Перемены в российском обществе, связанные с демократией, являются в том числе результатом активных усилий по реформированию образовательной системы. Согласно стратегии модернизации общего образования, эти усилия в первую очередь направлены на формирование условий, которые в полной мере обеспечивают гуманистический характер получаемого образования, его высокое качество, направленность системы на поддержку и развитие индивидуальности каждого учащегося, возможностей для его самореализации и самоопределения. В данной статье рассмотрим педагогическую деятельность и субъектов образовательного процесса, в частности.
Субъект как категория философской и психологической науки
Сегодня категория является одной из центральных в философии, особенно если речь идет об онтологии (Декарт, Аристотель, Гегель, Кант). Стоит отметить, что существенную роль она играет в современной психологической науке (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский). Анализ субъектов образовательного процесса, включающий в себя две связанные между собой его формы — учебную и педагогическую – лежит в русле как конкретно педагогической, так и общефилософской задачи. Среди субъектных характеристик, определенных в учениях С.Л. Рубинштейна, следует отметить следующие:
- Категория субъекта так или иначе связана с категорией объекта. По причине этого Рубинштейн фиксирует два взаимосвязанных аспекта:
1). Бытие в качестве объективной реальности, объекта осознания человеком.
2). Человек в качестве субъекта, являющийся познающим, открывающим бытие, осуществляющим его самосознание.
- Под познающим субъектом, другими словами, субъектом научного познания, в нашем случае – субъектом образовательного процесса, следует понимать общественный субъект, который осознает познаваемое им бытие в определенных формах, сложившихся общественно-историческим путем.
- Общественный субъект способен существовать, реализоваться и в бытии конкретного индивида, и в деятельности.
- Каждый субъект можно определить посредством его отношения к другому.
Ж. Пиаже рассматривал активность в качестве одной из основных характеристик субъекта образовательного процесса, деятельности любого вида и так далее. Согласно учениям Ж. Пиаже, субъект пребывает в непрерывном взаимодействии с окружающей средой. Ему с рождения свойственна функциональная активность приспособления, благодаря которой он способен структурировать среду, воздействующую на него. Стоит заметить, что активность проявляется в действиях, в число которых входят различного рода преобразования, трансформации объекта (комбинирование, перемещение, удаление и прочее), а также формирование определенных структур. Ж. Пиаже подчеркивает важнейшую для педагогической психологии идею касательно того, что между субъектом образовательного процесса (ребенком, родителем или преподавателем) и его объектом в любом случае есть взаимодействие, которое протекает в контексте предыдущего соприкосновения и, соответственно, предыдущей субъектной реакции. Иными словами, субъект деятельности или отдельного действия в более широком смысле представляет собой воссоздающее, активное и преобразующее начало. Так или иначе он является деятелем.
Общие характеристики субъекта воспитательно-образовательного процесса
Среди основных субъектных особенностей, носящих общий характер, важно отметить следующие:
- Субъект так или иначе предполагает объект.
- Субъект образовательного процесса наделен конкретной, индивидуальной формой реализации. Необходимо дополнить, что коллективный субъект может быть представлен в каждом человеке, и наоборот.
- Субъект является общественной категорией по форме (способам, методикам инструментам) своего воздействия (практического или познавательного).
- Деятельность, регулируемая сознательным образом, всегда считается субъектной, в ней и происходит формирование и последующее развитие субъекта образовательного процесса.
- Под субъектом индивидуальной деятельности необходимо понимать лицо, которое действует сознательно.
- Субъектность определяется по системе отношений между людьми. Речь идет об активности, пристрастности.
- Под субъектностью следует понимать целостность деятельности, бытия, самосознания и общения.
- Субъектность – не что иное, как динамичное начало, которое появляется и исчезает. Оно не может существовать без действия со стороны субъекта образовательного процесса.
- Под субъектностью целесообразно понимать категорию интерпсихическую.
Важно дополнить, что И.А. Зимняя в число субъектных характеристик человека включает также его особенности и как личности в качестве субъекта образовательного процесса (ребенок, например, так или иначе будет отличаться от других детей чертами характера, поведением). По Е.А. Климову, в нее входят мотивы, направленность; отношение к деятельности, себе и окружающему миру; саморегуляция, которая выражается в следующих качествах: собранность, терпеливость, организованность, креативность, самодисциплина, интеллектуальные особенности индивидуальности, а также эмоциональность.
Комментарии касательно общих характеристик
Стоит отметить, что все названные в предыдущей главе характеристики субъекта образовательного процесса (родителя, ребенка, преподавателя) присущи ему в свернутой или полной форме. Характеризуя субъектов учебной деятельности, необходимо в первую очередь учесть, что каждый преподаватель и ученик, являясь общественными субъектами (педагогическое объединение или ученичество), при объединении вместе выступают комплексным субъектом процесса образования. Необходимо знать, что совокупный субъект, который «регламентирует» общественные ценности, есть в каждой образовательной системе, административной структуре, преподавательском коллективе, ученическом сообществе (к примеру, в институте речь пойдет о ректорате, кафедре, деканате, учебных группах). Деятельность субъектов образовательного процесса, отличающаяся комплексным значением, направляется и регламентируется программной и нормативно-правовой документацией.
Необходимо заметить, что абсолютно каждый из входящих в комплексный субъект конкретных субъектов наделен своими, но согласованными, объединенными целями. Они представлены, как правило, в форме конкретных результатов, однако с разграничением функционала и ролей, в силу чего процесс образования – это достаточно сложная полиморфная деятельность. Общей целью процесса образования как деятельности служит сохранение, а также дальнейшее развитие социального, общественного опыта, который накоплен цивилизацией, конкретной общностью, народом. Она может быть реализована двумя путями, которые направлены навстречу друг другу. Речь идет о передаче и приеме, организации освоения данного опыта, а также последующем его усвоении. Мы говорим о комплексном идеальном и основном субъекте образовательного процесса, эффективность деятельности которого определяется в первую очередь осознанием обеими его сторонами цивилизационно-значимой цели общего характера.
Специфическая особенность субъектов процесса образования
Специфической характеристикой субъектов процесса образования является их мотивационная сфера, которая слагается из двух аспектов. Так, педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса осуществляется ради достижения цели общего характера: «Для учеников и только после этого – для себя». Субъект же учебной деятельности действует в обратном направлении названной схемы: «Для себя для достижения общей цели» как не всегда эксплицируемой и отдаленной перспективы. Общая точка образовательного процесса «для ученика» со стороны преподавателя и «для себя» со стороны учащегося определяет «реально действующий», прагматический – согласно терминологии А.Н. Леонтьева – мотив. Стоит заметить, что именно он характеризует действия комплексного идеального субъекта инклюзивного образовательного процесса, представленного преподавателем и учеником. «Понимаемые» мотивы как бы заложены в основу образовательного процесса. Однако далеко не всегда они в полной мере осознаются не только учеником, но и преподавателем.
Предмет образовательного процесса
Предметом процесса образования как деятельности комплексного субъекта, то есть тем, на что она направляется, являются ценности общественного сознания, система способов деятельности, знаний, передача которых со стороны преподавателей встречается с конкретными методиками их освоения обучающимися. Если способы освоения совпадают с теми методами действия, которые предлагают педагоги, то комплексная деятельность способна доставить удовлетворение обеим сторонам. Если же в данной точке есть расхождения, то нарушается и общность предмета в целом.
В соответствии с учениями С.Л. Рубинштейна, важной характеристикой субъекта деятельности является то, что он и формируется, и получает развитие в ней. Названное положение относится не только к развитию учащегося (как принято считать в обществе), но и к совершенствованию непосредственно преподавателя, а также к его саморазвитию. Стоит заметить, что специфика процесса образования заключается во взаимоосуществляемости и взаимодополняемости этих двух явлений. То есть, развитие учащегося предполагает непрерывное саморазвитие преподавателя, которое служит условием развития ученика. Важно знать, что идеальный комплексный субъект процесса образования представлен П.Ф. Каптеревым как одно образовательное поле, поле развития и учения. Субъекты инклюзивного образовательного процесса являются обреченными на саморазвитие, внутренняя сила которого выступает источником, а также импульсом развития и роста каждого из них.
Формирование субъекта в системе взаимоотношений
Специфика субъекта процесса образования отражает и такую важнейшую характеристику, как формирование и дальнейшее развитие субъекта в системе его отношений с иными лицами. Образовательный процесс в педагогической системе любого типа представлен различными людьми или их коллективами (сегодня существуют преподавательские, учительские, классные и другие разновидности коллективов). Именно поэтому проблема, связанная с коллективным субъектом, то есть взаимодействием субъектов образовательного процесса, в настоящее время является самостоятельным звеном, производственной и учебно-воспитательной проблемой, вопросом взаимоотношений учеников (Я.Л. Коломинский) и коллектива учителей. Это частный случай социальной общности (А.И. Донцов, А.В. Петровский, Е.Н. Емельянов и так далее).
Таким образом все субъекты процесса образования характеризуются как общими, то есть присущими субъекту деятельности, познания, жизни в общем, особенностями, так и специфичными для них как субъектов именно процесса образования, в котором и выявляются соответствующие характеристики. Лишь сейчас, в полной мере рассмотрев понятие, общие и специфические черты, а также вопрос отношений субъектов образовательного процесса, целесообразно перейти непосредственно к субъектам и их описанию.
Субъекты процесса образования: обучающиеся
В настоящих главах 4 и 5 Закона об образовании предусматривается следующий субъектный состав образовательного процесса:
- Обучающиеся (ученики, студенты) и их родители или другие законные представители.
- Научно-педагогические, педагогические, руководящие и другие работники структур, реализующих образовательную деятельность.
Важно отметить, что к обучающимся в учреждениях образования принято относить (в зависимости от освоения разновидности образовательной программы): воспитанников, учащихся; студентов (курсантов); аспирантов; адъюнктов; ординаторов; ассистентов-стажеров; слушателей; экстернов.
Обучающимся так или иначе должны предоставляться определенные права: на выбор организации, реализующей образовательную деятельность, а также на формы получения образования; обучение в соответствии с индивидуальным учебным планом, в том числе ускоренное обучение; в рамках осваиваемой образовательной программы наделение учащегося условиями для обучения с учетом характеристик его психофизического развития и, конечно же, состояния здоровья; на участие в создании содержания собственного профессионального образования (стоит дополнить, что названное право может ограничиваться условиями договора касательно целевого обучения).
Обучающимся так или иначе предоставляется право, связанное с выбором факультативных (иными словами, необязательных для конкретного уровня образования, специальности, профессии или подготовительного направления) и элективных (иными словами, избираемых в обязательном порядке) предметов для реализации процесса обучения, курсов, модулей (дисциплин) из списка, предлагаемого учреждением, осуществляющим образовательную деятельность (после получения главного общего образования). Помимо этого, любой учащийся имеет право на освоение – вместе с учебными предметами, дисциплинами (модулями), курсами – в соответствии с осваиваемой образовательной программой иных учебных предметов, дисциплин (модулей), курсов, которые преподаются в организации, реализующей образовательную деятельность, в определенном ей порядке, а также преподаваемых в других учреждениях, занимающихся образовательной деятельностью, учебных предметов, дисциплин (модулей), курсов; на освоение нескольких ключевых профессиональных образовательных программ одновременным образом. Необходимо дополнить, что речь идет именно о программах, которые должны зачитываться структурой, реализующей образовательную деятельность, в названном ей порядке.
Преподаватели как субъекты процесса образования
Следует знать, что психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса осуществляют именно преподаватели. В главе 5 Закона об образовании определяется правовой статус руководящих, педагогических и других работников учреждений, занимающихся образовательной деятельностью, а также права и свободы педагогов, гарантии их осуществления.
Признание за преподавателями особого общественного статуса, формирование приемлемых условий для реализации ими профессиональной деятельности, мероприятий по социальной поддержке, направленных в первую очередь на обеспечение их высокого уровня в профессиональном плане, условий для эффективного исполнения профессиональных задач, относительное повышение значимости в социуме, престижа труда педагогов – все это закреплено на уровне законодательства, действующего на территории страны. Необходимо отметить, что преподаватели наделены целым рядом прав. Отсюда формируются соответствующие принципы их деятельности:
- Свобода преподавания.
- Свобода от стороннего вмешательства в профессиональную работу.
- Выражение собственного мнения.
- Свобода выбора и дальнейшего применения методик, форм и средств воспитания и обучения, обоснованных на педагогическом уровне.
- Право на разработку и последующее применение авторских методов и программ воспитания и обучения в рамках осуществляемой образовательной программы общего типа, отдельного учебного курса, предмета, модуля (дисциплины); право на творческую инициативу.
Необходимо иметь в виду, что в рабочее время педагогов в зависимости от той должности, которую они занимают, включается воспитательная, преподавательская (учебная) работа; индивидуальные занятия с учащимися; творческая, научная и, конечно же, исследовательская деятельность; другая работа педагогов, предусмотренная должностными (трудовыми) обязанностями и (или) планом индивидуального характера. Сюда же целесообразно отнести методическую, организационную, подготовительную, диагностическую деятельность; работу по ведению мониторинга; занятия, предусмотренные планами физкультурно-оздоровительных, воспитательных, творческих, спортивных и других мероприятий, которые проводятся с обучающимися.
Родители или законные представители в качестве субъектов
Вопрос управления субъектами образовательного процесса – речь идет об учащихся – сегодня стоит достаточно остро. В его решении, реализации соответствующих мероприятий и мер принимают участие не только преподаватели, но и родители или законные представители несовершеннолетних лиц. Стоит отметить, что их обязанности, права, а также ответственность закреплены посредством статей 44-45 Закона об образовании. Так, родители или законные представители обязуются не только заложить базу нравственного, физического, а также интеллектуального развития и роста личности ребенка, в полной мере обеспечить получение им общего образования, но и непрерывно осуществлять полноценную защиту прав и законных интересов учащихся.
Заключение
Итак, мы рассмотрели общие и специфические особенности субъектов процесса образования, состав категории, вопрос взаимодействия и развития субъектов образовательного процесса. В заключение следует отметить, что в современных учреждениях образования, помимо преподавателей и научных работников, предусматриваются должности административно-хозяйственных, инженерно-технических, учебно-вспомогательных, производственных, медицинских и других сотрудников, которые осуществляют функции вспомогательного плана. Их правовой статус закреплен посредством статьи 52 Закона об образовании.
Стоит иметь в виду, что кандидаты на должность такого субъекта процесса образования, как руководитель учреждения, должны полноценно соответствовать квалификационным требованиям, которые указаны в специальных квалификационных справочниках. Кандидаты на должность директора муниципальной или государственной образовательной структуры проходят аттестацию в обязательном порядке. Кандидаты на должность директора федерального гос. образовательного учреждения согласовываются с гос. органом федерального значения, уполномоченным Президентом РФ.