физических навыков. Они отличаются аналитическим складом ума, рациональным подходом, абстрактностью. Такие люди не любят слишком долго находиться в обществе, они интроверты.
Личности интеллектуального типа критичны, любознательны, им нравится познавать все новое, они обладают хорошим воображением. Интеллектуалы смогут реализовать свои возможности в таких профессиях, как:
- ботаник;
- астроном;
- ученый и т. д.
То есть такому складу личности подходят профессии, связанные с наукой и исследованиями. Интеллектуала отличает оригинальность, он часто выигрывает призы за научные достижения - его деятельность компенсирует ему недостаток социальных и моторных навыков. Представители этой группы хорошо приспосабливаются и обладают достаточно независимыми чертами характера.
Социальный тип
Для таких людей главное - это установить контакт с окружающими. Его знания помогают обучать, тренировать других. У такой личности прекрасно развиты социальные навыки.
При описании характера социального типа личности стоит отметить, что такие люди очень коммуникабельны, им нравится воспитывать других, они гуманны. Для них важно, чтобы у их близких было все благополучно. При решении задач человек опирается больше на эмоции и чувства. Он обращает внимание на социальные и этические аспекты. По результатам теста профессиональных предпочтений такой ученик может стать:
- врачом;
- учителем;
- психологом;
- советчиком и др.
Людям такого склада ума не подходят профессии, связанные с моторными навыками или работой с механизмами. У представителей социального типа высокий уровень вербальных наклонностей, а вот математические способности у них не так хорошо развиты. Работники данной группы хорошо приспосабливаются. Они могут добиться успехов в общении, управлении, области искусства и учебы.
Конвенциональный тип
Субъекты такого типа выбирают задачи, установленные традициями и обществом. Поэтому их подход к работе можно охарактеризовать как консервативный, практический, корректный. Такие люди обычно непреклонны и твердо придерживаются своих принципов, не отличаются гибкостью в общении с другими.
Им не нравятся слишком активные занятия, но больше по душе профессии, в которых деятельность четко организована:
- бухгалтерия;
- экономика;
- машинопись.
Им не подходят профессии, в которых главное - это оригинальность в решении задач и импровизация. У них намного лучше развиты математические способности, чем коммуникационные навыки. Они не любят публичных выступлений и трудно приспосабливается к новым условиям.
Предприимчивый тип
Для таких личностей важнее всего проявить свой энтузиазм, быть главными, реализовать свою импульсивность, им нравится импровизация. Такой человек умеет убеждать других людей, самолюбив, отличается самоуверенностью, может быть слегка агрессивным. Такому типу личности очень важно, чтобы окружающие признавали его таланты, его значимость.
Согласно методике Голланда, предприимчивые люди часто выбирают руководящие должности. Также им подходят профессии, в которых они могут реализовать свою потребность быть признанным:
- директор;
- телерепортер;
- артист;
- журналист;
- дипломат и др.
Этим людям нужно предоставить широкое поле деятельности. Им не подходит монотонная работа, ручной труд и занятия, для которых нужна усидчивость и концентрация. Больших успехов они достигают в управленческой деятельности и в области спорта.
Артист
Личности такого типа взаимодействуют с окружающим миром посредством эмоций и чувств, активно используют воображение. При принятии решений опираются на свое субъективное мнение, высоко ценят эстетические составляющие. Таких людей отличает многогранный взгляд на окружающий мир, гибкость, независимый нрав.
Несмотря на свою эмоциональность, они не любят слишком много общаться с окружающими. Так им проще реализовать свои креативные способности. Для них важно оставаться независимым творческим человеком. Поэтому они достигают больших успехов в области искусства и других подобных профессиях. Им не подходят специальности, связанные с техникой, монотонностью и спортом.
Люди артистичного типа отличаются своей оригинальностью, которая проявляется у них во всех сферах жизни. У них лучше развиты вербальные навыки, нежели арифметические. Также у таких личностей высокие убеждения, и для них важнее всего реализовать свои возможности при помощи творчества.
Значение результатов
Конечно, не нужно стараться "подгонять" человека под определенное описание характера. Определение типа личности по методике Дж. Голланда помогает подростку понять свои сильные стороны. У одних людей будут более выражены черты одной группы или одинаково сразу несколько. К тому же человек постоянно совершенствуется, поэтому и его взгляды и возможности точно так же развиваются. И результаты могут несколько отличаться.
Выбор профессии по тестированию по методике Голланда позволяет увидеть подростку более точные ориентиры в своей профессиональной деятельности. Также у ребят появляется возможность понять свои сильные стороны и стараться максимально развивать их.
Тест на профориентацию для подростков, конечно, не направлен на то, чтобы определить, кем они точно могут стать. Для этого нужен индивидуальный подход и более тщательный анализ. Но этот метод позволяет выделить сильные стороны, которые можно и нужно развивать.
После проведения опроса важно рассказать участникам о подходящих им профессиях, показать перспективы развития. Ведь нужно и мотивировать человека, для того чтобы он начал расти как профессионал в своей области. Не следует делать акцент на его слабых сторонах, особенно это касается работы с подростками. Нужно подчеркнуть, что у всех есть определенные таланты, которые помогут им добиться успеха.