Выражение «жезл Аарона» часто встречается в религиозной литературе. Но толкование его понятно далеко не всем. Более известным является библейский рассказ о жезле Моисея, с помощью которого он совершал чудеса, например раздвинул воды Красного моря во время бегства евреев из Египта, высек воду из скалы. А вот что обозначает «жезл Аарона прозябший»? Об этой фразе и пойдет речь.
Главные святыни
В Скинии собрания, которая использовалась евреями в качестве походного храма до того, как по ее прообразу построили Иерусалимский храм, были собраны величайшие святыни. К ним относятся:
- Скрижали с Десятью заповедями, которые на горе Синай Господь поведал еврейскому народу через Моисея.
- Сосуд с манной, которая падала с небес и накормила народ Израилев во время его сорокалетнего странствия по пустыне.
- Расцветший жезл Аарона, старшего брата Моисея.
Скиния являлась символом присутствия Бога среди людей, который, даровав иудеям эти святыни, выразил тем самым свою милость и любовь. И если первые две из них более или менее находятся на слуху, то о третьей стоит сказать подробнее.
Спор между коленами Израилевыми
Когда еврейский народ во главе с Моисеем странствовал по пустыне, некоторые из его колен высказывали возмущение. Недовольство было связано с тем, что они были против избрания на служение Богу колена Левиина. Другие также заявляли притязания на эту привилегию. Самостоятельно разрешить спор не представлялось возможным. И тогда было принято решение обратиться к «суду Божьему».
У каждого из начальников колен имелись жезлы, которые являлись символом их старшинства. На ночь их оставили в Скинии. Был среди них и жезл Аарона, старшего брата Моисея и его сподвижника. Наутро обнаружилась удивительная картина. Жезл Аарона дал ростки, как у миндального дерева. Это явилось доказательством того, что Левиты в назначении на священство являются богоизбранными. В память об этом замечательном событии жезл был положен в Скинии в качестве священной реликвии.
О том, как это происходило, рассказывается в одной из книг Пятикнижия – в Числах.
Книга Чисел, глава 17
Содержание этой главы сводится к следующему:
- Господь велел Моисею взять по жезлу от всех начальников колен и написать на них имя каждого.
- Далее Господь распорядился также написать на жезле Левиина имя Аарона как начальника колена.
- Дальше нужно было положить жезлы в Скинии собрания, разместив их перед ковчегом откровения, где явится и сам Бог.
- «Жезл того, кого Я изберу, расцветет, и тем самым будет успокоен ропот сынов Израилевых», – таково было слово Всевышнего Моисею.
- Моисей передал смысл указаний Бога сынам Израилевым, и они повиновались им, предоставив жезлы каждого начальника по числу двенадцати колен, и жезл Аарона был тринадцатым среди них.
- На другой день, когда Моисей вместе с Аароном вошел в Скинию, он увидел, что жезл от дома Левиина пустил почки, дал ростки, дал цвет и плоды миндаля.
- Бог наказал Моисею положить жезл на сохранение перед ковчегом откровения со скрижалями заповедей. Он должен явиться знамением для непокорных и прекратить их ропот на Всевышнего.
Как гласит предание, жезл хранился в Святая Святых и никогда не засыхал, продолжая быть в цветах. Библейский рассказ о плодоношении без оплодотворения стал причиной того, что в Средние века миндаль воспринимали как символ девичей непорочности.
Толкование церковников
Согласно верованиям Церкви, расцветший жезл Аарона не просто явился доказательством избранности колена Левиина Богом, но также выступил прообразом ряда событий. К ним относятся следующие:
- Происхождение Иисуса Христа без семени от плоти девы Марии, которая является «безневестной», то есть речь идет о непорочном зачатии. Так, в одном из канонов, посвященных Богородице, сказано о том, что «жезл Аарона прозябший» явился прообразом корня дерева Иессеева. Последнее представляет собой аллегорию родословной Иисуса Христа.
- Нетленность плоти Христа. У святого Ефрема Сирина в толковании книги Числа есть слова о том, что Еммануил (одно из имен Иисуса), став сыном естества тленного, один пребыл нетленным, явив в себе тайну бессмертия, а жезл Аарона стал «подобием будущего воскресения».
- Проявление Божией благодати в Церкви Христовой. В каноне честному животворящему кресту говорится, что жезл Аарона является прообразом таинств Церкви, приближающих верующих к благодати Божией, которых у нее не было ранее.
В заключение нужно отметить, что жезл назван не только «расцветшим», но и «прозябающим» по следующей причине. Причастие «прозябающий» происходит от глагола «зябнуть», который, кроме современного толкования – «мерзнуть», имеет еще и другие, устаревшие. Раньше он обозначал еще и «раздирать», и «произрастать».