Балетным традициям Санкт-Петербурга уже три века, и городу в этом плане есть чем гордиться. Особенно именами танцовщиков и прим Кировского театра. Во второй половине двадцатого века одной из наиболее ярких звезд в нем была балерина Валентина Ганибалова. Она станцевала практически все основные партии театрального репертуара. В марте 2018 года Валентине Михайловне исполнилось семьдесят лет. Как сложилась ее карьера в балете и чем она занимается сейчас?
Детство и юность
Валентина Ганибалова родилась 07.03.1948 в Ташкенте, куда ее мать, уроженку подмосковного села Товарково, эвакуировали во время войны. В детстве Валя любила танцевать, и мама отвела ее в Узбекское хореографическое училище.
В апреле 1966 г., когда девушка училась в выпускном классе, в Ташкенте случилось разрушительное землетрясение. Тогда на восстановление города съехались люди со всего Советского Союза, а местному театру оперы и балета предложили отправиться с гастролями в Ленинград. К поездке также привлекли выпускной класс хореографического училища. Так Валентина Ганибалова впервые оказалась в городе на Неве.
Учеба в Вагановском училище
В Ленинграде талант молодой танцовщицы не остался незамеченным – на девушку обратила внимание советская балерина Наталья Дудинская. Она пригласила Валентину в класс усовершенствования, который вела в Вагановском училище.
Обучение длилось год, и это время Ганибалова вспоминает как самое голодное и холодное в жизни. Мама, оставшаяся в Узбекистане, не могла финансово помогать дочери, и девятнадцатилетней балерине даже не на что было купить зимнюю одежду. В интернате училища ей выдали пальто на ватине, а педагог Наталья Дудинская подарила свои зимние сапоги.
Тем не менее в 1967 г. Валентина Ганибалова успешно прошла класс усовершенствования и была принята в Кировский (сейчас Мариинский) театр.
Взлет
После зачисления в труппу балерине сразу же дали несколько главных партий в классических балетах. Гоги Алексидзе, известный грузинский балетмейстер, ввел ее в спектакль «Скифская сюита». Затем была ведущая партия в балете Олега Виноградова «Горянка». Валентина Ганибалова изначально должна была танцевать в кордебалете, но из-за болезни основных артисток была поставлена солисткой. С задачей балерина справилась феноменально.
За годы работы в Кировском театре Валентина Михайловна станцевала практически всю «классику»: ей давали главные партии в «Дон Кихоте», «Легенде о любви», «Баядерке», «Бахчисарайском фонтане», «Корсаре», «Каменном цветке», «Спартаке» и, конечно, «Жизели».
Успех за рубежом
В 1972 г. труппа отправилась на гастроли в Испанию, и Ганибаловой было доверено открывать выступление партией Одетты-Одиллии из «Лебединого озера». Надо сказать, что режиссеры пошли на определенный риск, поручив молодой артистке выходить на сцену первой. Однако балерина станцевала триумфально и очень понравилась местной публике. После выступления испанские газеты назвали ее «ночной звездой».
«Черная метка»
Успеху Валентины Ганибаловой не все были рады. Власти и администрация театра посчитали, что балерина вела себя слишком вольно за границей. В те годы из России эмигрировали такие известные артисты балета, как Наталья Макарова и Рудольф Нуреев, и, опасаясь, что Ганибалова может поступить так же, ее сделали невыездной.
До самой перестройки Валентину Михайловну не выпускали за рубеж. По этой причине в театре ей перестали давать ведущие партии, ведь тогда бы иностранная пресса задалась вопросом, почему основная солистка не ездит на гастроли. Так у виртуозной балерины была украдена карьера, и мир по-настоящему не смог узнать русскую звезду сцены.
«Синяя птица»
Отдушиной для Валентины Ганибаловой в это непростое время стало участие в советско-американском фильме. В 1976 г. режиссер Д. Кьюкор приступил к съемкам музыкальной сказки «Синяя птица» по пьесе М. Метерлинка, и балерине в ней предложили роль Воды. Изначально этот образ должна была воплощать Майя Плисецкая, но по каким-то причинам она отказалась.
В фильме принимали участие многие американские звезды, в том числе Элизабет Тейлор. Королева Голливуда, несмотря на языковой барьер, подружилась с Валентиной Михайловной. Они не раз вместе ужинали, а в конце съемок актриса даже подарила балерине ожерелье.
Свой балетный театр
Валентина Ганибалова ушла с Кировской сцены в 1989 г., поскольку на протяжении последних десяти лет ей практически не давали партий в спектаклях. Балерина не мыслила своего существования без творческой деятельности, поэтому основала собственный театр, в котором стала и художественным руководителем, и артисткой.
Валентина Михайловна поставила больше десяти оригинальных спектаклей, в том числе «Пышка», «Коппелия», «Белые ночи», «Карнавал». С труппой театра много гастролировала за границей: в Скандинавских странах, Португалии, Испании, Панаме, Хорватии.
В настоящее время
07.03.2018 г. Валентина Ганибалова отметила свой семидесятилетний юбилей. По словам балерины, она не жалеет, что ее карьера в театре закончилась так рано. Творческую неудовлетворенность Валентина Михайловна восполнила сольными концертами и гастролями, а также работой с талантливыми балетмейстерами.
К юбилею артистке предложили сделать выставку фотографий в галерее К. Буллы на Невском проспекте. 16 марта она была открыта для всех желающих. Пришедшие посетители с интересом рассматривали фото балерины Валентины Ганибаловой, сделанные за все годы ее сценической карьеры.
Летом 2018 г. в Пушкинских Горах прошел детский творческий конкурс «Радость открытия», который Валентина Михайловна организовала в память о своем супруге Савелии Ямщикове. Таким образом, творческая жизнь артистки продолжается.