Святой праведный Иоанн Кронштадтский помогает людям не так давно, в сравнении с многими другими почитаемыми и канонизированными небесными заступниками. Этот человек жил на стыке XIX и XX столетий. Это означает, что с молитвами к нему обращаются менее сотни лет. Но невзирая на такой незначительный срок с момента канонизации, среди верующих святой весьма почитаем, и принято считать, что он не оставляет без помощи ни одного из обратившихся к нему.
Однако не только в качестве святого небесного покровителя и заступника известен Иоанн Кронштадтский. Пророчества – вот что сделало знаменитым этого человека. При жизни будущий святой славился необычайной прозорливостью. Те же, кто общался с ним, утверждали, что рядом со священником ощущали исходящие от него благодать и силу. Иоанн предсказал немало событий, которые уже произошли. Его пророчества сбываются буквально на глазах в наши дни, поэтому нужно отнестись к ним крайне серьезно.
О семье и учебе
Иоанн Кронштадтский, пророчества которого сегодня знает практически каждый человек, появился на свет 19 октября (по старому стилю) 1829 года в семье церковнослужителя. Отец будущего святого, Илья Михайлович Сергиев, служил в должности дьячка в Никольском храме села Сура. Село это находится неподалеку от Архангельска. Отец Иоанна был не единственным церковнослужителем в роду. Дедушки будущего святого тоже трудились в Божьих храмах.
Семья жила не особо богато. Однако это не помешало Иоанну в 1839 году поступить в приходское училище Архангельска. Завершил он свое обучение, как бы сейчас сказали, с отличием. Тогда говорили – первым учеником. После этого пришел черед духовной семинарии Архангельска. Ее будущий святой закончил вторым учеником, то есть не круглым отличником. Произошло это в 1851 году.
В тот же год талантливого, старательного и умного юношу направили на обучение за казенный счет в столицу, в Санкт-Петербург. Таким образом, Иоанн оказался в городе, сыгравшем значительную роль в его судьбе. Духовную академию Санкт-Петербурга будущий святой покинул в 1855 году. Завершил он свое обучение со степенью кандидата богословия. Диссертация, которую защитил Иоанн, была посвящена теме старообрядчества.
О начале служения
Во время обучения Иоанн собирался стать монахом. Мотивация к постригу у этого человека была крайне необычна. Он хотел вести миссионерскую деятельность, рассказывать о Христе и обращать в веру «диких людей» Сибири и Америки. Но передумал и остался в столице, а вскорости был направлен на служение в Кронштадт.
Момент начала служения достаточно любопытен, поскольку о причинах того, почему Иоанн не стал миссионером, доподлинно неизвестно. Существуют две версии этого, обе происходят из высказываний и записей в дневнике самого священника.
Первая гласит о том, что, проживая в столице, будущий святой осознал то, что люди здесь знают о Христе не больше, чем дикие народы, обитающие где-то на краю земли. И не меньше, чем дикарям, им требуется духовное наставление.
Вторая же версия гласит о том, что принял решение под влиянием видения Иоанн Кронштадтский. Пророчества будущего святого, согласно этой версии, начало свое берут именно с этого события, случившегося в годы обучения в столичной академии. Иоанн увидел себя в торжественном церковном облачении, служащим в Андреевском храме Кронштадта.
Как бы там ни было, но после рукоположения будущий святой был направлен именно в Кронштадт. В 1855 году в столице в Петропавловском соборе его посвятили в диаконы, а спустя только пару дней рукоположили в священники Андреевского собора Кронштадта. Иоанну было 26 лет в тот момент. В соборе он и прослужил вплоть до самой кончины.
Об обретении известности
Всероссийская известность пришла к Иоанну при жизни. Первый случай чудесного выздоровления, произошедшего по молитве этого священника, произошел в 1867 году, 19 февраля. Дата доподлинно известна благодаря дневнику Иоанна, в котором он оставил соответствующую событию благодарственную запись.
В записи этой говорится об исцелении наложением рук через молитву Господу отрока Костылева. К сожалению, о том, чем был болен отрок, от чего страдал, записей нет - как церковных, так и врачебных. Врачи в принципе отсутствовали в Кронштадте в том понимании, которое имеется у современного человека. Сам город на стыке XIX и XX столетий являлся местом высылки всякого сброда. Сюда отсылали из столицы неблагополучных людей, ведущих антисоциальный образ жизни и смущавших тем самым покой общества, но не совершивших какого-либо преступления. То есть паствой священника были матери-одиночки, пьяницы, разнорабочие, бродяги и прочие. Конечно же, в Кронштадте были и люди других социальных слоев, но низы общества представляли подавляющее по численности большинство. И именно таким людям отдавал все свое время будущий святой, помогая им во всем, к примеру, он мог оставаться с детьми на то время, пока их матери трудились в прачечной.
В 1883 году в одной из столичных газет, называвшейся «Новое время», было опубликовано «Благодарственное заявление» от имени ряда частных лиц. В нем рассказывалось о деятельности священника, его духовной силе, о благодати, нисходящей через моления Иоанна. Говоря современным языком, после этой публикации Иоанн «проснулся знаменитым».
К 90-м годам позапрошлого столетия слава священника достигла таких размеров, что в какое бы место он ни приезжал, всегда был встречаем толпами народа. Что любопытно, так это поведение встречающих. Оно скорее напоминало манеру себя вести современных почитателей популярных артистов, чем прихожан, нуждающихся в помощи. Например, при посещении Риги священник чуть не погиб, а его рясу в буквальном смысле разорвали на части. Каждый из толпящихся хотел «урвать для себя кусочек». Ежегодные визиты на родину, в село Сура, неизменно проходили в сопровождении многотысячных толп. Это привело к тому, что Иоанн не мог посещать свой дом так, как это делают простые люди. Его поездки требовали принятия специальных мер по обеспечению безопасности духовного лица.
Но у подобной популярности была не только негативная сторона. Иоанну начали жертвовать значительные денежные средства, которые, разумеется, шли на благотворительность. Усомниться в бескорыстии священника нет ни одного повода. После его кончины не осталось ни завещания, ни денежных средств.
О канонизации
Канонизация Иоанна Русской православной церковью состоялась в 1990 году в лике праведных. Однако это вовсе не означает того, что почитается как святой праведный Иоанн Кронштадтский только с 90-х годов ушедшего столетия. Русской православной церковью за границей этот человек был причислен к лику святых в 1964 году. Почитание же священника началось гораздо раньше.
Еще при своей жизни Иоанн воспринимался людьми как:
- чудотворец;
- молитвенник – человек, просящий Господа за других, чье обращение имеет особую силу;
- наставник;
- прозорливец.
Что любопытно, при жизни ни разу не был назван пророком Иоанн Кронштадтский. Пророчества его обрели значение спустя многие годы после кончины. Его нередко называли прозорливцем, то есть человеком, имеющим особый дар, который позволяет видеть насквозь людей или же какие-то события - как прошлого, так и настоящего или же будущего.
По определению Святейшего синода от 15 января 1909 года предписывалось совершать ежегодное молитвенное поминовение по Иоанну Кронштадтскому. Архиерейский синод Русской зарубежной церкви в октябре 1929 года предписывал проводить особую литургию в связи со столетием Иоанна Кронштадтского. Впервые же вопрос о причислении к лику святых был поднят в середине ушедшего столетия, в 1950 году. Произошло это в Соединенных Штатах, а инициатором выступил Аполлон Соллогуб, мирянин и общественный деятель, имеющий большой авторитет в русской общине.
Об отношении к пророчествам
Неизвестно, относил ли сам священник себя к пророкам. Однако доподлинно установлено благодаря записям в дневнике Иоанна то, что он крайне серьезно относился к сновидениям. Священник считал их важными, придавая такие значения:
- искушения;
- свидетельство о грехе, попущении;
- поучения;
- пророчества;
- обличение чего-либо.
Любопытна запись о сновидении, сделанная в октябре 1908 года. Иоанн описывает пригрезившихся ему живых свиней, обернутых тестом. Смысл грезы священник понимает как обличение чревоугодия. В дневнике он пишет: «Эти свиньи — ты, чревоугодник».
Прямых пророчеств Иоанн не оставлял, под этим термином понимаются его рассуждения и понимание видений, их описание.
О книге «Моя жизнь во Христе» и иных трудах
При жизни Иоанна Кронштадтского было опубликовано немало его работ, более пятнадцати, с учетом отдельных коротких обращений, например, ответа графу Толстому и духовных текстов, таких как акафисты.
Обрела наибольшую известность из всех работ, автором которых является Иоанн Кронштадтский, «Моя жизнь во Христе» - книга, рассматривающая ряд философских и духовных вопросов, относящихся к духовному становлению личности. Полное оригинальное наименование этого труда таково – «Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге». В названии отражено все, о чем повествует в этом труде Иоанн Кронштадтский. «Моя жизнь во Христе» определяет Господа как созидающую и животворящую Мысль. Иоанн рассуждает о том, что его современники возносят пустые молитвы, не имея в своих сердцах даже малого представления о христианстве. Священник выражает обеспокоенность тем, что через такие равнодушные моления люди могут лишиться христианства в целом, потерять его понимание.
Эта книга является главным трудом Иоанна Кронштадтского, но пророчеств не содержит. Хотя многие исследователи проводят логические взаимосвязи между оценкой уровня духовности современников священника с отделением Церкви от государства, случившимся после революции. Учитывая, что прямых пророчеств, таких, как в трудах Нострадамуса, Иоанн не оставил, вполне возможно, что доля истины в этих трактовках и имеется.
Первые черновые наброски к этой книге относятся к 1863 году, а опубликован впервые этот двухтомный труд был в 1894. Книга неоднократно переиздавалась и была весьма популярна.
Про пророчества о будущем России
Иоанн Кронштадтский пророчества о России как такового не оставил. В качестве предсказаний воспринимаются различные высказывания священника, произносимые как на проповедях, так и миру.
«Возвратись, Россия, к святой, непорочной, спасительной, победоносной вере своей и к Святой Церкви — матери своей — и будешь победоносна и славна, как и в старое верующее время», - так говорил священник Иоанн.
При жизни церковнослужителя этот отрывок из проповеди никто не воспринял в качестве предсказания. Скептики и сегодня утверждают, что речь идет лишь о ситуации в обществе, сложившейся на стыке XIX и XX столетий.
Однако другие предсказания Иоанна Кронштадтского о будущем России не вызывают сомнений. К примеру, он описывал такое явление, как свобода вероисповедания. Говорил о христианах, забывших о своей традиционной культуре и впитывающих чужую, но берущих от нее не лучшее, а худшее. Говорил о разгуле произвола и ереси. О людях, которые не имеют духовного стержня вообще, а ведут себя соответственно обстоятельствам, меняют личины, лицемерят. Он говорил о пастырях, уводящих людей от истинного понимания сути христианства, об идолопоклонничестве и о том, что вопрос «кошелька» превысит иные ценности. Что это, если не описание состояния страны в момент развала Советского Союза? Говорил он и об измельчении людей и их эгоизме, о стремлении к хвастовству и выставлении напоказ материальных благ.
Однако видение будущего России и мира Иоанном Кронштадтским не беспросветно. Священник утверждал, что возрождение неминуемо, и люди обратятся к Господу, вернутся в разрушенные храмы и начнут заново обретать духовность. Причем эти высказывания относились к ситуации в мире вообще, а не только к тому, что будет происходить в пределах России. О своей стране священник говорил просто: «Предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая».
Про пророчества о конце света
Пророчества Иоанна Кронштадтского о последних временах – тема для споров среди современных богословов, философов и прочих, неравнодушных к этому вопросу людей. Для прояснения того, почему эта тема является спорной, нужно заметить, что под пророчествами о конце света понимается текст книги, которая называется «О начале и конце нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса».
Это не пророчество Иоанна Кронштадтского об Апокалипсисе, в книге нет упоминаний о том, когда и как именно завершатся дни человечества. Это и не расшифровка текста Библии, и не трактовка Евангелия от Матфея, цитировать которое любил священник в своих проповедях. Этот труд является размышлением о том, что происходит с людьми, государством, властью, и о том, что религия и наука не противостоят, не соревнуются в борьбе за разум человека, более того, догматы веры вовсе не противоречат открытиям ученых.
В книге рассматриваются теории Канта, Лапса и прочих. Проводятся аналогии, причем весьма убедительные. К примеру, описываемая в древних текстах «тьма кромешная», согласно этой книге, - не что иное, как черное пространство, окружающее Землю.
Иоанн Кронштадтский пророчества о конце света в прямом смысле не делал. Когда говорят о подобном предсказании, имеют в виду изложенное в книге размышление о том, каким может быть описанное в Библии окончание времен. В священных древних текстах говорится об огненной катастрофе. Иоанн Кронштадтский связывает это описание с вероятностью столкновения планеты с каким-либо космическим телом, к примеру, с кометой. А иные признаки конца света - с последствиями данной катастрофы. Церковнослужитель не был астрономом или физиком, да и писал свою книгу он тогда, когда возможность полетов в космос еще и не предполагали даже фантасты. Потому этот труд действительно имеет пророческое содержание.
Предсказывал ли священник революцию?
Это крайне сложный вопрос. С одной стороны каждое слово в проповеди или запись в дневнике можно трактовать как пророческое видение Иоанна Кронштадтского. 1908 год, на который пришелся пик проповеднической деятельности, был крайне специфичным. Как описывают его современники: что-то ужасное витало в воздухе, было ощутимо. В природе подобное явление можно наблюдать перед началом грозы.
В год своей кончины Иоанн очень много говорил о судьбе страны, о слабоволии власти, о немощи на местах, духовной скудости и прочих аналогичных понятиях. И еще он говорил о том, к чему приведет государство и народ то, что происходит в обществе. Иоанн рассуждал о свободе и о том, чем она является. Говорил о различии между свободой истинной и произволом, анархией, разбродом. В его записях и в речах действительно есть то, что можно считать предсказанием революции.
Но с другой стороны о неизбежности социального взрыва говорили многие между 1905 и 1917 годами. Прямого пророческого текста священник не оставил. Однако его описание неизбежного, которое нетрудно найти в любой из проповедей 1908 года, в Житии, основанном на записях дневника, очень точно описывает революцию и ее последствия. Хотя там и нет упоминаний о снятии крестов, разграблении храмов, гражданской войне и иных подробностях.
Где и о чем помолиться Иоанну?
Самый известный храм Иоанна Кронштадтского находится в Санкт-Петербурге, в Кировском районе. Это весьма интересное место. Строить небольшую церковь начали в 1990 году. Храм маленький и удивительно светлый, как отмечают прихожане, в нем нет ни одного затененного участка. Несмотря на то что выстроено здание церкви сравнительно недавно, верующих в ее зале немало, да и атмосфера пропитана особой энергетикой.
Другой известный храм Иоанна Кронштадтского находится на родине святого, в селе Сура под Архангельском, в стенах местного женского монастыря. В Москве храмы расположены в Черемушках, Домодедово, Мытищах, на Кронштадтском бульваре. Выстроено в его честь достаточно много храмов по всей России и за ее пределами, включая Киев, Гамбург, Сан-Диего.
Мощи святого находятся в Санкт-Петербурге, в Иоанновском монастыре, на набережной реки Карповка. Что же касается молитв, то к Иоанну принято обращаться с просьбами о:
- выздоровлении;
- отвлечении от пьянства и наркомании;
- избавлении от бедности;
- ниспослании вещих сновидений.
Разумеется, это не означает, что святому не молятся об иных нуждах. Иоанн Кронштадтский помогает всем, обращающимся к нему с искренней верой и упованием на разрешение жизненных проблем.