Эпоха постмодернизма в литературе ознаменовалась появлением новых терминов и понятий. Одним из ключевых стал симулякр, концепцию которого разрабатывали такие мыслители, как Жорж Батай, Жан Бодрийар, Жиль Делез. Это понятие является одним из ключевых в постмодернистской теории.
Определение
Если ответить на вопрос "Что такое симулякр?" простыми словами, то это копия чего-то, что не имеет оригинала. Также это понятие можно охарактеризовать как знак, не имеющий обозначаемого объекта. Объясняя понятие симулякра на русском языке, часто говорят, что это "подобие подобия" или "копия копии". Само это понятие появилось достаточно давно - еще в античности. С течением времени к нему обращались многие философы, изменяя или дополняя его значение.
История термина: античность
Это понятие ввел древнегреческий философ Платон. В его понимании симулякр обозначал просто изображение или воспроизведение: картину, рисунок, пересказ.
Использовал термин и Лукреций, он этим словом переводил понятие eicon (подобие, отображение), введенное Эпикуром. Для этих двух мыслителей это незаметный элемент, который исходит от тела. Лукреций считал, что симулякры бывают трех видов: появляющиеся из глубины на поверхность, исходящие от поверхности и видимые только на свету, фантазмы, создающиеся видениями.
Средневековье
В теологических трудах этой эпохи говорится о том, что человек - Божий образ и подобие - становится в результате грехопадения только образом, по сути симулякром. Как образы Бога также воспринимались иконы, однако по этому вопросу велась полемика: кто-то воспринимал такое отношение к иконе как идолопоклонство (Евсевий Кесарийский), а кто-то защищал иконопись (Иоанн Дамаскин).
Новое время
Философская мысль этой эпохи была направлена на познание действительности и на избавление от всего того, что мешало этому познанию. По мнению Фрэнсиса Бэкона, такой помехой были так называемые идолы, которых человек или создавал сам, или усваивал (например, театр, род, город). Идол - это фантом, ошибка ума.
Томас Гоббс связывает их с работой воображения и со снами. В новое время учение об образах и идолах также развивали такие деятели мысли, как Х. Фольф, А. Баумгартен.
Своя позиция была и у известнейшего философа Нового Времени Иммануила Канта. Он отрицал вымысел, не подтвержденный опытом, но при этом признавал значимую роль воображения в работе разума.
Эпоха постмодернизма
Во Франции философы Александр Кожев, Жиль Делез, Пьер Клоссовский, Жорж Батай также активно разрабатывали концепцию симулякра. В интерпретации Батая это результат отображения в произведении искусства, слове "мистического", суверенного жизненного опыта.
Делез стремился низвергнуть теорию Платона, в которой, как он считал, симулякр является просто ошибочной моделью. Симулякр, в понимании Делеза, - неудачная копия, порождающая иллюзию подобия. Он противоречит образу и отождествляется с элементами посторонней природы. Это явление философ называл "триумфом ложного претендента". Симулякр может сам производить собственные копии и приводить к мимикрии реальности, создавая гиперреальность.
Философы постмодернизма обратились к этому термину, чтобы показать, что искусство и творчество - это создание образов, выражающих душевное состояние человека, далекое от подобия действительности.
Новый смысл придал термину Жан Бодрийар, который применил его еще и по отношению к социальной действительности.
Что такое симулякр по Бодрийяру?
Философ считал, что этим термином можно назвать социокультурное явление, которое приобретает неоднозначный и неподлинный характер. Философ переносит определение из категорий онтологического и семиотического в реальную действительность. Он пытался объяснить симулякр итогом процесса симуляции - появления гиперреального явления при содействии моделей реального, которые не имеют "собственных истоков и реальности". Свойством его является возможность скрывать отсутствие реальности: например, государство является симулякром власти, а оппозиция - протеста.
Сходства и различия определения у Делеза и Бодрийара
Оба мыслителя считали, что современный мир переполнен симулякрами, что мешает разглядеть реальность. Философы хоть и опирались на тот термин, который ввел Платон, выступали за так называемое "низвержение платонизма". Также оба они отмечали серийность воспроизведения симулякров.
Принципиальное различие понимания того, что такое симулякр у этих двух философов заключалось в том, что для Делеза это было исключительно теоретическое понятие, в то время как Бодрийар видел практическое применение термина в социокультурной жизни общества. Различаются у философов и значения понятий "имитация" и "симуляция": для Делеза это принципиально противоположные понятия, а Бодрийар связывает их, называя имитацию первой ступенью симуляции. Также Бодрийар видит развитие симулякра, выделяя три этапа в зависимости от исторической эпохи. Для другого философа симулякр статичен. Еще одно принципиальное различие в отношении симулякра к истине: у Делеза он ее отрицает, у Бодрийара - замещает. Что касается движения симулякра, тут мнения тоже расходятся: Бодрийяр считает, что симулякр движется и развивается линейно в истории, Делез - что он цикличен, вечно возвращается на исходную точку развития.
Четыре ступени развития образа по Бодрийару
Симуляция, по мнению философа, является завершающим этапом эволюции образа. Всего Бодрийар выделяет четыре этапа:
- Базовая копия реальности. Сюда можно отнести, например, фотографию или видеозапись.
- Искажение и изменение реальной действительности, например, резюме ищущего работу.
- Подделка реальности и сокрытие ее отсутствия. Символ, скрывающий отсутствие того, что он символизирует.
- Расторжение всех связей с реальной действительностью. Переход знака из категории означения в категорию симуляции, обращение в симулякр. Если на предыдущем этапе его функция - скрыть отсутствие реальности, то теперь в этом нет необходимости. Знак не скрывает отсутствие оригинала.
Три порядка симулякров по Бодрийару
В каждой эпохе существовал свой тип копии. Менялись они в соответствии с изменением закона ценностей.
- Подделка - тип симулякра, который существовал в период с начала эпохи Возрождения до промышленной Революции.
- Производство - преобладающий вид во время промышленной эпохи.
- Симуляция - главный вид современной действительности.
Первый тип симулякра зависит от естественных законов ценности, второй - от рыночной стоимости, третий - структурных законов ценности.
"Войны в заливе не было"
Эта работа - собрание трех небольших эссе Жана Бодрийара, в которых очень наглядно иллюстрируется его понимание понятия симулякра. В заголовках работ философ ссылается на пьесу "Троянской войны не было" авторства Жана Жироду ("Войны в заливе не будет", "Действительно ли идет война в заливе", "Войны в заливе не было").
Автор ссылается на войну в Персидском заливе. Он утверждает, что войной это событие не было, так как хорошо вооруженные американские войска почти не атаковали иранские. О жертвах с противоборствующей Америке стороны почти ничего не известно. Люди узнавали о боевых действиях из средств медиа, которые не давали понять, какие события случились в реальности, а какие были искажены, утрированы, стилизованы.
Основная идея данного сборника - показать людям, как современные медиа подменяют действительность. Возможность рассказать о каком-то происшествии в режиме реального времени делает рассказ о нем более значимым и важным, чем само событие.
"Симулякры и симуляция" Жана Бодрийяра
Это один из наиболее значимых трактатов философа. В этой работе он исследует связи между реальностью, символами и обществом. Всего в трактате 18 глав. Любую из них можно охарактеризовать как отдельное произведение.
Примечательно что, для эпиграфа выбрана цитата, отсылающая к ветхозаветной книге Екклезиаст и объясняющая, что такое симулякр:
Симулякр — это вовсе не то, что скрывает собой истину, — это истина, скрывающая, что ее нет. Симулякр есть истина.
Но, по факту, эта фраза в Екклезиасте отсутствует.
Основные идеи "Симулякров и симуляций" Бодрийяра:
- Постмодернизм - время повсеместной симуляции. Реальность превратилась в модель, пропало противопоставление между знаком и действительностью.
- Современное Бодрийару общество заменило реальную действительность образом и символом, следовательно, весь опыт, который получило человечество есть симуляция.
- Общество так сильно переполнилось симулякрами, что любой смысл кажется неважным и непостоянным. Данный феномен мыслитель назвал «прецессией симулякров».
- Происходит смещение от знаков, которые маскируют явление, к знакам, за которыми его нет. Это ознаменовывает начало эпохи симуляции, где нет ни Бога, ни суждения.
- При наступлении эры симуляции история трансформируется в мифологию, прошлое становится фетишем. История врывается в жанр кинематографа, но не из-за того, что нужно воспроизвести события прошлого, а из-за ностальгии по референции, которая была утрачена с появлением гиперреальности.
- Кино пытается достичь полного, максимального тождества с реальным, но совпадает только само с собой.
- Информация не только не совпадает с сутью явления, но и разрушает ее, нейтрализует. Вместо побуждения к коммуникации, вместо создания смысла, информация только симулирует их. Этими процессами, по мнению Бодрийара, СМИ добиваются распада всего социального.