О победах и поражениях прошлого вспоминают, когда возникают проблемы в настоящем. История - великий учитель, только человечество ведет себя как нерадивый ученик при выполнении домашнего задания. Поэтому периодически возникают ситуации, заставляющие делать работу над ошибками.
Истоки проблемы
В 1639 году Япония, опасаясь чужеземного влияния, закрывает гавани, принимает решение не развивать океанский флот, высылает иностранцев. Добровольная самоизоляция затянулась почти на два века.
Ровно через сто лет русские мореплаватели исследовали подробно и нанесли на карты земли в Охотском море - Курильские острова. Данный факт был указан в "Атласе Российской империи" 1796 года, официально они были причислены к Охотской области Камчатского уезда.
В этот же период Курилы для себя открывают и японцы, отмечая в документах, что наряду с коренным населением видели на островах большое количество "иностранцев в рыжих одеждах".
Интересы двух империй столкнулись на территории в 15,6 тыс. квадратных километров.
Дипломатия у руля
Российский Генерал-Адъютант, Вице-Адмирал Евфимий Васильевич Путятин взялся за устранение противоречий между Россией и Японией в притязаниях на далекие острова. Симодский трактат 1855 года впервые на международном уровне закрепил право владения и установил границы следующим образом: о. Уруп полностью и все северные земли отошли к владениям Российской империи, о. Итуруп и острова к югу от него - к японской территории, о. Карафуто, так раньше называли Сахалин, остался неразделен и без определения границ. Договор также регламентировал вопросы торговли, судоходства и порядок добрососедских отношений. Впервые были открыты консульские представительства:
Отныне да будет постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией...
Так начинался документ о торговле и границах, который мы называем сегодня Симодским трактатом.
Благие намерения, как история нас учит, не всегда приводят к хорошим результатам. Размытость статуса Сахалина, который в документе был описан как "неразделенный", стала катализатором дальнейших разногласий между имперскими соседями. Неопределенность понималась как совместное владение.
Но преимущество было на стороне России. Она раньше стала осваивать и обживать эту суровую территорию. Японские чиновники незамедлительно начали высказывать претензии и демонстрировать недовольство таким положением:
Для нас нет никакой выгоды в допущении жить совместно.
Так писал Мурагакитр, губернатор Хакадатэ.
Не обошлось без участия других заинтересованных западных держав. Правительства Англии, США и Франции, в первую очередь, отмечали военно-стратегическое значение этих земель для России. При поддержке третьих государств Япония начала активное заселение спорного острова. Ситуация обострялась и накалялась.
Через двадцать лет после подписания в 1855 Симодского трактата границы, по инициативе Японии, были пересмотрены. По общей оценке историков - в пользу островной державы. Все земли Курильской гряды передавались во владение Империи Мэйдзи. Вся территория Сахалина, бывшая де-факто российской, теперь де-юре оказывалась под властью русского Императора. Это был большой стратегический и политический просчет договора, подписанного в 1875 году.
Мир, дружба... война
Все плюсы Симодского трактата 1855 года, текст которого определял северные острова как российскую территорию, были утрачены. Положение русского флота стало уязвимым, выход в Тихий океан был под угрозой блокады. Милитаристически настроенное правительство бывших союзников не упустило и эту возможность. В 1904 году атакой на Порт-Артур Япония начала военные действия против России, оккупировав южную часть крупнейшего острова архипелага.
Одним из последствий этой войны стало подписание еще одного договора, Портсмутского. С этого момента вся Курильская гряда стала территорией Японии, а остров с древним названием Карафуто был разрезан по линии 50-й параллели.
Вихри и изломы XX века не снизили кипение страстей. После капитуляции в 1945 году карту еще раз перекроили, но теперь без участия проигравшей империи. Курильские острова без исключения и Сахалин полностью перешли под юрисдикцию Советского Союза.
Пора поставить точку
Дипломаты и военные, решая глобальные вопросы истории, забывают о народе. Сахалин - яркий тому пример: людей вначале принудительно заселяли, потом насильственно депортировали. Для тысяч японцев на этих берегах прошло детство - вспоминают они о нем теперь издалека. Для сотен тысяч россиян среди этих сопок прошла вся жизнь - новые притязания Японии делают их будущее тревожным.
Надежда, что все вопросы урегулируются в дипломатических баталиях и не придется прибегать к оружию, есть. Проблемы современности нужно решать, исходя из текущих реалий, не используя для аргументации документ 160-летней давности. Симодский трактат надо оставить для изучения и в назидание молодым дипломатам, чтобы не пришлось потом делать работу над ошибками.