Всем, кто принял решение открыть собственное дело, необходимо понимать, для чего нужен бизнес-план. Без осознания важности планирования и его принципов попасть в категорию успешных предпринимателей будет сложно. Прежде всего потому, что рынок – агрессивная среда, где нужно суметь закрепиться, чтобы потом повысить свои позиции. Без анализа и планирования сделать это будет крайне сложно. К тому же такой документ крайне важен в процессе привлечения инвесторов.
Для чего нужен бизнес-план
Основная задача такого документа – это перевод конкретной идеи в цифры и пункты. То есть максимально детальное планирование будущей предпринимательской деятельности.
Полноценный бизнес-план имеет вид документа - электронного или бумажного. Он дает ответы на такие вопросы, как:
- стоит ли идея ресурсов, необходимых для ее реализации;
- окупится ли дело, и какой степенью прибыльности будет обладать.
Таким образом, определение рисков и возможной прибыли – это первое для чего нужен бизнес-план.
Чтобы планирование оказалось эффективным, необходимо провести маркетинговое исследование. Речь идет о доскональном изучении направления деятельности, самого продукта или конкретной услуги, учитывая при этом сложившиеся на данный момент рыночные отношения.
Если речь идет о предприятии, то бизнес-планирование в данном случае будет включать следующие направления:
- Полный анализ производственного, торгового и хозяйственного сектора. Главная цель такого процесса – выявление особенностей, отличительных черт, преимуществ и недостатков указанных направлений.
- Разработка конкретного проекта компании. Под каждый новый продукт нужно создавать отдельный план его вывода на рынок и последующего продвижения. Для этого необходимо определить особенности рынка и продукта/услуги.
- Результаты исследования коммерческих, финансовых, технических и организационных механизмов, использование которых может помочь в достижении поставленных задач.
Внутренние и внешние цели
Чтобы понять, для чего нужен предприятию бизнес-план, необходимо обратить внимание на такие варианты его применения, как:
- Решение внутренних задач компании. В этом случае цель документа – выявление перспектив, сильных, а также слабых сторон, недостатков и различных угроз. Такой план используется в качестве управленческого инструмента, который дает возможность предельно объективно оценить конкретный продукт или деятельность компании в целом.
- Предоставление сторонним лицами и организациям. Внешний бизнес-план используется с целью привлечения лиц и компаний, выгодных для фирмы. Это могут быть государственные органы, банковские учреждения, различные фонды, деловые партнеры или инвесторы.
Наибольший эффект такая аналитика дает в том случае, когда сразу после формирования внутреннего бизнес-плана создается внешний. Объясняется это тем, что качественный мониторинг состояния организации и последующее исправление выявленных минусов значительно облегчает формирование по-настоящему интересного предложения.
Более того, становится понятно, какие именно инвестиции и партнеры нужны компании в данный момент.
Управленческий инструмент
Разбираясь в том, для чего нужен предприятию бизнес-план, стоит определить практическую пользу, которую может получить руководитель компании от такого документа. Директора используют его в процессе:
- выхода на новый рынок;
- повышения уровня продаж;
- выработки тактического плана;
- поиска перспективных направлений;
- оценки финансового состояния организации;
- формулирования стратегии;
- определения краткосрочных и длительных целей;
- разработки маркетинговой политики с целью утверждения позиций компании на рынке;
- оценки коммерческих и производственных издержек;
- определения критериев качества товаров и услуг;
- формирования правильной структуры кадрового состава, позволяющей предельно эффективно достигать поставленных на ближайшее время целей.
Учитывая, что нужно для создания бизнес-плана (аналитика, стратегия, оценка эффективности, рисков и др.), руководитель, используя такой документ, может увидеть слабые стороны действующих процессов и уделить им внимание.
Польза для малого бизнеса
Предприниматели, особенно начинающие, ведут деятельность, сопряженную с рисками значительных потерь или даже закрытия дела. Чтобы избежать ошибок, влекущих за собой ощутимые затраты, необходимо суметь предугадать возможные проблемы и здраво при этом оценить уровень дохода в ближайшее время.
Вот для чего нужен бизнес-план предпринимателю – при помощи грамотной аналитики и точного планирования подготовиться к успешному старту нового дела.
Помимо учета всех возможных рисков, такой документ упрощает решение нескольких важных задач:
- Фиксация основных мыслей. Речь идет о расстановке акцентов в процессе планирования. Готовясь к новому делу, нужно понимать, что важно, а какие элементы в процессе запуска будут иметь второстепенное значение. Когда все ключевые мысли детально изложены, появляется возможность оценить план в целом и увидеть его слабые непроработанные места.
- Обозначение целей. Важно отобразить на бумаге все задачи, которые нужно достичь. При этом необходимо указать все даты и цифры, необходимые для оценки результата. Тоесть предприниматель должен иметь ясную картину того, что, в каком объеме и за сколько он должен получить.
- Оценка эффективности команды. Работу сотрудников и их результаты легче оценить, используя ориентир, в роли которого и выступает бизнес-план. Такие проверки позволяют вовремя внести нужные изменения в стратегию реализации конкретной идеи.
- Поиск инвесторов. В некоторых случаях именно финансовые вливания со стороны способны дать нужный импульс развития малому или среднему бизнесу. Но инвесторы, будучи опытными игроками, хотят точно понимать, во что им предстоит вкладывать свои средства. Здесь важны как детали, так и общая картина, с цифрами, сроками, обозначенными рисками, альтернативными путями развития и т. д. Чем точнее и продуманней план, тем выше шансы получить деньги.
В процессе планирования не будет лишним записывать любые гипотезы, касающиеся бизнес-процессов. Их впоследствии можно тестировать и при положительных результатах внедрять.
Структура
Планирование должно быть грамотным, иначе оно не даст хорошего эффекта. Вот что нужно для составления бизнес-плана:
- титульный лист;
- оглавление;
- резюме проекта;
- описание услуги или продукта;
- маркетинговый анализ;
- анализ рисков;
- финансовые прогнозы и показатели;
- приложения.
При такой структуре план должен быть изложен на 30-40 страницах с учетом приложений. Этого объема достаточно. Исключения возможны, если документ составляется для организации, предъявляющей свои особенные требования. В качестве примера можно привести банки, государственные корпорации и правительственные структуры (РОСНАНО, ОЭЗ и др.).
Как составлять резюме
В этой части документа излагается суть идеи и основная информация, касающаяся ее. Заниматься составлением резюме лучше в конце. Объясняется такая рекомендация тем, что после проведения всех исследований и расчетов, появляется более точное и глубокое понимание конкретной идеи.
В резюме проекта необходимо отразить:
- Дату начала бизнеса.
- Миссию проекта. Речь идет о четком определении выгоды, которую смогут получить владельцы и клиенты. Также не будет лишним составить видение бизнеса в различные периоды времени: 6 месяцев, год, 5 лет.
- Ключевую идею. В этой части нужно описать, на чем именно будут зарабатываться деньги и каким образом.
- Основные сотрудники проекта.
- Место расположения головного офиса фирмы и ее филиалов (если есть).
- Краткое описание продукта или услуги.
- Результаты продаж.
- История финансирования.
- Перспективы развития компании.
Разумеется, не у каждого предпринимателя будет достаточно опыта для полноценного заполнения каждого пункта резюме. Компания может только начинать свою деятельность. В таком случае нужно акцентировать внимание инвесторов на причинах востребованности продукта или услуги. Также стоит выделить те факторы, которые точно будут способствовать успешному процессу выхода компании на рынок.
Любые объемные текстовые описания усложняют восприятие идеи.
Поэтому, чтобы информация воспринималась легко и быстро, ее лучше подавать в форме инфографики, схем и таблиц.
Описание
Детализация идеи и формирование ее структуры – это первое, для чего нужно составлять бизнес-план. Раздел «описание» содержит именно такую информацию. В нем должны быть:
- краткая характеристика и масштабы целевой отрасли;
- обозначение целей компании;
- краткий рассказ о процессе возникновения фирмы;
- детально изложенная бизнес-модель;
- обозначенные факторы и расписанная технологическая составляющая проекта;
- полная информация о команде и ключевых навыках каждого из сотрудников.
Таким образом, основная задача этой части планирования – формирование детальной картины услуги или продукта. Чем больше конкретики, тем лучше.
Также важно уделить достаточно внимания конкурентным преимуществам и необходимым для развития бизнеса ресурсам.
Риски
Готовясь к составлению презентации, необходимо ясно понимать, какие нужны данные. Бизнес-план без конкретных цифр и детализированных, грамотно составленных прогнозов, не сможет выполнить свою функцию.
Одна из задач такого планирования – как можно более точная оценка рисков и определение путей их преодоления.
Это означает, что в документе должны быть описаны конкретные потенциальные проблемы, способные оказать значительное влияние на процесс реализации идеи. Учитывая все данные, касающиеся рисков, бизнесмен должен составить грамотную программу по их снижению. Причем методы противодействия должны быть убедительны настолько, чтобы инвесторы приняли решение о вложении средств в проект, несмотря на возможные проблемы.
Трезвая оценка рисков – это то, для чего нужен бизнес-план для ИП, который открывает проект, не обладая богатым опытом в сфере предпринимательства. Те, кто пренебрежительно относятся к этой части расчетов, часто терпят крах, теряя все деньги.
Финансовые показатели
Без детально изложенных актуальных данных трудно представить полноценный бизнес-план. Какие документы нужны для презентации во многом определяет формат бизнеса.
Если речь идет о компании, которая уже присутствует на рынке определенное время и обладает статистикой, то инвесторам стоит предоставить следующую информацию:
- отчет о движении денежных средств за последний год;
- данные об убытках и прибылях;
- балансовый отчет.
Эти документы сделают презентацию более убедительной.
Как предприниматель, так и средняя компания могут включить в бизнес-план прогноз по всем категориям расходов и прибылей на 3 года вперед.
Также важно провести анализа планируемой окупаемости вложенных средств.
Маркетинговый анализ
Это информационно емкая и сложная часть. Любой предприниматель понимающий, зачем нужен бизнес-план, не станет экономить средства и время для проведения такого исследования.
Основная задача этого блока планирования – определить стратегию вывода продукта на рынок и последующего усиления его позиций.
То есть необходимо продумать, как именно произойдет выход на тот уровень продаж, который нужен для поддержания деятельности компании или конкретного ее отдела. Также важно четко выстроить стратегию повышения уровня лояльности клиентов к продукту или проекту.
Для проведения полноценного маркетингового исследования важны следующие действия:
- идентификация конкурентной среды;
- выделение и последующий анализ целевой части рынка;
- определение возможностей компании в рамках своего сегмента;
- формирование прогноза продаж;
- построение стратегии развития.
Все прогнозы и предположения должны основываться на проверенной информации.
Приложения
Выяснив, для чего нужен бизнес-план, необходимо определиться с тем, как сделать его предельно убедительным. И здесь свою роль должны сыграть документы. Их присутствие желательно в каждом пункте, поскольку они выполняют роль подтверждающих элементов планирования.
При этом есть много документов, которые должны присутствовать, но в отдельном разделе под названием «приложения». В этой части могут находиться полные и детальные данные маркетингового исследования, сложная технологическая информация и сведения, касающиеся регистрации компании.
Если предприниматель не знает сам, как грамотно оформить такой раздел, он может привлечь сторонних специалистов.
Итоги
Бизнес-план необходим для определения слабых и сильных сторон продукта/услуги. Он важен еще и по той причине, что позволяет составить полноценную и грамотную стратегию развития проекта с учетом особенностей рынка. К тому же без такого документа инвесторы не будут рассматривать конкретную идею.