Подданническая политическая культура

 

Основной ролью государства является обеспечение нормального социально-экономического развития страны.

По сути, оно представляет собой организованную форму управления общественными процессами, осуществляемую как госорганами, так и гражданскими объединениями. Из этих положений можно вывести значение системы, отвечающей за отношения между государством и человеком.

Политическая система, определение которой выражается совокупностью государственных органов, различных общественных образований и граждан, принимающих участие в регулировании социальных процессов, является способом такого взаимодействия. Существует ещё несколько дефиниций политической системы. Данное понятие можно определить как структуру государственных и общественных социальных институтов, играющих определенные роли в политическом процессе. Также эту систему нужно понимать как взаимодействие государственных органов, общественных объединений и демократических институтов в едином политическом пространстве.

Государство в политической системе общества находится в особом положении, обусловленном его суверенитетом, то есть господством по отношению к другим источникам власти. Государственные акты превалируют над любыми предписаниями общественных объединений и защищаются мощной правоохранительной системой. Государство представляет не локальные желания отдельных групп населения, а общенародные интересы. Оно монополизирует правотворчество.

Степень вовлечённости государства в общественные процессы страны во многом определяет политическую культуру, которая характеризует целостность этноса в области публичной власти. Она создается из традиционных ценностей и убеждений субъектов политического процесса. Существуют различные типологии политических культур. Однако особенную известность приобрела классификация, выдвинутая С. Вербой и Г. Алмондом в научной работе "Гражданская культура", которая была опубликована в 1963 году. Этими социологами было выделено три вида отношений государства и общества: подданническая политическая культура, парохиальная и партиципаторная.

Последние два типа представляют собой крайние состояния гражданского самосознания. При парохиальном характере культуры политическая заинтересованность населения крайне мала, знания скудны. Тогда как в партиципаторном обществе гражданская активность массова, актуальность политической жизни в такой ноосфере для обывателя высока. Подданническая политическая культура занимает промежуточное положение между этими полярными состояниями социума и отличается сильно ориентированным обществом в отношении к институтам власти.

На практике данные виды взаимодействуют и смешиваются. Авторы отмечают, что с точки зрения интересов стабильности социально-политического режима, наиболее позитивной является подданническая политическая культура. К таковой форме общественного сознания можно отнести и Россию. Симптоматическая картина гражданских настроений нашей страны говорит в пользу такого диагноза. Характерной чертой этого состояния общества является ярко выраженная ориентация на политическую систему с крайне низким проявлением участия в таковой. Отсутствие развитого гражданского общества служит основным доказательством того, что подданническая политическая культура не эволюционирует в другие типы.

Для преодоления этой застойной политической ситуации, в которой оказался российский гражданин, для начала нужно забыть атавизмы советского периода путём расчищения простора для частных инициатив и творческого потенциала. А пока остаётся возлагать надежды на те слабые ростки нового гражданского общества, которые пробиваются сквозь асфальт исторической наследственности.

 

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.