Научно-техническое развитие, появление вычислительной техники и информационного общества за последнее время сильно увеличило скорость продвижения человечества по лестнице научного прогресса. Вместе с тем это обусловило появление новых, неизвестных ранее проблем, связанных с современными технологиями. Одну из них характеризует понятие "информационный взрыв". Это непрерывное увеличение объема сведений, опубликованных в общем доступе в масштабах всего мира.
Роль научно-технического прогресса
Высокая скорость научно-технического развития, возникновение новых предметов исследований, увеличение возможностей для получения новых знаний, резкая модернизация прежних технологий – вот факторы, способствовавшие росту ресурсов для поиска информации. Они между тем не имеют срока годности, но характеризуются возможностью бесконечно накапливать и расширять имеющиеся базы данных.
На данный момент количество информации, находящейся в свободном доступе, увеличилось в сотни раз. Все наследие знаний, накопленных человечеством к началу XIX века, увеличивалось в два раза каждые пятьдесят лет, к середине XX века – каждые десять, а к началу XXI – уже каждые пять лет.
Со временем появились понятия «информационное общество» и «информационный взрыв», характеризующие новые тенденции развития.
Информационное общество
Человечество пережило периоды революций, после которых общество выходило на новый уровень развития, получало новые характеристики. Первая революция произошла с появлением письменности, вторая – с началом развития издательского дела, третья – с изобретением электроэнергии, а четвертая – с возникновением вычислительной техники. Каждый этап характеризовался увеличением потока поступающей информации.
С возникновением интернета появилась возможность легко и быстро осуществлять обмен данными с людьми и организациями, находящимися на всей территории земного шара. Появились новые методы систематизации и получения знаний, что сделало их одной из главных потребностей для представителя общества. Все это сильно сказалось на развитии социума.
Сегодня люди являются представителями информационного общества. Особенностью данного этапа развития является использование знаний во всех процессах и действиях, а также автоматизация выполняемых работ. Изменения затрагивают и мировоззрение людей: умственный труд стал более распространенным, чем физический, а к материальным потребностям добавились также и информационные. Именно поэтому явление информационного взрыва характерно для общества данного типа.
Образ жизни современных людей, помимо преимуществ, имеет и недостатки. К ним можно отнести высокую подверженность людей информационному стрессу, обусловленному поступлением большого количества сведений в мозг человека, а также влияние средств массовой информации на сознание индивидов.
Факторы появления
Информационный взрыв характеризуется резким увеличением поступления сведений и знаний в свободный доступ, которые необходимо усвоить и переработать для дальнейшей трудовой деятельности. Его появлению способствовали:
- научная революция, сделавшая обработку информации одним из главных трудовых процессов;
- развитие издательского дела, сделавшего простым распространение накопленной информации;
- возникновение средств массовой информации;
- распространение обязательного образования, увеличившего процент грамотного населения.
Последствия взрыва
Одним из главных последствий информационного взрыва можно назвать возникновение информационного кризиса. Это расхождение между возможностями усвоения знаний человеком и их ежедневным оборотом. Становится все сложнее разбираться в потоке информации, доступном каждому индивиду.
Возникла проблема перегруза сведениями школьников и студентов. Во избежание ее развития, необходимо искать средства для безопасной работы и увеличения эффективности усвоения знаний.
Информационные барьеры
С возникновением проблемы информационного взрыва русский академик Владимир Глушков разработал теорию об информационных барьерах. Она показывает расхождения между запросами людей и возможными способами их реализации.
Имеется три таких барьера.
Первый связан с появлением письменности примерно в V тысячелетии до нашей эры. До этого информация могла храниться только в мозгу человека.
Второй барьер появился с возможностью печати книг в XV веке нашей эры, что во много раз увеличило количество носителей информации. После этого были изобретены другие средства передачи знаний: телеграф, телевизор, магнитные кассеты, но их обработка все еще производилась мозгом человека.
Третий барьер связан с изобретением электронно-вычислительных машин в середине XX века, когда информации стало так много, что мозга человека не хватало для осуществления ее обработки. Было необходимо придумать машину, осуществляющую этот процесс автоматически.
Таким образом, каждый из барьеров означал новый информационный взрыв, благодаря которому человечество продвигалось вперед на пути к прогрессу, но вместе с тем приобретало новые проблемы.
Информационная проблема
На данный момент можно с уверенностью заявить, что численность населения Земли растет в геометрической прогрессии, а количество возобновляемых природных ресурсов увеличивается только в арифметической. В прошлом веке ученые рассчитывали решить эту проблему с помощью внедрения новых технологий, а также повышения уровня всеобщей грамотности и, как следствие, снижения рождаемости.
На данный момент можно сказать, что демографическая проблема не является ведущей в развитых странах. Были изобретены новые технологии, благодаря чему человечеству не угрожает вымирание от голода. Но вместе с тем появился ряд проблем, связанных со вступлением в новую эпоху. К примеру, информационные взрывы, для устранения которых теперь также нужно искать пути решения.
Проявления данной проблемы
Информационный кризис (взрыв) имеет следующие проявления:
- Возникновение противоречий между возможностями человека по обработке поступающей информации и количеством данных, которые находятся в открытом доступе.
- Наличие большого количества информации, которая не является необходимой и затрудняет поиск полезных знаний.
- Появление политических и социальных барьеров, которые затрудняют доступ человека к имеющимся сведениям и их распространению.
Роль взрыва для человека
К главной проблеме человечества, возникшей по причине информационного взрыва, относится неспособность усвоить поток сведений, накопленных за всю историю развития общества. Этому препятствуют и возможности мозга, и биологический возраст, и технологическое развитие всего человечества. С каждым поколением на его представителей накладывается все больший вес знаний, накопленных предшественниками.
Все то количество знаний, что раньше открывалось людям в течение двух-трех веков, на данный момент транслируется в мозг за одну неделю. Поэтому скорость восприятия данных увеличивается в несколько раз, что несет большие нагрузки на мышление. Таким образом, человек, живущий в XXI веке, должен приобрести и обработать очень большое количество информации, в сотни раз больше, чем его предок, живший в XV-XVI веках.
Люди, живущие в XXI веке, из-за обилия имеющихся фактов и знаний не имеют времени на то, чтобы читать фундаментальные произведения полностью. Большинство изучает их в кратком пересказе, по сюжету экранизаций или вовсе знают о них только из энциклопедий. Это ожидаемый факт, обусловленный увеличением количества информации, имеющейся в распоряжении человечества.
Если поместить в мозг индивидуума все имеющиеся в мире знания, то он, вероятно, сойдет с ума от ее объема. Кроме того, нельзя определить достоверность всех этих данных, так как каждый автор выражает свое мнение, которое может отличаться от других.
Негативные последствия
Научно-технический прогресс, с одной стороны, осуществил очень много полезных процессов для общества, поднял науку на новый, неизвестный ранее уровень. Например, изобретение лазеров в области оптики позволило сделать новые открытия в сфере истории. Появилась возможность изучить подробнее древнюю эпоху, умершие языки и письменность, культуру прошлых народов. Так возникла и получила развитие такая наука, как культурология. Изобретение телескопа позволило получить представление не только о собственной планете, но и обо всей Вселенной. Благодаря появлению микросхем в компьютерах, повысились возможности хранения и обработки информации.
Однако вместе с тем научная революция принесла и негативные последствия. В первую очередь это возникновение информационного загрязнения, в котором стало тяжело определить степень полезности имеющихся сведений. Явление информационного взрыва, ставшее актуальным в последние десятилетия, сильно повлияло на мировоззрение людей. Возможно, с течением времени ученые смогут найти способ борьбы с данным процессом, но на данный момент нет эффективного пути решения поставленной проблемы. И поиск решения является важным направлением деятельности для наук разных сфер.