Жан Бодрийяр: биография, цитаты. Бодрийяр как фотограф

Давайте начнем с многозначительных слов: «Если говорят люди – уходит время. Когда время говорит – уходят люди». В отношении самого автора этой цитаты её смысл обогащается новыми значениями. Когда ушел Жан Бодрийяр, оказалось, что он так много сказал о времени и обществе, в котором жил, что его личность и творчество приобрели вневременную значимость.

жан бодрийяр

Он был человеком, искавшим новые пути во всем, чем занимался, — в филологии, в социологии, в философии, в литературе и даже в искусстве фотографии.

Внук крестьянина

Он родился на севере Франции, в городе Реймсе, 27 июля 1929 года. Предки его семьи всегда работали на земле, лишь родители стали служащими. Для образования достаточно начальной или средней школы — так считали в семье Бодрийяр. Жан смог поступить в Сорбонну, где изучал германистику. Он говорил впоследствии, что стал первым в роду, кто получил университетское образование, и это послужило причиной разрыва с родителями и со средой, где прошло его детство. Основательный, коренастый человек с круглым лицом крестьянина, любивший курить самодельные сигареты, вошел в небольшую касту влиятельных французских интеллектуалов.

Жан Бодрийяр, биография которого была надолго связана с преподаванием немецкого языка и литературы, с 1956 года работает в средней школе. Одновременно сотрудничает со многими изданиями "левого" толка, публикуя в них литературно-критические эссе. В этих статьях, как и в переводах Питера Вайса и Бертольда Брехта, шлифуется образный, ироничный, парадоксальный стиль изложения, отличавший даже самые сложные научные тексты Бодрийяра.

Преподаватель социологии

В 1966 году он защищает диссертацию по социологии в университете Нантер-ля-Дефанс. Университетские городки на окраинах Парижа в конце 60-х годов – рассадник "левых" идей, бурлящий котел, из которого выплеснулись студенческие волнения 1968 года. Радикальные "левацкие" идеи мало привлекали независимую натуру Бодрийяра, хотя он и вспоминал, что участвовал в антивоенных протестах, переросших в забастовку — в событиях, которые чуть не опрокинули правительство де Голля. Возможно, именно тогда родилось одно из самых знаменитых высказываний Бодрийяра: «Громче всего требуют тишины…»

 жан бодрийяр цитаты

В университете Париж-Х Нантер, а с 1986 года Париж-Дофин IX — двух из тринадцати, которые составляли Сорбонну, Ж. Бодрийяр занимал должность старшего преподавателя (доцента), а затем и профессора социологии. В то время там работали многие видные ученые: Анри Лефевр, Ролан Барт, Пьер Бурдье. После публикации первых же серьезных работ Бодрийяр стал пользоваться большим авторитетом у создателей философии нового времени.

Неомарксист

Жан Бодрийяр увлекался марксизмом, и даже переводил некоторые работы основоположников научного коммунизма — Маркса и Энгельса. Но это влияние носило парадоксальный характер, что проявлялось при изучении им и других философских теорий. За проникновением в суть идей следовало применение их для анализа современности, а кончалось всё попытками полного реформирования или резкой критикой. Как гласит один из его афоризмов — «Новые мысли подобны любви: они изнашиваются».

«Система вещей» (1968 г.) и «Общество потребления» (1970 г.) – работы, в которых Жан Бодрийяр использовал для рассмотрения современных проблем социологии некоторые положения коммунистической теории.

Мифическое «общество изобилия», которое считали своей целью романтики промышленной революции, превратилось в цивилизацию, где главная цель – соответствовать принятым стандартам, которые формирует реклама услуг и товаров. Идеал, созданный ею, – непрерывное потребление. Марксистский взгляд на производственные отношения, как на основной критерий оценки общества в современном мире знаков и символов, безнадежно устарел.

Неонигилист

Жесткая критика современного состояния общества постепенно становится у Бодрийяра доминантой его публикаций. Работа «В тени молчаливого большинства, или Конец социального» (1983 г.) содержит утверждение, что современная эпоха подходит к рубежу, за которым распад и крах. Прежняя классовая структура общества исчезла, породив пустоту между отдельными людскими массами, которые тоже утрачивают реальные очертания.

 жан бодрийяр биография

Человеческая общность становится фикцией. Жан Бодрийяр, цитаты которого уникальны по точности и выразительности, пишет: «Граждане опрашиваются так часто, что потеряли всякое мнение». Он отказывает массам в способности к конструктивному политическому представительству. Все идеологии — религиозные, политические или философские — нежизненны, потому что лишаются специфичности путем обобщения со стороны не различающего их закона и наличия готовой коллекции ярлыков, которыми они наделяются.

Постмодернист

Полемические свойства критических текстов Бодрийяра возбуждали яростную реакцию протеста у одних, а другим давали повод объявлять его первосвященником постмодернизма, чему он тоже активно противился. Несмотря на высокую концентрацию неприятия происходящих социальных процессов, которой насыщает свои работы Бодрийяр, философия постмодернизма кажется ему отдающей унынием, а то и регрессией.

жан бодрийяр биография кратко

Суть постмодерности, заключающаяся в порождении новых искусственных систем путем бесконечной игры с образами и понятиями из самых разных областей, не кажется ему прогрессивной и созидательной. Но откреститься от званий типа «гуру постмодернизма» ему было очень сложно. Слишком явной была виртуозность, с которой выражал он свои идеи словами, слишком завораживающей была игра образов и смыслов в его текстах, а ирония и черный юмор от Бодрийяра стали чуть ли не отдельным мемом.

Идеолог «Матрицы»

Одна из наиболее известных теорий Бодрийяра сконцентрирована в книге «Симулякры и симуляция» (1981 г.). Она заключена в понятии «гиперреальность», в том, что мы живем в мире, где смоделированные чувства и переживания заменили реальную вещь. Носителями этой гиперреальности, «кирпичиками», из которых она состоит, являются симулякры. Смысл их в ссылке на вещь или понятие, а значит, они сами – лишь симуляция. Моделируется всё: материальный мир и эмоции. Мы ничего не знаем о реальном мире, обо всём судим с чужой точки зрения, смотрим через чужой объектив.

Актуальность этой идеи для русского читателя закреплена Пелевиным в «Generation П», а для всего мира – в культовой кинотрилогии братьев Вачовски «Матрица» (1999 г.). Ссылка на Бодрийяра в фильме показана напрямую — в виде книги «Симулякры и симуляция», из которой главный герой – хакер Нео – сделал тайник для незаконных вещей, т. е. сама книга стала симуляцией книги.

Жан Бодрийяр неохотно говорил и о своей причастности к этой трилогии, утверждая, что его идеи в ней непонятны и извращены.

Путешественник

В 1970-х годах ученый много ездит по миру. Кроме Западной Европы, он побывал в Японии и Латинской Америке. Результатом его посещения Соединенных Штатов стала книга «Америка» (1986 г.). Это философско-художественное эссе - не туристический путеводитель, не отчет туриста. В книге дан яркий по форме анализ «оригинальной версии современности», по сравнению с которой Европа безнадежно отстала по способности к переменам, по созданию утопической и эксцентрической гиперреальности.

бодрийяр жан

Ему бросилось в глаза порождение этой гиперреальности – поверхностность американской культуры, которую он, впрочем, не осуждает, а просто констатирует. Интересны рассуждения Бодрийяра о результатах Холодной войны. При победе США реальность этого мира становится еще более иллюзорной.

Поездка в Японию оказалась для Бодрийяра знаменательной тем, что там он стал обладателем современного аппарата, после чего его увлечение фотоискусством вышло на новый уровень.

Фотограф

Как он не считал себя философом, так и не называл себя фотографом, и популярность, которую он приобрел в этом качестве, возникла без его желания. Понятно, что Бодрийяр как фотограф оставался таким же независимым и оригинальным мыслителем, как философ или писатель. Его способ смотреть на вещи уникален. Он говорил, что его задача – достичь объективности в отражении предмета и его окружения, при котором сама натура покажет то, что захочет сделать видимым.

 ж бодрийяр

Его фотоработы, изданные в виде нескольких альбомов, подход Бодрийяра к съемке были объектом серьезных обсуждений в среде профессионалов. Его посмертная выставка «Исчезающие методы» из 50 фотографий пользовалась большим интересом во многих странах.

Гений афоризма

Мало кто умел выразить мысль в таком виде, чтобы её глубина и острота сохранялись и после перевода. Одни афоризмы – продолжение рассуждений на научно-философские темы, другие - имеют сугубо литературные достоинства, похожие на блеск рекламного слогана:

  • "Сухая вода — просто добавь воды".
  • "Удовольствие от чувства воды на губах выше, чем от её глотания".
  • "Статистика – такая же форма исполнения желаний, как и мечты".
  • "У меня всего лишь два недостатка: плохая память и… ещё что-то…"
  • "Слабый всегда уступает дорогу сильному, и только самый сильный уступает дорогу всем".
  • "Самое печальное в искусственном интеллекте, что ему не хватает хитрости и, следовательно, интеллекта".
  • "Бог существует, но я не верю в него".
  • "Я чувствую себя свидетелем своего отсутствия".

бодрийяр философия

«Смерть бессмысленна» — эти слова тоже любил повторять Жан Бодрийяр. Биография, кратко отраженная в двух датах (27.07.1929 — 06.03.2007), вместила, кроме прочего, космический объём интеллектуальной работы, что позволяет легко поверить в истинность этого утверждения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.