Памятник Ахматовой, великой поэтессе Серебряного века

Четвертый по счету памятник Ахматовой, поэтессе Серебряного века, установлен в Санкт-Петербурге на набережной Робеспьера в 2006 году. Удивительный трогательный образ, созданный скульптором Г. В. Додоновой, вызывает одновременно восхищение и сочувствие.

Анна Ахматова в бронзе

Фигура женщины, установленная на высоком постаменте у домов 12 и 14, хорошо видна с набережной. Ее высота - около трех метров. Поэтесса, медленно уходя от здания городской тюрьмы, приостановилась, чтобы оглянуться на место, к которому ее тянула материнская любовь и которое заставляло болеть ее сердце. В «Крестах» по «политической» статье сидел ее сын.

Что она надеется увидеть там, за рекой, где стоит грозное здание из красного кирпича? Свидания с «политическими» не разрешались, зачастую ничего не было известно об их судьбе, приговоре. Женщины Санкт-Петербурга все равно шли к этим стенам, несли передачи, подолгу стояли в очередях и надеялись хоть что-то узнать о близких.

Но на памятнике Ахматовой в Санкт-Петербурге - не скорбящая, отчаявшаяся женщина. Понимая свое бессилие, она все-таки не опустила плечи. Скрывая от посторонних взглядов боль, напряжение, она продолжает свой многострадальный жизненный путь.

«Кресты»

Комплекс сооружений для временного содержания заключенных под стражей был построен в XIX веке архитектором А. И. Томишко. Свое название он получил из-за формы основных зданий. Сооружения из красного кирпича известны не только горожанам - их часто видят телезрители в сериалах и художественных фильмах, так как за прошедшие годы их существования здесь происходило немало событий.

Тюрьма Кресты

В «Крестах» содержались не только криминальные элементы, здесь находились и задержанные по «политическим» статьям. Так было и в царское время, и в революционный период, и в советские годы.

Анна Ахматова писала о том, что такой судьбы, какая досталась ее поколению, не было ни у кого. Ее муж Николай Гумилев был обвинен в контрреволюционном заговоре и расстрелян в 1921 году. Сын Лев Гумилев арестовывался четырежды и получил два срока, 5 и 10 лет. Он реабилитирован в 1956 году. Николай Пунин, гражданский муж, был задержан в 30-х годах. Дорогу в «Кресты» поэтесса знала очень хорошо, была знакома со многими, разделявшими ее горе. Страдала и скрывала свое страдание.

«Реквием»

Известная поэма «Реквием» была начата в 1934 году. Она о чувствах и жизни женщин, приходивших, как и она, к стенам «Крестов». Работа над произведением продолжалась на протяжении многих лет. Поэтесса читала варианты работы людям, которым доверяла, а потом сжигала листы. Поэма стала широко известной в 1960-е годы, распространенная «самиздатом».

Портрет поэтессы

Скульптор Г. Додонова работала над памятником Анне Ахматовой, взяв за основу своей композиции именно это произведение. На высоком постаменте выбиты слова из него:

«И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною,

И в лютый холод, и в июльский зной,

Под красною ослепшею стеною».

Скульптор Галина Додонова о памятнике

Судьба появления памятника Ахматовой в Петербурге была непроста. Первый конкурс на его проект был проведен еще в 1997 году. Участвовать в нем могли все желающие. Результаты не удовлетворили комиссию. Во втором этапе участвовали только профессиональные скульпторы. Памятник работы Галины Додоновой и архитектора Владимира Реппо был признан лучшим. Однако установить его стало возможным только через восемь лет, в 2006 году, благодаря спонсорству жителя Санкт-Петербурга.

Анна Ахматова

Галина Додонова рассказывала, что создавая образ поэтессы, она многократно перечитывала ее стихи, переживала каждый раз заново ее чувства. Кроме того, она многое почерпнула из мифологии. Это и Изида, бредущая по воде и ищущая тела сына и мужа. И жена Лота, застывшая соляным стопом ради последнего взгляда назад. Ахматова хорошо понимала эту героиню.

Автор памятника уверена, что ей удалось создать не трагический образ, а возвышенный и осветленный пережитыми страданиями. Специалисты его определяют даже как «православный». Памятник Ахматовой был освящен отцом Владимиром.

Завещание поэтессы

В поэме «Реквием» есть такие строки:

«А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне…

… Здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов».

Анна Ахматова выбрала место рядом с «Крестами». Но выполнить точно ее завещание не представлялось возможным. У современного тюремного комплекса совсем мало места: узкая набережная, рядом оживленная трасса. Кроме того, считают городские власти и авторы проекта, что сегодня контингент «Крестов» сильно изменился. Не о них она писала в своей поэме.

Взгляд на тюрьму

Через Неву, на набережной Робеспьера выбор места расположения памятника Ахматовой тоже усложнился. За годы, прошедшие с момента утверждения проекта, на выделенной территории была построена подземная парковка. Установка тяжелого пьедестала с фигурой поэтессы потребовало дополнительных технических решений и средств.

Вокруг установки долго бушевали страсти, но памятник все-таки занял свое место. Завещание великой поэтессы Санкт-Петербург выполнил. Свой горестный взгляд она обращает за реку, на стены «Крестов».

У памятника Ахматовой есть копия. Гипсовая фигура, чуть меньше оригинала, установлена в здании тюрьмы. Сотрудники службы Управления наказаний установили скульптуру в служебном коридоре «Крестов» по пути к храму.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.