Практические психологи сталкиваются в своей работе со множеством проблем. Наиболее актуальная из них - неуспеваемость школьников. Причин этому существует достаточно. Это и педагогическая запущенность, и невысокая степень умственного развития, и пробелы в знаниях, и элементарное неумение учиться, а также многие другие.
Именно на плечи школьного психолога ложится ответственность за решение этого клубка проблем, выявление их доминирующих причин, а также разработку коррекционной программы, которая способствовала бы оптимизации учебного процесса. И здесь ему окажет неоценимую помощь методика ШТУР. Она позволит специалисту овладеть данными об особенностях и своеобразии умственного развития не только отдельного ученика, но и всего класса.
Автором методики ШТУР, или «Школьного теста умственного развития», является К. М. Гуревич, а также работавший под его руководством коллектив лаборатории психодиагностики, входящей в штат НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. В его состав входили Г. П. Логинова, В. Т. Козлова, В. Г. Зархин, Е. М. Борисова и М. К. Акимова. Перед тем как предложить определенный подбор заданий, авторами методики был проведен психологический анализ учебников и школьных программ. В процессе выполнения своей работы научный коллектив лаборатории опирался на те сведения, которые были получены в процессе бесед с учителями.
Методологические принципы
Школьный тест умственного развития (ШТУР) разработан для проведения диагностики, позволяющей определить умственное развитие учеников, начиная с подросткового и заканчивая юношеским возрастом. Это дети 6-8 классов.
Подбор основных понятий авторы производили руководствуясь следующими принципами:
- они должны быть общими, позволяющими определить уровень усвоения того или иного предмета и лежащими в основе понимания определенной школьной дисциплины;
- включаемые в каждое из заданий понятия составляют основу знаний, которые необходимы каждому человеку, вне зависимости от направления получаемого им образования;
- они должны находиться в соответствии с жизненным опытом, который имеет ребенок данного возраста.
Особенности метода
Школьный тест умственного развития (ШТУР) разработан для исследования уровня сформированности у ребенка определенных понятий, а также совершаемых учеником логических действий с ними. Он содержит в себе такие задания и способы анализа результатов, которые существенно отличают данную разработку от традиционно используемых интеллектуальных текстов.
Описание методики ШТУР указывает на то, что она, прежде всего, выстроена на том материале, который обязательно должен быть усвоен школьником. Для детей это не что иное, как их школьные программы. Именно через них в тот или иной исторический период подлежат реализации требования, предъявляемые обществом каждому из своих членов. Что в таком случае можно сказать об особенностях ШТУР? Содержание этих тестов целиком определяется требованиями общества или социально-психологическими установками к умственному развитию детей.
Среди особенностей методики ШТУР, или школьного теста умственного развития, можно выделить отличный от большинства подобных способов анализ диагностических результатов. Основывается он вовсе не на статистических нормах. Для оценки групповых и индивидуальных результатов берут социально-психологические нормативы. Иначе говоря, выявленный показатель развития интеллекта ребенка является степенью приближенности полученных результатов к определенному критерию, в качестве которого выступают задания, содержащиеся в тесте. При этом определение результата происходит не по количественной, а по качественно-количественной характеристике.
Предмет диагностики
Методика ШТУР (школьный тест умственного развития) используется для выявления общей осведомленности учащегося, адекватности использования им научных понятий и терминов, а также умения устанавливать логические классификации, обобщения, аналогии, выстраивать числовой ряд. Применяют данный способ для анализа успешности развития ребенка по мере его перехода из одного класса в другой.
Возможности метода
Школьный тест умственного развития ребенка (ШТУР) имеет особое содержание. Он выстроен на материалах школьных программ. Благодаря этому применение методики позволит дать оценку не только уровню развития у учащихся разнообразных операций, но и их предпочтения в работе с общественно-гуманитарными, естественнонаучными или физико-математическими предметами.
Подобный качественный анализ позволяет решить много задач. Среди них профориентационные, консультативные и психопрофилактические. После выполнения контроля обучения, используя данные теста, психолог разрабатывает общие и индивидуальные рекомендации, направленные на коррекцию умственного развития школьника.
В настоящее время существует вторая, несколько измененная версия методики ШТУР. В ней откорректировали содержание некоторых заданий и добавили два субъекта, позволяющих провести диагностику у учащихся пространственного мышления. Связано это с тем, что вторая версия методики ШТУР создавалась в совершенно иных социальных условиях, в которых некоторые понятия начальной работы ученых оказались устаревшими.
Плюсы методики
Разработанный диагностический тест находится в полном соответствии с высокими статистическими критериями, которых должны придерживаться любые из подобных заданий. Методика обладает высокой степенью пригодности и обоснованности. Это было определено благодаря ее успешному применению, а также путем сравнений с тестом интеллекта Амтхауера.
Минусы
Проведение школьного теста умственного развития требует высокого уровня профессионализма психолога. Этот специалист должен обладать мастерством, позволяющим ему проводить глубокую и системную обработку полученных данных.
Описание методики
Школьный тест умственного развития состоит из шести наборов заданий, или субтестов, а именно:
- «осведомленность» (два задания);
- «аналогии»;
- «обобщение»;
- «классификация»;
- «числовые ряды».
Помимо этого в методику ШТУР включено две эквивалентные формы – «А» и «Б».
Для того чтобы тестирование было проведено правильно, необходимо строгое соблюдение инструкции, а также контроль времени выполнения задания, который проводится с помощью секундомера. Кроме того, в процессе проведения теста специалист не должен помогать испытуемым.
Инструкция к методике ШТУР предусматривает следующее время выполнения заданий:
- Первый субтест – «осведомленность» – содержит 20 заданий. Время на их выполнение составляет 8 мин.
- Второй субтест – также «осведомленность». Он включает в себя 20 заданий, которые ученики должны выполнить за 4 минуты.
- Третий субтест – «аналогии». Это 25 заданий, выполнить которые необходимо за 10 минут.
- Четвертый субтест – «классификации». Он предусматривает выполнение 20 заданий в течение 7 минут.
- Пятый субтест – «обобщения». В него входит 19 заданий, на выполнение которых отводится 8 минут.
- Шестой субтест – «числовые ряды». Здесь ученику предстоит рассмотреть 15 заданий за 7 минут.
Последовательность проведения исследований
При использовании методики школьного теста умственного развития экспериментатор прежде всего объясняет детям поставленную цель. Этим он создает у них соответствующий настрой. Сделать это помогают следующие слова: «Сейчас я предложу вам определенные задания. С их помощью могут быть выявлены ваши умения сравнивать явления и объекты окружающего мира, возможность видеть в них различное и общее, а также рассуждать. Каждое из предложенных заданий несколько не похоже на те, которые вы выполняли на уроках. Сейчас мы вам раздадим бланки для проведения методики ШТУР. При этом каждому из вас будет предложен свой набор заданий. Перед тем как приступить к их выполнению, будут даны описания задач и на конкретных примерах разъяснен способ их решения. Сдать бланки необходимо через строго определенное время. Начало и конец работы над каждым набором заданий будут определены по данной нами команде. Все, что находится в бланках для проведения методики ШТУР, необходимо решать по порядку. Не стоит долго задерживаться на одном задании. Старайтесь выполнять все быстро и не совершая ошибок».
После проведения подобного инструктажа экспериментатору необходимо раздать школьникам бланки теста, в которых он должен попросить детей заполнить графы со сведениями об их фамилии и дате проводимого эксперимента. Необходимо указать также школу и класс, в которых организуется тестирование.
Далее экспериментатору следует проконтролировать правильность написания сведений. После этого, согласно инструкции по проведению школьного теста по методике ШТУР, он должен попросить детей отложить ручки в сторону и внимательно выслушать его наставления. Далее экспериментатору необходимо прочесть детям инструкцию и разобрать примеры из первого субтеста. После этого он должен спросить у учеников, есть ли у них вопросы. Если школьники задают их, то экспериментатору необходимо давать ответ, зачитывая соответствующий текст из теста. Это позволит создать одинаковые условия при любых исследованиях.
Далее специалист дает указание детям перевернуть страницу и приступить к выполнению заданий. При этом ему нужно незаметно включить секундомер. Зафиксировав на этом внимание испытуемых, специалист может вызвать у них чувство напряженности. По прошествии некоторого времени, которое отводится для выполнения заданий первого субтеста, экспериментатор тут же должен прервать работу детей. При этом ему следует предложить им отложить в сторону ручки.
Далее экспериментатор приступает к чтению инструкции к следующему набору заданий. При проведении теста специалисту необходимо контролировать, правильно ли дети выполняют озвученные им требования.
Обработка результатов
Все ответы, которые дали ученики в процессе выполнения теста, должны быть проанализированы экспериментатором. Полученные данные позволят специалисту оценить с различных сторон умственное развитие как группы учащихся, так и отдельного ученика. При этом будет достигнута основная цель методики ШТУР. А именно, исходя из выявленных недостатков интеллектуального развития ребенка, выявляется возможность определения путей по их устранению.
Оценка результатов по методике ШТУР проводится при количественной и качественной обработке данных. Рассмотрим эти составляющие анализа подробнее.
Количественная обработка
Как проводится такой способ получения результатов теста ШТУР? При количественной обработке экспериментатором выявляются:
- Индивидуальные показатели. Их определяют по каждому субтесту (за исключением пятого). При этом по тесту и субтесту выводится определенный балл. Определяется он при подсчете количества верно выполненных заданий. Например, если ребенок в 3-м субтесте дал правильные ответы на 13 заданий, то ему ставят 13 баллов.
- Качество обобщения. В зависимости от него оцениваются результаты 5-го субтеста. При этом ученику выставляется 2, 1 или 0 баллов. При обработке результатов по методике ШТУР в этом случае используются таблицы с занесенными в них примерными ответами, которые даны к заданиям на обобщение. То, что способно получить оценку в два балла, описывается достаточно полно. При этом экспериментатор может рассматривать не только прямые ответы, но и их интерпретацию. Школьный тест умственного развития ШТУР может быть оценен в 1 балл. Перечень подобных ответов дан в предлагаемых таблицах менее полно. При этом у испытуемых появляется больше возможностей для осуществления выбора. На 1 балл оцениваются ответы, данные учеником правильно, но при этом довольно узко, а также те, которые имеют категориальные обобщения. Экспериментатор может поставить и 0. Такое количество баллов дается за неправильные ответы. При выполнении 5-го субтеста дети могут максимально получить 38 баллов.
- Индивидуальные показатели. В целом они представляют собой сумму баллов, полученных от сложения результатов выполнения заданий по всем субтестам. По замыслу авторов методики, тест, выполненный на 100%, считается нормативом умственного развития. Именно с этим показателем впоследствии и должны сравниваться те задания, которые были выполнены учащимся правильно. Также в инструкции к описываемой методике для подростков (ШТУР) можно выяснить процент правильных ответов. Именно это и является определением количественной стороны работы испытуемых.
- Сравнительные показатели ответов групп. Если экспериментатор объединил учащихся тем или иным образом и анализирует их суммарный балл, то в этом случае ему необходимо взять среднее арифметическое всех баллов. По результатам тестирования ученики могут быть разбиты на 5 подгрупп. В первую из них войдут самые успешные, во вторую – близкие к ним по выполнению заданий, в третью – середнячки, в четвертую – малоуспешные, и в пятую – менее всего успешные. После подсчета среднего балла для каждой из этих подгрупп экспериментатор строит систему координат. При этом на оси абсцисс он отмечает номера «успешности» детей, а по оси ординат – процент решенных ими заданий. Нанеся соответствующие точки, специалист вычерчивает график. Он и укажет на приближенность каждой из отмеченных подгрупп к существующим социально-психологическим нормативам. Подобный вид обработки результатов проводится и исходя из рассмотрения всего теста в целом. Полученные таким образом графики позволяют дать заключение по методике ШТУР в разрезе учеников как одного, так и различных классов.
- Разрыв в умственном развитии, который имеет место между самыми хорошими и самыми плохими учениками класса. Исследователями установлено, что подобное явление становится еще более ярко выраженным к 6–8-му классу. Лучшие ученики, взрослея, все более приближаются к существующим социально-психологическим нормативам. Те же дети, которые дают много неверных ответов по школьному тесту умственного развития, продолжают оставаться на том же уровне. Для выравнивания результатов специалистом даются рекомендации по проведению более интенсивных занятий с отстающими учениками.
- Сравнение с группой. Проводя анализ результатов теста, специалистом рассматриваются глобальные оценки отдельного учащегося. При этом уровень его развития обозначается такими терминами, как «хуже» и «лучше», «ниже» и «выше». Также специалистом выставляются общие баллы. При этом стоит понимать, что если они у ребенка, посещающего шестой класс, менее 30, седьмой – ниже 40, а у восьми- и девятиклассника не дотянули до 45, то такие результаты могут говорить о низком умственном интеллекте ребенка. А каковы хорошие показатели теста методики для подростков ШТУР? Это более 75 баллов у шестиклассника, 90 – у семиклассника, 100 – у ребенка из 8-го класса.
Количественные показатели умственного развития необходимо сочетать с качественными. Это позволит дать психологическую интерпретацию по методике ШТУР невыполненных и выполненных заданий.
Качественная обработка
Этот анализ результатов тестов, как групповых, так и индивидуальных, позволяет определить наиболее сложные по своему типу логические связи. При этом качественная обработка проводится специалистом по следующим направлениям:
- Для набора заданий 3-го субтеста выявляют самые легкие (отработанные), а также наиболее сложные типы логических связей. Среди них род-вид, причина-следствие, целое-часть, функциональные связи и противоположность. Также экспериментатор выделяет типичные ошибки, которые делают дети. Рассматриваются наиболее и наименее усвоенные области биологии, физики, математики, истории, литературы и таких циклов школьных дисциплин, как физико-математический, естественнонаучный и гуманитарный.
- Для набора заданий под номером 4 специалист должен установить, какие из них ребенок выполнил лучше, а какие хуже. Также ему предстоит проанализировать ответы на вопросы, касающиеся абстрактных и конкретных понятий, и какие из них вызывают большие затруднения школьника.
- Анализируя задания 5-го набора, экспериментатору предстоит выявить характер обобщений, разбив их по категориальному, видовому и конкретному признаку. Предполагается также изучение характера типичных ошибок. В каких понятиях они встречаются наиболее часто (в конкретных или абстрактных)?
Рассмотрим предлагаемый детям тестовый материал на примере формы А.
Описание субтеста № 1
Входящие в этот набор задания включают в себя вопросительные предложения. Каждое из них является неполным. Во всех предложениях отсутствует по одному слову. Детям предстоит изучить пять приведенных ниже слов и подчеркнуть то из них, которое впишется во фразу.
Например, детям необходимо найти противоположность слову «отрицательный». В тесте даются такие варианты ответов, как спорный и неудачный, случайный, важный, а также положительный. Последнее из этих слов является правильным ответом. Его и следует подчеркнуть ребенку.
Описание субтеста № 2
При переходе к этому заданию ребенку предстоит подобрать из четырех вариантов ответов тот, который более всего подходит к слову, находящемуся в левой части выданного для проведения теста бланка. Правильным ответом должен стать синоним предложенного понятия. Например, к слову «век» даются такие варианты: «событие» и «история», «прогресс» и «столетие». Последнее из них является верным ответом, который и следует подчеркнуть.
Описание субтеста № 3
Испытуемому предложено три слова. Первое и второе из них имеют между собой определенную связь. Школьнику необходимо рассмотреть третье из них. После этого он должен найти из пяти слов, находящихся на бланке, аналогичную связь.
Рассмотрим один из примеров таких заданий. В тесте даются такие слова, как песня и композитор, а также самолет. К последнему из них необходимо подобрать слово из таких: «полет» и «аэропорт», «истребитель», «конструктор» и «горючее». Правильным ответом при этом явится конструктор.
Описание субтеста № 4
Школьнику предлагается пять слов. Общий признак имеют четыре из них. Пятое слово из этой цепочки выпадает. Его и предстоит найти испытуемому и подчеркнуть. Стоит иметь в виду, что лишнее из всех слов только одно. Рассмотрим пример. Даны слова «чайник», «кастрюля», «стол», «чашка» и «тарелка». Лишним из них станет стол. Ведь он обозначает мебель, а все остальные слова - посуду.
Описание субтеста № 5
Школьникам предлагается два слова. В задании нужно определить, что есть общего между ними. В каждом из случаев специалист предлагает искать наиболее существенные признаки, которые для этих слов являются общими. При этом ребенок должен написать свой ответ.
Рассмотрим пример. Пара слов «сосна» и «ель» - это хвойные деревья.
Описание субтеста № 6
При выполнении этого задания детям предлагается рассмотреть ряды чисел, которые расположены по определенному правилу. Здесь может быть применено умножение, деление и т. д. В задачу испытуемых входит определение числа, которое явилось бы продолжением предложенного ряда.
Рассмотрим пример. Даны цифры 2 и 4, 6 и 8. Если рассматривать предложенный ряд, то становится очевидным, что каждое последующее число больше предыдущего на два. Следовательно, дополнить ряд правильно цифрой 10.
Коррекционная работа
После проведения диагностических исследований и получения конкретных результатов возникает вопрос, касающийся того, кто же впоследствии будет проводить занятия с детьми, отстающими в своем умственном развитии. Ведь если выявить недостаточно высокие результаты и не предпринимать при этом никаких мер, то само исследование лишается всякого смысла.
Заниматься коррекцией могут учителя под руководством психолога, а также родители (при условии, что им позволяет сделать это их образование).
Методика ТУРМШ
Уровень умственного развития и его специфика, которые сложатся в начальной школе, непременно станут для ребенка основой его дальнейшего обучения. Именно поэтому особую важность приобретает диагностика подобного показателя в тот период, когда дети посещают младшие классы, а также проводимая коррекция при имеющихся отклонениях от нормы.
Школьные психологи активно используют при этом методику ТУРМШ. Расшифровывается эта аббревиатура как «тест умственного развития младшего школьника». Составлена она на основе изучаемых детьми программ и школьных учебников. При создании данной методики используются понятия, взятые из природоведения и русского языка, а также математики. Подобная направленность теста позволяет выявить усвоенный и неусвоенный ребенком программный материал и степень владения им различными логико-функциональными связями.
Разрабатывая ТУРМШ, его авторы придерживались той точки зрения о важности роли обучения в процессе развития детей, которую высказывает большинство отечественных психологов.
Результаты школьных тестов умственного развития младших школьников помогают специалистам выявить имеющиеся пробелы в знаниях учеников, что позволяет разработать необходимые психокоррекционные мероприятия. Методика ТУРМШ вовсе не отделяет норму от патологии. Основной ее целью является определение своеобразия и особенностей умственного развития ребенка. Проведенные со школьниками тесты призваны выяснить достоинства и недостатки используемых в учреждениях образования программ, а также сравнить самые различные подходы и системы обучения, прослеживая при этом динамику интеллектуального становления детей.
Аналог методики ШТУР для младших школьников предусматривает применение групповых и индивидуальных тестов. Такие исследования также состоят из субтестов, которые располагаются в порядке возрастания сложности. Подобная систематизация позволяет специалисту выявить так называемую зону ближайшего развития.
ТУРМШ обладает ориентацией не на статистические, а на социально-психологические нормы. Исходя из близости к ним, специалистом проводится анализ предложенных детям тестов.
Нормативом умственного возрастного развития принимается набор заданий в целом. При этом специалисты, разработавшие данную методику, учли то, что у детей младшего школьного возраста преобладающим является наглядно-образное мышление с одновременным активным развитием словесно-логического. Именно поэтому задания данной методики идентичны и уравнены по своей сложности, распределяясь на два блока, один из которых является вербальным, а второй невербальным. Подобные особенности методики позволяют психологам проводить всесторонний и глубокий анализ интеллектуального развития детей.
Среди основных плюсов ТУРМШа специалисты отмечают возможность всесторонней оценки умственного развития как отдельно взятого школьника, так и группы учеников. При имеющихся недостатках специалист способен разработать схему необходимой коррекционной работы, которая позволила бы устранить имеющуюся проблему.
Среди минусов ТУРМШа находится тот момент, когда в процессе интерпретации уровней происходит некоторое занижение нормативных показателей, которые автор теста обозначил в виде количества баллов. Порой это имеет место в тех случаях, когда в проводимых экспериментах принимали участие ученики школ как больших, так и маленьких городов.
Обследование ТУРМШ выстроено по схеме работы с перфокартой. Каждый бланк с вопросами имеет вырезанные окошки, которые позволяют ребенку указать на листочке с ответами правильный вариант.
В первый, вербальный блок, входят субтесты, выявляющие особенности словесно-логического мышления ребенка. Сюда включены задания «осведомленность» и «классификация», «обобщение» и «аналогия». Имеет этот блок и два субтеста математической направленности.
Во втором блоке находятся задания, позволяющие выявить особенности невербального мышления младшего школьника. Сюда входят такие субтесты: «обобщения», «аналогии», «классификация», «геометрические аналоги» и «последовательные картинки».
Задания первого и второго блоков представляют собой карточки, на которых изображены геометрические фигуры и животные, растения, явления природы и т. д.
Задания школьного теста умственного развития (ШТУР) и ответы были нами подробно рассмотрены.