Упаковка кондитерских изделий – крепкая картонная или пластиковая коробка с яркими рисунками, изображениями кондитерских изделий - так и манит приобрести сдобу или выпечку. Она выполняется в полном соответствии с ожиданиями клиента: глянец, переливающийся на прилавке, красочные узоры и невысокая цена – вот что притягивает «своего» покупателя. На самом же деле каждая тара, к примеру, коробка для торта или печенья на развес, до поступления на рынок в продажу проходит несколько этапов производства.
Взгляд покупателя и маркетолога – беспроигрышные шаги на пути к росту продаж
«Одежда» конфет или сдобы является защитой и украшением продукции. Она представляет лицо товара, а также сохраняет его свойства и вкусовые качества. По ГОСТу она изготавливается из картона, гофрокартона или микрогофрокартона. Это позволяет поставщику не только длительно хранить товар, но и воплотить задумки дизайнера по украшению тары. Внешний вид должен располагать, интересовать и побуждать людей к покупке.
Также важно правильное сочетание цветов – это задача технолога, который прорабатывает гамму изображений, выбирает способ нанесения в зависимости от типа картона.
Общие правила создания упаковок
Кондитерские изделия должны выпускаться только в установленных правилами коробках:
- жестяные банки;
- картонные коробки;
- комбинированные пачки;
- пакеты из целлофана;
- тара из полимерного материала.
По форме они представляют собой квадратные или фигурные параллелепипеды, состоящие из дна и крышки, цельной шкатулки или фигурной индивидуальной конструкции (ручки продеты сквозь прорезь).
Дно всегда застилается дополнительными элементами, в качестве которых используются:
- пергамент;
- подпергамент;
- пергамин;
- парафинированная бумага;
- целлофан.
Верхний слой обязателен в упаковке кондитерских изделий – он состоит из тех же материалов, которые выкладываются на дно. Ниже на видео представлена схема линии упаковочного цеха.
Какие существуют фасовочные материалы и упаковки для всех кондитерских изделий?
Прежде чем говорить о производстве коробок, хотелось бы разделить всю тару на виды и подвиды:
- Первичная обертка – влагонепроницаемая структура, которая открыта глазу потребителя.
- Вторичная упаковка – сюда относят подвид одиночного и группового распределения. Группы составляют товары из 10–20 штук.
Первичная упаковка может быть твердой, жесткой или мягкой. Если изделие нуждается в механической защите, мягкая обертка не подойдет. Негибкий материал, банки или пластик, служит отличным способом не только хранения, но и безопасной транспортировки.
В отдельный вид упаковок кондитерских изделий входят пластиковые крышки и подносы. Они встречаются в торговых центрах, пищевой промышленности, заведениях общепита, когда нужно подать или завернуть «с собой» изделие на вынос. Знаменитый «Парус» – крышка для тортов, которая похожа на узор художника, выполняется довольно быстро и просто (см. видео).
Вакуумная формовка позволяет создать гофропластик, который так привычен для покупателей среднего возраста. Коробки для тортов могут выполняться вручную, если производится «штучное» изделие, на специальных машинах или при помощи лазерного и 3D-принтеров.
А теперь узнаем, как просто делаются заготовки и сами коробки для будущих кондитерских изделий (см. видео).
Маркировка наружной стенки тары: важный процесс для последующей продажи изделий
Каждая партия товаров, фасованная в тару, должна украшаться художественными элементами. Они представляют собой:
- произвольный рисунок;
- художественное оформление;
- перевязочные материалы из бумаги;
- вискозную или шелковую ленту.
Если декорация не используется, наносится эмблема товарного знака. Она должна отражать марку или наименование бренда, дату расфасовки, срок годности, количество в штуках или по весу.
Техническая особенность упаковок из мягких материалов
Требования к упаковке кондитерских изделий предписывают следующие правила изготовления:
- пачки из целлофана или полимерного материала должны быть заклеены;
- мягкая упаковка обязательно завязывается лентой;
- швы должны быть хорошо термосварены;
- при отсутствии ленты используется зажим.
Весовую и фасованную продукцию можно раскладывать по ящикам, подкладывая бумагу. При заполнении несколькими слоями тары между рядами прокладывается пергамент. Допустимо использовать картонные, дощатые, фанерные ящики – сухие и без постороннего запаха.
Если используется картон, бумагой разделяют ряды печенья, выложенного на ребро. Картонная упаковка кондитерских изделий дополняется пленкой, которая не пропускает влагу и воздух. Фанерные ящики для сдобы обязательно оснащаются крестовиной снизу. Свободные места заполняются подушкой из стружки или оберточной бумаги. При этом отклонение допустимо в диапазоне ±0,5 % по массе нетто.
Пачки с диетическими и «особенными» видами кондитерской сдобы
Если производитель фасует витаминизированную, диетическую или лечебную сдобу, кондитерские товары, упаковка должна содержать сведения о максимально допустимой дозе в сутки. Например, детское печенье, которое фасуется рядами, разделяется картонной бумагой, предназначено для детей от 6 месяцев. На упаковке изложены:
- рекомендуемое количество товара в день;
- суточная норма для ребенка конкретного возраста при получении указанных витаминных добавок.
Надпись не может располагаться на этикетке или внутри вкладыша с общей информацией о продукте. К таким же товарам относят детское питание – молочные каши, пюре, печенье, шоколад.
Хранение изделий после фасовки
После того как будет произведена упаковка кондитерских изделий, производитель наносит сопутствующие маркировки: «Не бросать!», «Осторожно!» или иные, соответствующие типу изделий внутри. Дальнейшее хранение происходит в прохладных, сухих помещениях, хорошо проветриваемых, чистых. Температура бокса не превышает +18 °С, влажность воздуха составляет 75 %, не более. Если в здании имеются окна, их следует завешивать.
Недопустимо хранить продукцию с товарами, имеющими специфический запах. Например, торты нельзя помещать на одну полку с рыбными консервами или свежей селедкой.
Фанерные ящики устанавливаются на стеллажи высотой не менее 12 см от пола. Каждый ряд должен быть отделен друг от друга – расстояние 0,8 м. От кондиционеров и тепловых источников соблюдается расстояние в 1 м, а от печи и канализационных труб не менее 2–3 м. При поступлении новой продукции учитываются сроки хранения и годности последнего.
Производство упаковки для кондитерских изделий: как нужно хранить торты?
Торты бывают разными в зависимости от рецептуры и способа приготовления. В целом выделяют несколько видов:
- песочные и бисквитные;
- слоеные и заварные;
- миндально-ореховые;
- вафельные и воздушные;
- корзиночки;
- сахарные;
- комбинированные.
Последний вид тортов, как и крошковые, готовятся из полуфабрикатов. Укладываются они в картонные или пластиковые коробки. Низ застилается салфеткой или пергаментом. Пирожные фасуются в лотки на листы, которые затем помещаются в деревянные ящики. Чтобы красота десерта не деформировалась, все кусочки размещают в один ряд и слой. Рядом с лотком крепится талон с указанием маркировочных данных.
Независимо от выбранной упаковки кондитерских изделий, торты штучные и на развес должны обозначаться точным весом и временем изготовления вплоть до минут.
Вес тортов | Допустимая норма отклонения от массы нетто |
до 200 г | пирожные или кусочки тортов такого веса должны иметь точный вес с допустимой нормой отклонения в ±5 % |
от 200 до 250 г | максимальное отклонение разрешено до ±4 % включительно |
от 250 до 500 г | максимальное отклонение составляет ±2,5 % |
от 500 г до 1 кг | расхождение в весе до ±1,5 % |
свыше 1 кг | расхождение с фактической массой до ±1 % |
Весовые пирожные в коробках типа «шкатулки» могут иметь расхождение в весе до ±3 % при общей массе нетто до 500 г. Также не рекомендуется использовать слишком тяжелую тару для единичных пирожных. Торты лучше хранить в пластиковой упаковке для кондитерских изделий с боковыми защелками. Так лучше сохраняется свежесть продукта.